Быстрый переход

Польско - литовская и шведская интервенция

Оцените материал
(2 голосов)

Выступление Лжедмитрия II

Положение правительства Шуйского было по-прежнему очень неустойчивым ввиду продолжавшейся борьбы между различными слоями феодального класса, в которую активно вторгались иноземные силы. Польско-литовские магнаты и шляхта, а также католическая церковь не оставляли надежд воспользоваться обострением противоречий в России. Провал авантюры самозванца «Димитрия» не остановил их. Летом 1607 г. в городе Стародубе объявился еще один «Димитрий», «чудесно спасшийся» в 1606 г. в Москве. К нему собралась часть польской шляхты, восставшей против собственного короля и надеявшаяся участием в походе Лжедмитрия II (как его называют в литературе) загладить вину перед королем. Недовольство правительством Шуйского толкало к Лжедмитрию II (личность которого так и осталась неустановленной) казаков во главе с Иваном Заруцким, остатки отрядов Болотникова. На Северской Украине, в Рязанском уезде, в Пскове, Астрахани и других местах продолжались массовые волнения.
Весной 1608 г. ряд городов Северской Украины присягнул на верность Лжедмитрию. В начале июня он оказался под Москвой, но в боях у Химок и на Пресне был остановлен и основал свой лагерь в Тушине, получив скоро прозвище «Тушинского вора». Почти одновременно отряд шляхты под командованием Сапеги начал безуспешную осаду Троице-Сергиева монастыря, за стенами которого мужественно оборонялись собравшиеся из окрестных сел и деревень крестьяне.
Стремясь высвободить силы для борьбы с Лжедмитрием, правительство Шуйского заключило в июле 1608 г. перемирие с Польшей, по которому обе стороны отпускали пленных, захваченных во время авантюры первого самозванца. По этому соглашению из Москвы были отпущены Марина Мнишек с отцом, но попали они в Тушино. Пообещав им 300 тыс. золотых рублей и всю Северскую землю с 14 городами после воцарения в Москве, Лжедмитрий II был «признан» Мариной в качестве ее супруга и «царевича Димитрия». Лжедмитрий получил наказ от католической церкви — ввести в России унию католической церкви с православной, подоб-но тому как это было сделано на Украине и в Белоруссии, а также перенести столицу Российского государства из Москвы в один из городов поближе к Польше. Пока Лжедмитрий стоял в Тушине, отряды интервентов
рассыпались по всей стране, грабя, насилуя, притесняя жителей. В ответ все чаще вспыхивали народные восстания. Создавались ополчения, которые скоро выбили интервентов из Костромы и Галича. Успешно выдержал осаду и отбил атаки Ярославль, поднялись восстания в Муроме и Владимире. В течение 1609 г. освободительное движение охватило значительную часть страны к северу и северо-востоку от Москвы.
В то время как народные массы развертывали борьбу против интервентов, в Тушино перешло немало служилых людей и даже представителей знати, недовольных правительством Шуйского. Лжедмитрий охотно принимал их, раздавал им в награду земли и крестьян, повышал в чинах. Некоторые потом возвращались обратно к Шуйскому и получали за это еще более высокие чины и новые вотчины. «Тушинскими перелетами» называли в народе этих перебежчиков.
В Тушине создавался свой государственный аппарат. Из захваченного тушинцами Ростова был привезен митрополит Филарет, пострадавший при Годунове, и «наречен» патриархом. Так отец будущего царя Михаила Романова получил высший церковный сан в стане авантюристов и изменников.

Начало шведской интервенции

Правительство Шуйского тоже встало на путь сговора с иноземными силами. Оно обратилось за помощью к шведскому королю Карлу IX, который давно вынашивал замыслы отторжения от России Новгородской земли и Карелии и еще ранее предлагал помощь в защите этих земель от Речи Посполитой. Опереться на массовое народное движение против интервентов, развивавшееся в стране, правительство Шуйского не решалось. Соглашение со Швецией было достигнуто тяжелой ценой — Шуйский отказывался от условий Тявзинского мира и вообще претензий на Балтийское побережье, отдавал город Корелу с уездом и разрешал свободное обращение шведской монеты на территории России. Тем самым фактически развязывалась шведская интервенция.
Это вызвало большое волнение среди населения северо-западных русских земель, в Новгороде и Карелии, а псковичи в этой обстановке предпочли присягнуть самозванцу, но не подчиняться правительству Шуйского, пускавшего шведских интервентов в страну.
Весной 1609 г. молодой полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, используя помощь шведского отряда под начальством Делагарди, нанес удар польско-литовским интервентам и, опираясь на ополчение, северных городов, освободил север страны. Однако шведы вскоре отказались продолжать участие в военных действиях, потребовав, чтобы им уплатили обещанное жалованье, а также немедленно передали в их владение Корелу. Денег у Шуйского не было, и он обложил народ тяжелыми налогами. В свою очередь это привело к новым волнениям и восстаниям против феодалов. В Рязанском уезде, Поволжье, под Москвой и других местах появились новые отряды восставших.

Открытая интервенция польско-литовских феодалов

Иноземная интервенция и борьба России за независимость в начале XVII в.

Появление на территории России шведских войск давало возможность польско-литовским правителям начать открытое вторжение в Россию, потому что Речь Посполитая и Швеция находились в состоянии войны. Летом 1609 г. польский король Сигизмунд III во главе большого войска двинулся прямо на Смоленск. Войск в нем было очень мало, потому что Шуйский отводил их для борьбы с Тушином.
Правительство Шуйского, боявшееся .народного движения и стремившееся к его ликвидации, открыло дорогу и шведской, и открытой польской интервенции. Но снова со всей силой раскрылся высокий патриотизм народных масс. Это показала героическая оборона Смоленска, не сдавшегося неприятелю и державшегося почти исключительно силами - посадских людей и собравшегося в городе крестьянского населения. Оборона Смоленска, которую возглавил воевода Михаил Борисович Шеин, надолго задержала наступление польских войск. Тушинский лагерь скоро рассыпался, Лжедмитрий II с кучкой приверженцев бежал в Калугу.
Оставшиеся в затруднительном положении после бегства Лжедмитрия II «русские тушинцы» отправили посольство к королю Сигизмунду III во главе с боярином М. Г. Салтыковым. Договор, заключенный от имени Боярской думы с королем в феврале 1610 г., предусматривал воцарение Владислава, союз с Речью Посполитой, сохранение привилегий боярства в России и укрепление крепостнических порядков.
М. В. Скопин-Шуйский во главе войск в марте 1610 г. торжественно вступил в Москву. Возросший авторитет М. В. Скопина-Шуйского попытались использовать дворяне для свержения Василия Шуйского. Но молодой полководец неожиданно умер, — возможно, он был отравлен Шуйским. Во главе правительственных войск был поставлен бездарный и трусливый брат царя Дмитрий Шуйский. С 40-тысячным войском Д. Шуйский двинулся навстречу двигавшимся от Смоленска польским войскам гетмана Станислава Жолкевского. В июне 1610 г. войска Шуйского в сражении под Клушином потерпели полное поражение. В этом бою изменили наемные отряды, одна часть которых перешла на сторону противника, а другая во главе с Делагарди ушла на север для закрепления переходивших под власть Швеции русских земель. Используя всеобщее недовольство правительством Шуйского, вновь активизировал свои действия Лжедмитрий II. Он захватил Серпухов, на время овладел Коломной, подошел к Москве и встал в Коломенском. С запада к Москве подходили войска Жолкевского. Участь правительства Василия Шуйского была решена. 17 июля 1610 г. дворянами во главе с Захаром Ляпуновым при поддержке посадского населения Москвы Василий Шуйский был низведен с престола и насильно пострижен в монахи.
Но результатами переворота воспользовалось боярство, возглавляемое Ф. И. Мстиславским. Стремясь сохранить привилегированное положение московского боярства и не допустить подъема антифеодального движения в стране, Ф. И. Мстиславский призвал гетмана Жолкевского выступить из Можайска для защиты Москвы от Лжедмитрия 11 и затем начал переговоры с Жолкевским относительно признания королевича Владислава на русском престоле.
17 августа 1610 г. в польском стане под Москвой московские бояре подписали договор о признании королевича Владислава русским царем, а в ночь на 21 сентября 1610 г. бояре тайком впустили польские отряды в Москву. Наступило самое тяжелое время иностранной интервенции. В результате предательской политики боярства значительная часть страны, в том числе столица, была захвачена иностранными интервентами, власть в Москве фактически принадлежала польскому воеводе Гонсевскому, боярское правительство, так называемая «семибоярщина», во главе с Ф. И. Мстиславским никакой роли в управлении не играло. Расчеты некоторых представителей боярства, что призвание Владислава поможет избавиться и от Лжедмитрия II, и от Сигизмунда, оказались несостоятельными. Король отказался отпустить Владислава и требовал прекращения сопротивления в Смоленске. Попытки некоторых членов посольства уговорить защитников Смоленска сложить оружие перед польским королем оказались безуспешными.
 
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.