Быстрый переход

Исполнительная власть в России

Оцените материал
(2 голосов)

В отличие от европейских государств, где власть развивалась в направлении парламентаризма и демократии, Российская империя на протяжении ХVIII-ХIХ вв. оставалась оплотом абсолютизма, власть царя не ограничивалась никакими выборными органами. Царю вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. В управлении страной царь опирал­ся на строго иерархизированный, бюрократический аппарат, министров и советников, назначенных им самим.

Государственный совет был за­коносовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Мнения, высказываемые членами совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы ре­шений государя.

По мере развития общества власть всё более нуждалась в исполнительных органах, деятельных и наиболее приспособленных к проведению в жизнь её предначертаний. На рубеже ХVIII и ХIХвв. в России появляется министерская система как форма организации высших орга­нов государственного управления, основанная на принципе единоначалия. Номинально должность министра появилась при Павле I в 1797; министр уделов, в 1800 г. министр коммерции. В 1802 г. был принят манифест “0б учреждении министерств". Существовавшие ранее коллегии первоначально не были ликвидированы - они были включены в министерства сохранив организационную самостоятельность. С середины 1803 г. кол­легии постепенно реорганизованы в департаменты и другие под­разделения министерств.

Высшим административным органом был Комитет министерств, учрежденный в 1802 г. Он состоял из министров, главноуправляющих, государственного казначея, с 1810 г. включал председателей департаментов Государственного совета, с 1812 г. - отдельных лиц по назначе­нию императора. На должность председателя Комитета министров царь назначал наиболее опытных чиновников, занимавших министерские и другие высшие посты. Комитет министров функционировал в составе общего собрания, дела решались по большинству голосов. Председательствовал один из членов комитета по очереди старшинства в чине - каж­дый в четырёх заседаниях. Журналы заседаний составлял кто-либо из товарищей министра. Общее решение и отдельные мнения записывались в журнал, который по утверждении его, представлялся государю. В 20-х годах ХIХв. значение Кабинета министров в делах госу­дарственного управления снижается в связи с усилением роли Собственной Его Величества канцелярии, которая, по существу, стала органом, возглавившим всю систему центральных и отраслевых органов госу­дарственного управления.

В первой половине XIX в. Россия оставалась абсолютной мо­нархией, для которой было характерно: разделение власти на уровни, которые обеспечивали решение одних и тех же задач управления, дублирование ответственности правительственных чиновников, крайне высокая степень централизации, бюрократизации и милитаризации ап­парата управления. "Личный характер политической власти" оставался очень сильным. Министерства проводили самодержавную политику, кон­тролируя все стороны жизни российского общества: политическую, социальную, экономическую. Вся политическая система была сориентирована в одном направлении - сверху вниз. Никакая инициатива, исхо­дящая снизу, была нежелательной и даже наказуемой. Всё, от законов до распоряжений, подробно регламентировалось изначально на высшем уровне, и обязанностью нижестоящих уровней власти считалось только исполнять поставленные задачи.

Сеть министерств в течение свыше 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Довольно частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного министерства в другое. Реорганизация старых и образование новых министерств, как правило, были починены задачам усиления борьбы с революционным движением, бюрократическими соображениями, а так же необходимости создать новую должность для члена Чарской фамилии или чиновного фаворита.

В октябре 1905 г. под влиянием революции царизм декларировал ответственность министерств перед государственной Думой. Но факти­чески министерства оставались в полном подчинении императору. Не­смотря на происшедшие изменения правительство ещё не приобрело характера “буржуазного ка6инета". Министры были ответственны только перед царём и им же назначались. Дума имела возможность влиять на исполнительную власть, а иногда и оказывать сильное давление на правительство путём внесения запросов и особенно голосованием по всем бюджетным вопросам. Бюджетные права думы относительно всех ассигнований ставили правительство как бы в подотчётное положение по отношению к ней. Исключение составляло Министерство двора, рас­ходы которого определялись и контролировались лично государем.

Конституция 1906 г. предоставила весьма ограниченные представи­тельные права вместе с декларированным избирательным законом. В 1917 г. Временное правительство подготовило систему почти все­общего представительства через выборы в Учредительное собрание, но как оказалось, то был конец, нежели начало, представительного правления в России.

Первым актом процесса образования однопартийности советской политической системы явилось образование II Всероссийским съездом Советов однопартийного большевистского правительства. В отличие от предыдущих это временное правительство рабочих, солдат и крестьян получило название "Совета народных Комиссаров". Министерства должны были эамениться "комиссарствами". С разгоном Учредительного собрания был перечёркнут вариант демократической республики с широкой со­циальной опорой, многопартийностью.

По мере развёртывания гражданской войны всё более усиливалась тенденция подмены государственных органов партийными. Органы исполни тельной власти всё больше подменяли собой власть законодательную . Монополия РКП(б) на власть, сращивание партийных и государственных органов привели к отождествлению диктатуры пролетариата и партийной диктатуры. В новом государстве в трансформированном виде возрож­дались некоторые традиции дореволюционной российской государственности с её централизацией, персонификацией высшей власти, обширными и слабо регламентированными функциями госаппарата, почти неподкон­трольного трудящимися. Народные массы, как и прежде, оставались бесправными, отрешёнными от реального участия в управлении .

Правительство страны меняло своё название - Совет Министров, Кабинет Министров - изменялась его подотчётность; раньше он был подотчётен Верховному Совету СССР, в 1991 г. - президенту.

В 1992-1993 г. российская государственность в своем высшем эшелоне была представлена тремя ветвями власти: законодательной/ /Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет/, исполнительной/ Президент и назначаемое им правительство, предсе­датель правительства утверждался Съездом народных депутатов по представлению Президента/ и судебной с венчающим её Конституцион­ным судом.

По Конституции 1993 г. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления Статьи Конституции позволяют говорить о том, что это- полупрези­дентская полупарламентарная республика с доминирующим положением института президентства. Конституция устанавливает институт двойной ответственности правительства - перед Государственной Думой и перед Президентом.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и ука­зами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Федеральные органы исполнительной власти

Правительство России как высший исполнительный орган государства на протяжении ХIХ-ХХ столетий проделало значительную эволю­цию. Машина исполнительной власти работала во исполнение задач по управлению происходившими в России государственными и обществен­ными процессами. На различных исторических этапах роль правитель­ства не была одинаковой менялось его название, разным был количественный состав, совершенствовались со временем административные навыки. В то же время отчётливо прослеживаются устойчивые традиции историческая преемственность в развитии этого института власти, без учёта которых, как представляется, строительство новой Россий­ской государственности не может быть вполне успешным.

Федеральные органы исполнительной власти.
История и историография. К истории исполнительной власти в России.
Правительство России ХIХ-ХХ вв.: исторический опыт и тенденции современного развития.