Быстрый переход

Федеративные отношения и этнополитические конфликты

Оцените материал
(2 голосов)
После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты. Гражданские войны на национальной основе охватили часть территории Закавказья (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), национальный вопрос остро встал в Молдавии (районы проживания гагаузов, Приднестровье). Сложная ситуация складывалась и в многоэтнической Российской Федерации. Несмотря на то, что русские составляли почти 82% ее населения, обилие автономий разного уровня (республики, области, округа) в условиях становления новой государственности и роста сепаратизма создавало реальную угрозу целостности.
После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты. Гражданские войны на национальной основе охватили часть территории Закавказья (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), национальный вопрос остро встал в Молдавии (районы проживания гагаузов, Приднестровье). Сложная ситуация складывалась и в многоэтнической Российской Федерации. Несмотря на то, что русские составляли почти 82% ее населения, обилие автономий разного уровня (республики, области, округа) в условиях становления новой государственности и роста сепаратизма создавало реальную угрозу целостности.
Наибольшую опасность для единства страны представляли события в Чечне. В начале сентября 1991 г. председатель исполкома Общенационального конгресса чеченского народа, генерал в отставке Д. Дудаев, используя рост сепаратистских настроений, взял власть в Чечне в свои руки. Осуществленный им насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики сопровождался захватом телецентра, дома радио, аэропорта, блокированием вооруженными людьми центра Грозного. По сути дела, произошел государственный переворот в масштабах автономной республики и сепаратистское восстание в масштабах СССР. После избрания Дудаева Президентом 1 ноября 1991 г. была провозглашена независимость Чеченской республики. Заявление Верховного Совета РФ о незаконности избрания Дудаева президентом и указ Б.Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни (вскоре отмененный) не смогли предотвратить ее фактического выхода из состава РСФСР. Новое положение Чечни было закреплено принятием в марте 1992 г. Конституции самопровозглашенной республики Ичкерия.
Этнополитическая напряженность давала о себе знать и в некоторых других республиках. Так, в начале 1992 г. радикальное крыло националистского движения в Татарстане на всетатарском съезде-курултае предприняло попытку провозгласить государственную независимость республики вне рамок Российской Федерации. Хотя руководство Татарстана и не поддержало радикал-националов, оно не вняло возражениям Москвы против проведения референдума о суверенитете республики. Такой референдум состоялся в марте, и 60% участвовавших в нем высказались за суверенитет Татарстана.
В марте 1992 г. всеми республиками Российской Федерации (к прежним добавились бывшие автономные области — Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай, Хакасия), за исключением Чечни и Татарстана был подписан Федеративный договор. В нем разграничивались полномочия центральных органов государственной власти и «органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Согласно этому договору республики получили самые широкие права, вплоть до провозглашения их собственностью земли и ее недр, водных ресурсов и природных богатств. Республики признавались самостоятельными участниками международных экономических отношений. Заключенный в 1994 г. договор о разграничении полномочий позволил разрешить ряд проблем в отношениях между Центром и Татарстаном. Этническая напряженность снизилась и в других регионах, кроме Северного Кавказа.
К середине 1992 г. российские войска были выведены из Чечни, а большая часть их вооружения попала в руки сепаратистов. К этому времени явочным порядком, на основе нелегально возникшего рынка оружия, было осуществлено «всеобщее вооружение» народа на территории как Чечни, так и Ингушетии. Дудаев формировал армию независимой республики (президентская гвардия, полк специального назначения, танковый полк и т. д.); а в Пригородном районе Северной Осетии, где обострились отношения между проживавшими там ингушами и осетинами, с обеих сторон создавались отряды самообороны и народного ополчения. В последние дни октября 1993 г. оружие было пущено в ход. По существу, между ингушами и осетинами началась «этническая война». Столкновения привели к вытеснению из Пригородного района всего ингушского населения. В Российской Федерации появились первые «свои» беженцы.
В середине 1994 г. Чечня была объявлена исламской республикой. Вместо гражданского кодекса на ее территории внедрялись «законы шариата». Неприятие частью чеченского общества политического курса Дудаева привело к возникновению оппозиции, которая стала создавать свои вооруженные формирования. Между ними и войсками Дудаева произошли столкновения. Обстановка в Чечне, оказавшейся на грани гражданской войны, казалось, благоприятствовала свержению сепаратистского режима, и 11 декабря 1994 г. в мятежную республику с целью наведения «конституционного порядка» были направлены российские войска.
Российские военные столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Несмотря на занятие главного города республики Грозного, большей части территории Чечни, оттеснение боевиков в горные районы, массированные артобстрелы и бомбовые удары с воздуха, полностью разгромить сепаратистов не удавалось. Боевики применяли тактику партизанской борьбы и террористических актов (нападение Ш. Басаева на Буденновск и захват больницы с заложниками, рейд С. Радуева в Дагестан). Летом 1996 г., после гибели Дудаева, его преемник А. Масхадов и секретарь Совета безопасности Российской Федерации А. И. Лебедь в Хасавюрте подписали временное соглашение о прекращении боевых действий, а в начале 1997 г. завершился вывод федеральных войск из Чечни. Вслед за этим в мае был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чечней, предусматривавший решение всех вопросов политическим путем. Вопрос о статусе Чечни был отложен на пять лет.
 
О.В. Волобуев "Россия и мир".