Кто место свое без указу оставит или друга выдаст или бесчестный бег учинит, то оный будет лишен и чести и живота.
Офицеры суть солдатам, яко отцы детям.
При всяком издаваемом повелении всегда за предмет иметь пользу службы, честь и сохранение полку.
Честь всех деяний человеческих должна быть первым подвигом и живым образом всех достоинств, заслуг и добродетелей в почтённых вышними степенями людей.
Наибольше отличать прилежных и доброго поведения солдат, отчего родится похвальное честолюбие, а с ним и храбрость.
Излишний рассуждения свойственны только школьникам и способностей вовсе не доказывают — способность видна лишь из действий.
Солдату — бодрость, офицеру — храбрость, генералу — мужество.
При строгости надобна милость, иначе строгость — тиранство.
Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешенное с оною военное искусство.
Быстрота и натиск — душа настоящей войны.
Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать от искусства, которое возрастает от испытаннее.
Долг чести, благородства, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны; храбрость ничем на свете замениться не может: кто в себе не чувствует уверенности, что страх им в деле не овладеет, тот должен немедленно оставить службу и в обществе офицеров... терпим быть не может.
Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг.
И одна кампания потеряет целое государство, которое сделается жертвою невежества вождей своих войск.
Нет ничего пагубнее, как поверхностные познания.
Генерал должен управлять всеми родами войск. Сила ему недостаточна, чтоб заставить себе искренно повиноваться; надобно ему приобрестъ уважение своих подчиненных превосходством своих познаний и своих доблестей.
Строгость в службе непременно быть должна, однако ж умеренная, справедливая и небесчеловечная.
Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека.
Ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества — никогда.
Кто сознает собственное свое достоинство, тот не может не быть храбрым, кто привык сознательно повиноваться, тот не растеряется в бою.
Надо поощрять храбрость, ибо хотя и говорят некоторые, что храбрость без ума ни на что не надобна, но военному человеку и ум без храбрости ни на что не нужен.
Военная история очищает рассудок от бесплодных пустых теорий, из книг в голову набитых... и возвышает дух воинов, представляя им деяния вели¬ких мужей и поощряя к подражанию оным.
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.