Быстрый переход

День мученицы Агрипины, мученика Евстохия. Святителя Германа, архиепископа Казанского

Оцените материал
(0 голосов)

День мученицы Агрипины, мученика Евстохия. Святителя Германа, архиепископа Казанского.
23 июня по старому стилю.

В этот день идет празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это одна из самых чтимых на Руси чудотворных икон Божией Матери. По преданию, святой апостол и евангелист Лука написал этот образ. Установлено празднование Владимирской иконе 8 сентября (26 августа) в честь чудесного избавления Русской земли от страшного нашествия татар и 3 июня (21 мая) в память спасения Москвы от татар, пытавшихся в 1521 году завладеть Первопрестольной. 6 июля (23 июня) Русская Православная Церковь вспоминает благодатную помощь Владычицы, бывшую от Ее Владимирской иконы в 1480 году, когда произошло знаменитое «стояние на Угре»: русские войска под предводительством Иоанна III противостояли ордам хана Ахмата, который так и не решился перейти через реку, названную «поясом Богоматери», охраняющей московские границы. Этот день считается датой окончания татарского ига.
Святитель Герман, архиепископ Казанский. В миру звался Григорием, происходил из знатного рода города Старицы. После удачного Казанского похода русского воинства был отправлен в ново-основанный город Свияжск для устройства там иноческой обители в честь Успения Божией Матери и пробыл там восемь лет, затем был возведен на Казанскую кафедру и пробыл в ней в сане архиепископа четыре года. Иоанн Грозный пожелал, чтобы казанский святитель занял престол московских митрополитов. Святого Германа вызвали в Москву, было объявлено, что он будет первоиерархом Русской Церкви. Святой Герман стал «печаловаться» перед царем о нуждах православного народа, обличать грех и беззакония, невзирая на лица, тогда Грозному он не понравился. Его изгнали из палат и подвергли опале. Существуют предположения, ,jto он был отравлен по приказу своенравного царя.
Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы. В этот день проводились общие купанья с песнями, говорили: «закупываются». На Руси исстари парились в этот день утреннею порою в банях, вольных старух и хворых людей вносили в баню на жгучей крапиве и парили их целебными травами. После бани садились за стол завтракать, ели обетную кашу (эта каша вскладчину, поселяне приносили крупу в общий котел) или называли ее еще мирской кашей, ею тощали нищих, убогих. Купальницкая обетная каша варилась из толченого в ступе ячменя.
Купание в реках начиналось с полдня и продолжалось до позднего вечера. Между купаниями проходили игры и пиршества. К купанию приступали торжественно, с песнями: одни купаются, другие на берегу поют, поэтому песни не смолкали. В этот день был обычай водить детей умываться к студенцам (родникам). Умывая их, бросают в студенцы медные деньги.
Также днем отправлялись в лес заготавливать веники на весь год. В средней полосе обычно березовые, в северных районах — это целые букеты, в которые входит рябина, черемуха, смородина, липа, разные травы. В это время травы уже в самом соку, начинался сбор лечебных, лекарственных трав, кореньев, считали, что накануне и в ночь Ивана Купалы они приобретают особую целебную силу. Наши поселяне купальницею называли особую траву: лютик, кошечью дрему. Этой траве приписывают разные целебные свойства. Собирают купальницу рано, когда она в росе, и сохраняют в стеклянках для лечения, а также делали из нее веники и парились «лютыми» кореньями в бане в надежде помолодеть. Дети из этой травы плели венки, делали шапки, колпаки и надевали на головы во время игр.
Считалось, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы и всякая нечисть силу получают, поэтому крестьяне для предохранения себя от ведьм кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое дерево, вырванное с корнем. По убеждению народа, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Считали: «Репу сей на Аграфе-ну — хороша репа будет». Когда сеяли, приговаривали:
Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка —
До Великого поста.
«Репа да горох и сеются про воров», «Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет — щипнет», подшучивали: «Мимо девки да мимо репки так не пройдешь». «На Аграфену гречиха мала, овсу пороет».
Аграфена-купальница, идущий за ней Иван Купала й еще через несколько дней «Петры-Павлы» Сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом.
Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:
Первое гаданье.
Собирали двенадцать трав, в них обязательно должны были быть чертополох и папоротник. Ночью все травы клали под подушку, чтобы приснился суженый. «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
Второе гаданье.
В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Уж если набралось, то в этом году обязательно замуж выйдешь.
Третье гаданье.
Под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» Просыпаясь, вспоминали, кто приснился, а от этого радовались или печалились.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

  • Дата по новому стилю: 6 июля
  • Дата по старому стилю: 23 июня