Быстрый переход

Русско - литовская война. Борьба с Витовтом (1395 - 1408)

Оцените материал
(5 голосов)

Витовт возглавил Великое княжество Литовское в 1392 г. после раздела власти с Ягайло, который стал польским королем. Вначале внимание Витовта было отвлечено на войну с Тевтонским Орденом в Прибалтике. Но заключив в 1394 г. мир с немцами, литовский князь вновь обращает свои взоры на восток.

В Москве в то время уже не было грозного князя Дмитрия, а его сын, осторожный Василий I Дмитриевич, стремился поддерживать дружеские отношения с Витовтом, на дочери которого Софье был женат. Это позволило литовскому князю действовать на востоке, пользуясь дружественным нейтралитетом Москвы. Первым объектом натиска стал Смоленск, захваченный Витовтом в 1395 году. В борьбу за этот город ввязался рязанский князь Олег Иванович (тесть смоленского князя Юрия), которому принадлежит честь сдерживания литовской экспансии в конце XIV - начале XV в.

После Смоленска Витовт обратился к Новгороду и потребовал от новгородцев подданства. Однако в этот момент внимание князя отвлекли дела ордынские. Разгромленный Тимуром Тохтамыш после ухода грозного среднеазиатского полководца в свои владения попытался вновь утвердиться в Золотой Орде. Не имея для этого достаточных сил, Тохтамыш обратился за помощью к Витовту. Литовский князь согласился с условием, что, утвердившись в Орде, хан поможет Литве овладеть Москвой. Так, после тайных переговоров князя с ханом родился новый антимосковский альянс, грозивший Василию I не меньшей опасностью, чем прошлый союз Мамая с Ягайло. Однако в 1399 г. в битве на реке Ворскле Витовт и Тохтамыш потерпели сокрушительное поражение от золотоордынских войск под командованием хана Темира-Кутлуя и мурзы Едигея.

Разгром Витовта позволил рязанскому князю Олегу вместе со смоленским князем Юрием отбить в 1401 г. Смоленск. Но в 1402 г. умер главный соперник Витовта на востоке Олег Рязанский, и литовский князь возобновил натиск. Первая осада Смоленска в 1404 г. завершилась для Витовта неудачно. Литовское войско семь недель безуспешно осаждало крепость, обстреливая ее из пушек, а затем отступило. Отразив натиск, смоленский князь Юрий поехал в Москву за поддержкой. В отсутствие князя некоторые недовольные им смоленские бояре, желавшие сами править городом, тайно призвали Витовта. Когда войско литовского князя вновь подошло к стенам Смоленска, бояре открыли ему городские ворота. Правда, надежды изменивших Юрию бояр на управление городом не сбылись, поскольку Витовт везде поставил своих наместников. Так крупнейшая русская крепость на 110 лет вошла в состав Великого княжества Литовского.

После падения Смоленска границы подвластных Витовту территорий вплотную приблизились к московским владениям. Москва, от которой литовские рубежи находились теперь всего в 200-х км, продолжала безмолвствовать. Ободренный смоленским успехом, Витовт в следующем году напал на Псковское княжество. Псковичам с помощью новгородцев удалось отбиться. Но ни те, ни другие не надеялись справиться с Литвой собственными силами и потому послали просить защиты у московского князя. Реальная опасность перехода огромных русских территорий на севере под власть Литовского княжества заставила Василия Дмитриевича пересмотреть союзные отношения со своим тестем. На сей раз Москва стала вооружаться, разорвала союз с Витовтом и открыто выступила против Литвы. В 1406 г. московское войско, в состав которого вошли ордынские полки хана Шадибека, встретилось с армией Витовта на реке Плаве, где было заключено временное перемирие. В следующем году литовские войска взяли Одоев, а московские вторглись в литовские владения и захватили город Дмитровец.

Кульминацией московско-литовской войны (1406-1408) стало стояние на Угре (приток Оки). После взаимных вторжений, оба войска в 1408 г. подошли к этой реке и остановились, готовясь к генеральному сражению. Настала решительная минута, когда могли повернуться судьбы народов Восточной Европы. Однако после нескольких стычек москвичи и литовцы все же не решились на крупное столкновение. Простояв много дней друг напротив друга, они заключили перемирие. Оно предусматривало установление границы по реке Угре. Впоследствии Витовт уже не предпринимал серьезных наступательных движений против Московской Руси.

Важной причиной, вынудившей Витовта пойти на мировую, была нестабильность в его собственном княжестве. Московско-литовский конфликт вызвал там серьезное брожение и дал возможность многим русским князьям, недовольным польско-литовским сближением, открыто поддержать Москву. Любое крупное поражение Витовта от князя московского могло вызвать в Литовском княжестве выступление сторонников русской ориентации, которых там было немало. Кроме того, у Витовта оставались напряженные отношения с братьями. Один из них - Свидригайло находился в московских владениях и с нетерпением ждал возможности свергнуть своего соперника. Немалую роль играл и моральный надлом Витовта после пережитого страха на берегах Ворсклы. Так что у литовского князя имелось достаточно причин проявлять осторожность.

Его же противник - Василий I был просто осторожен по натуре. Он представлял собой достойное продолжение дипломатической линии своего деда и прадеда. Два столетия вассальной зависимости, постоянное нахождение между литовским молотом и ханской наковальней - воспитали в московских политиках такие качества, как терпение, скрытность, осторожность, расчетливость и хладнокровие. Потомки Ивана Калиты отличались последовательностью и настойчивостью. Для них главными были не сроки, а цели. Василий I не спешил, надеясь на своих потомков. И не ошибся.

Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России М. "Вече", 2000.