Быстрый переход

Законодательная деятельность

Оцените материал
(1 Голосовать)
Основной деятельностью депутатов Государственной Думы являлось обсуждение законов, представленных властью. Парламентская процедура (правила проведения обсуждений и принятия решений) должна была регламентироваться Наказом Государственной Думы. Думы первых двух созывов так и не приняли Наказа полностью: Первая Дума рассмотрела только три статьи Наказа, Вторая - четвертую и часть пятой (и эти статьи фактически исполнялись). Полностью Наказ был принят только Третьей Думой. За соблюдением процедурных норм следил Председатель.
По результатам каждого заседания Государственной Думы составлялся журнал и стенографический отчет. В журнале фиксировались все действия во время заседания, стенографический отчет - максимально полная и точная запись выступлений, реплик, реакция зала (одобрение или порицание выступающему). Журналы и стенографические отчеты предназначались для печати. Тираж определялся из расчета одного экземпляра на 100-150 тыс. жителей. Из 6500 экземпляров 4500 распространялись бесплатно по библиотекам и учреждениям, 2000 шли в продажу.
На первом заседании Думы Председателем практически единогласно был избран С.А.Муромцев: из 436 поданных депутатами записок в 426 была внесена фамилия С.А.Муромцева.
На втором заседании 29 апреля 1906 первым вопросом был адрес царю в ответ на его «тронную речь», произнесенную перед депутатами в Зимнем дворце 27 апреля. Для его подготовки была создана первая думская комиссия из 33 депутатов. Адрес являл собой политическую программу: в нем содержалось требование введения полноценной конституции (гражданские свободы, политические права, ответственность исполнительной власти перед законодательной) и программа широчайших реформ.
По закону Дума должна была сразу создать 11 отделов по территориальному признаку для проверки полномочий депутатов (законности выборов). К этой процедуре Дума приступила только на 6-м заседании 8 мая 1906 года. В Первой Думе также было создано 6 постоянных и 5 временных комиссий.
Нормальная законодательная деятельность Думы осложнялась конфронтацией с исполнительной властью, которая отрицала возможность конструктивной работы с этой Думой, не подготовилась к законопроектной работе с ней. Содержание и характер законопроектов, предложенных властью на обсуждение в Думе, не соответствовали напряженной политической обстановке в стране. Со своей стороны и Дума была склонна к конфронтации. Оппозиция решила забросать правительство запросами, намереваясь дискредитировать его таким образом в глазах народа. За время существования I Думы в нее был внесен 391 запрос министрам (261 из них поддержаны Думой).
Первая Дума перешла к тактике самостоятельной разработки некоторых насущных законодательных предположений. Возможность законодательной инициативы Думы существовала, но процедура была чрезвычайно длинной и сложной. Единственной из думских инициатив, доведенной до одобрения, стал законопроект об отмене смертной казни за 54 подписями, по которому смертная казнь отменялась вообще и заменялась следующим по тяжести наказанием. Но законом этот законопроект так и не стал, Государственный совет передал его в особую комиссию, где он пролежал до роспуска Думы.
Единственным законопроектом, прошедшим через Государственную Думу и ставшим законом, была просьба министерств финансов и внутренних дел выделить 50 млн.руб. сверх росписи расходов на 1906 год на помощь пострадавшим от голода и неурожая. После бурных обсуждений был принят думский вариант закона (выделялось 15 млн.руб.)
Важнейшим для I Думы стал аграрный вопрос, Свои предложения по проектам будущего земельного закона выносили кадеты, «трудовая группа» (проект 104-х), несколько позже «трудовики» подготовили еще один проект (проект 33-х), не принятый Думой к рассмотрению.
Первая Государственная Дума на 40 пленарных заседаниях и 18 заседаниях комиссий обсудила огромное количество вопросов: об отмене смертной казни и амнистии политических заключенных, о неприкосновенности личности и гражданском равноправии, о свободе печати, союзов и собраний, о черносотенном погроме в Белостоке, о профсоюзах, о помощи безработным и голодающим и многие другие, но стать законами этим законопроектам было не суждено.
Итак, итоги законодательной деятельности I Государственной Думы таковы: два одобренных законопроекта, один из которых стал законом. Все бюджетные вопросы, как правило, главная забота любого парламент, так и остались без внимания Государственной Думы первого созыва, что давало власти сильный аргумент в пользу роспуска Государственной Думы.

 

Иллюстрация из художественно-иллюстрированного издания "Представители Государственной Думы: 1906 г., 27 апреля - 8 июля" под редакцией Г.В. Малаховского
 
Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".