Быстрый переход

Подписание Манифеста от 17 октября 1905 года стало важным шагом на пути реформирования самодержавного строя Российской империи. Манифест и законодательные акты, конкретизирующие его содержание, изменили государственный строй Российской империи. Из новой редакции Основных законов, принятой 23 апреля 1906 года, исчезло определение самодержавия как «неограниченного», вместо чего было сказано, что отныне царь осуществляет свою власть «в единении» с Государственной Думой и Государственным советом. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Законодательная власть разделялась между Государственной Думой, Государственным советом и самодержцем.

Участие народа в принятии политических решений и законодательной деятельности восходит к глубокой древности. На народных собраниях, в России называвшихся «вече», решались важные вопросы жизни соплеменников. В Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призывать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после татаро-монгольского нашествия. В Северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) вече играло большую роль и просуществовало дольше, так как эти княжества не были разорены татаро-монгольскими войсками. Однако после включения в состав Московского царства и в этих землях вече отмирает.

Выборы в Первую Государственную Думу проходили по новому избирательному закону от 11 декабря 1905 года, который расширил круг городских избирателей, включив в него не только владельцев недвижимости, но и плательщиков налогов, и состав участников уездных съездов землевладельцев.

Список депутатов Первой Государственной Думы (498 человек).

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация.
Основной деятельностью депутатов Государственной Думы являлось обсуждение законов, представленных властью. Парламентская процедура (правила проведения обсуждений и принятия решений) должна была регламентироваться Наказом Государственной Думы. Думы первых двух созывов так и не приняли Наказа полностью: Первая Дума рассмотрела только три статьи Наказа, Вторая - четвертую и часть пятой (и эти статьи фактически исполнялись). Полностью Наказ был принят только Третьей Думой. За соблюдением процедурных норм следил Председатель.
Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная "вносить спокойствие" в общество, лишь "разжигает смуту".
Против подписавших Выборгское воззвание депутатов Правительство возбудило уголовное преследование. Власть расценила эти действия депутатов как призыв к неповиновению. 16 июля 1906 года было возбуждено уголовное дело, которое рассматривалось в Особом присутствии Санкт-Петербургской судебной палаты. Приговор депутатам мог быть только обвинительным.