Быстрый переход

О долге и чести воинской в российской армии
 
В сборник вошли уникальные документы и материалы из военно-научной литературы и периодической печати, ставшие библиографической редкостью. Они отражают эволюцию отечественной военной мысли от создания регулярной армии до начала первой мировой войны.
Книга представляет несомненный интерес для широкого круга читателей, прежде всего тех, кто занимается историей военной науки, педагогики и психологии.

Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой собрание военно-исторических документов, фрагментов из научных трудов, военно-педагогических изданий, военной публицистики за период XVIII — начало XX в., в которых нашли освещение проблемы воинского долга, чести и нравственности, а также обучения и воспитания в российской армии.

Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.

Испокон веков Россия испытывала на себе мощное давление извне. Многочисленные орды кочевников с востока, польско-литовские захватчики с запада, немецкие рыцарские ордена и шведы с севера, турки и татары с юга на протяжении столетий опустошали русские земли. Все это не могло не сказаться на формировании национального характера, на отношении к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках народ воспевал храбрость и отвагу тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, обороняя родную землю от иноземных завоевателей. Защитники Отечества всегда пользовались неизменной любовью народа, а профессия воина считалась трудной, опасной и благородной. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как враги, так и союзники: стойкость в обороне, решительность в наступлении, храбрость, инициатива, презрение к смерти, взаимовыручка.

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (Петр Алексеевич Романов) — русский царь, с 1721 г.— первый русский император. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат. Осуществил ряд важнейших преобразований, организовал оружейные и горные заводы, ввел рекрутскую повинность, создал регулярную армию, начал строительство флота, заложил основы русской школы военного искусства. Являлся автором и редактором уставов, ряда военно-исторических и научных трудов, создателем первых военно-учебных заведений, готовивших командный состав армии и флота.

РУМЯНЦЕВ (Румянцев-Задунайский) Петр Александрович — русский полководец, генерал-фельдмаршал, продолжатель традиций Петра I в вопросах обучения и воспитания войск. Положил начало и успешно применял в боевой обстановке тактику колонн и рассыпного строя. Отличился в битвах Семилетней войны 1756—1763 гг., одержал ряд побед в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. Многие положения Румянцева нашли отражение в уставах русской армии и ее организации.
 
ПОТЕМКИН Григорий Александрович — генерал-фельдмаршал, дипломат. С 1776 г.— генерал-губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Руководил строительством Черноморского флота. После присоединения Крыма получил титул «светлейшего князя Таврического». С 1784 г. президент Военной коллегии. В русско-турецкую войну 1787—1791 гг. главнокомандующий русской армией.
СУВОРОВ Александр Васильевич — великий русский полководец, генералиссимус. Участник Семилетней войны 1756—1763 гг. В русско-турецкую войну 1787—1791 гг. одержал крупные победы у Фокшан и при Рымнике, штурмом овладел крепостью Измаил. В ходе Итальянского похода 1799 г. командовал союзной русско-австрийской армией. Вершиной полководческого искусства Суворова явился Швейцарский поход 1799 г. Суворов создал прогрессивную систему взглядов на способы обучения и воспитания войск, один из основоположников русского военного искусства.
 
УШАКОВ Федор Федорович — выдающийся русский флотоводец, адмирал. Окончил Морской кадетский корпус. Служил на Балтийском и Черноморском флотах. Одержал крупные победы над турецким флотом в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 гг. При создании греческой республики Семи Островов проявил себя искусным политиком и дипломатом, написал конституцию республики. Основоположник маневренной тактики парусного флота. Являлся последовательным сторонником суворовских принципов обучения и воспитания войск.
КУТУЗОВ (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович — великий русский полководец, генерал-фельдмаршал. Был послом в Турции, командующим и инспектором войск в Финляндии, литовским, петербургским и киевским военным губернатором, короткое время служил в должности директора Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Заключил выгодный для России Бухарестский мирный договор 1812 г. Войска под предводительством Кутузова участвовали практически во всех войнах, которые вела Россия в конце XVIII — начале XIX в. Кутузов отличился во множестве сражений и битв. С августа 1812 г. он возглавил русскую армию, разбившую войска Наполеона. Кутузов поднял русское военное искусство на новую, более высокую ступень, опираясь на передовые для своего времени взгляды на характер ведения войны.
НАХИМОВ Павел Степанович — флотоводец, адмирал. Окончил Морской кадетский корпус. Командовал корветом «Наварин», фрегатом «Паллада», затем бригадой, дивизионом и эскадрой кораблей. Служил на кораблях Черноморского флота под командованием М. П. Лазарева. В Крымскую войну (1853—1856) командовал эскадрой Черноморского флота, разгромившей турецкую эскадру в Синопском сражении. С февраля 1855 г. фактически возглавлял героическую оборону Севастополя.

Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество.
Кто место свое без указу оставит или друга выдаст или бесчестный бег учинит, то оный будет лишен и чести и живота.
Офицеры суть солдатам, яко отцы детям.

Традиции и обычаи русской армии со времен Петра I имели устойчивый характер. Высокий моральный дух солдат, понятия о долге и чести воинской даже в тяжелые периоды российской истории олицетворяли собой силу и непобедимость армии.