Быстрый переход

Предпосылки созыва Государственной Думы

Оцените материал
(1 Голосовать)

Участие народа в принятии политических решений и законодательной деятельности восходит к глубокой древности. На народных собраниях, в России называвшихся «вече», решались важные вопросы жизни соплеменников. В Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призывать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после татаро-монгольского нашествия. В Северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) вече играло большую роль и просуществовало дольше, так как эти княжества не были разорены татаро-монгольскими войсками. Однако после включения в состав Московского царства и в этих землях вече отмирает.

В известной степени продолжением этой формы представительства позднее, в XVI-XVII веках, были Земские соборы. Земские соборы, как и вече, созывались время от времени, не имели строгого регламента, а выносимые на суждение вопросы предлагались властью. Чаще всего это были общегосударственные вопросы: объявление войны или заключение мира, выборы царя в чрезвычайных ситуациях, внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства, принятие основных законов и пр. В царствование Алексея Михайловича Земские соборы играли существенную роль в разработке и систематизации законодательства (свод законов этой эпохи получил название Соборного уложения, 1649 год).

Вначале Земский собор походил на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации, но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XVI в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.

К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Правительствующий сенат Петра I, учрежденный в 1711 году и ставший органом, решавшим все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства Российской империи. Основанный Петром I Сенат не был похож на сенаты европейских стран. Степень предоставленной Правительствующему сенату власти определялась тем, что он был учрежден 2вместо его царского величества собственной персоны» на время постоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься текущими делами. Учреждением, в чем-либо ограничивающим власть Петра, Сенат не стал: он действовал только по поручению царя и перед ним за все отвечал.

Екатерина II предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборного общественного органа, которым стала Уложенной комиссия. Уложенная комиссия должна была состоять из депутатов от Сената, Синода, всех коллегий и канцелярий, а «также изо всех уездов и городов империи». В правилах избрания депутатов в выборах должны были участвовать большинство категорий населения, но принципы избрания депутатов в городах и уездах были различны. Хотя Уложенная комиссия формировалась для составления проекта нового Уложения (Манифест от 14 декабря 1766 года) - свода основных законов империи, эту свою задачу она не выполнила.

Попытка поставить страну на конституционный путь развития была предпринята при Александре I, первый период царствования которого стал в России временем умеренно-либеральных реформ. Выдающемуся русскому государственному деятелю М.М.Сперанскому Александр I поручил разработать проект политического реформирования России, который и был подготовлен к октябрю 1809 года. Для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, равная по статусу исполнительной (министерства) и судебной (сенат) ветвям власти. Новый институт - Государственный совет должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающем все законопроекты до их поступления в Думу. Эти реформы осуществлены не были, хотя после войны 1812 года император вновь вернулся к конституционным идеям, но дать основной закон России Александр I так и не решился. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.

60-70-е годы XIX века названы «эпохой великих реформ», когда шли поиски приемлемых для самодержавия решений по реформированию системы управления, хозяйственно-экономических отношений, организации судебной власти и пр. 19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест об отмене крепостного права, 1 января 1864 года утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в ноябре 1864 года подписан указ о судебной реформе. Осуществиться предложенному в 1881 году министром внутренних дел М.Т.Лорис-Меликовым проекту конституционных преобразований помешало убийство Александра II 1 марта 1881 года. В первые годы правления Александра III либеральные реформы еще продолжались, но стали более осторожными и локальными. С 1882 года началась ревизия либерального законодательства Александра II, названная современниками политической реакцией.

Государственный совет, официально учрежденный 1 января 1810 года, стал высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Государственный совет был лишен права законодательной инициативы, он только обсуждал проекты законов, предложенные ведомствами. Все законы перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Государственному совету также была придана функция толкования законов. Члены Государственного совета до 1906 года назначались царем из числа высших сановников. Министры являлись членами Государственного совета по должности. С 1812 по 1865 год Председатель Государственного совета являлся одновременно и Председателем Комитета министров.

Государственный совет играл важную роль в подготовке и издании первого Полного собрания законов и Свода законов Российской империи (к 1833 году было подготовлено 33 тома Полного собрания и 15 томов Свода законов). В царствование Александра II Государственный совет принимал активное участие в разработке законодательной базы реформ 60-70-х годов.

В начале XX столетия Россия вступила в полосу широкомасштабных социально-политических потрясений, радикально изменивших и весь складывавшийся столетиями облик державы, и направление ее дальнейшего развития. Самодержавие, веками безраздельно доминировавшее на внутрироссийской политической арене, к исходу XIX столетия оказалось в чрезвычайно сложной ситуации. Российская государственность действительно нуждалась в модернизации, в приспособлении к новым жизненным реалиям. Но все-таки в правящих кругах при весьма острой борьбе между представителями различных течений вокруг вопроса об ориентации внутриполитического курса сильным влиянием пользовались сторонники сохранения неизменности существующих порядков.

О приближении социальных катаклизмов в России свидетельствовали грандиозные демонстрации, впервые вынесшие на улицу лозунг борьбы против государственной системы управления: «Долой самодержавие!». Невиданного размаха в первые годы XX в. достигло крестьянское движение с десятками разгромленных помещичьих имений. Значительным становится стачечное движение рабочих, в котором участвовало четверть миллиона человек. Появляются политические партии, требующие созыва Земского собора с представителями от народа, задачей которого была бы выработка конституции, что фактически означало разрушение самодержавного строя. К осени 1904 г. идея созыва Земского собора была заменена лозунгом Учредительного собрания.

Тогда же в Петербурге состоялся общеимперский съезд представителей местного самоуправления - земств. Сто наиболее влиятельных и активных земцев относились с неприязнью к лозунгу Учредительного собрания. Четыре дня в октябре 1904 года земцы бурно требовали от правительства закона о правах личности и созыва представительного, выборного от населения, органа власти. Съезду земцев сопутствовала так называемая «банкетная кампания», в ходе которой представители интеллигентных профессий - врачи, адвокаты, журналисты, юристы, инженеры и т.д. - собираясь чаще всего по ресторанам, произносили речи, некоторые из которых заканчивались лозунгом: «Да здравствует конституция!» Более 30 тыс. российских интеллигентов, участвовавших в этой кампании (не менее чем в 120 собраниях, состоявшихся в 34 городах России), также требовали политических свобод и законосовещательного представительного учреждения.

В итоге после долгих и острых дебатов Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти.

Начавшаяся в январе 1905 г. революция еще более обострила проблему политических реформ в России. Под давлением революции самодержавие вынуждено было пойти на серьезные преобразования политического характера. Катастрофические военные неудачи России в Русско-японской войне (полный разгром эскадры адмирала З.П.Рождественского в Цусимском проливе) усугубляли ситуацию. Первостепенное значение приобретал вопрос об организации представительных структур общегосударственного масштаба. 18 февраля 1905 года после долгих колебаний Николай II дал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина. В этом акте царь заявил о своем намерении привлечь народ к участию в предварительной разработке законодательных предположений, при условии сохранения самодержавия. Разработанный под руководством А.Г.Булыгина проект образования соответствующего выборного органа (Государственной Думы) рассматривался в Совете министров, а затем - на специальном совещании высших сановников под председательством Николая II (Петергофские совещания). 6 августа 1905 г. Николай II подписал манифест, которым в системе державной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная "булыгинской" по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина, разработавшего ее проект.

Проект законосовещательной Думы уже никого не удовлетворял, тем более что революция ширилась, на ее сторону начали переходить воинские части. В октябре 1905 года в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, после долгих и острых дебатов Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице главным образом его премьера гр. С.Ю.Витте, решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. 17 октября 1905 года он подписал Манифест, который содержал обещание гражданских свобод, демократизацию выборов в Государственную думу и придание ей законодательных функций.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".