Быстрый переход

Закавказье

Оцените материал
(0 голосов)

Азербайджан и Армения

Образовавшееся в начале XVI в. на территории южного Азербайджана и Ирана Сефевидское государство в основном опиралось на азербайджанские племена. Сефевиды объявили государственной религией ислам в шиитской его разновидности. Власть в государстве Сефевидов находилась в руках азербайджанской кочевой феодальной знати. С конца XVI в. Сефевиды стали опираться на курдскую, туркменскую и частично на иранскую знать.
Во время ожесточенных сефевидско-турецких войск тяжело пострадало население Азербайджана и Армении. По договору 1555  г.   Азербайджан   и   восточная часть Армении отошли к Сефевидам. Спустя три года турецкие завоеватели вторглись в Армению и Азербайджан. В конце 60-х годов Азербайджан был подчинен туркам, а по договору 1590 г. между иранскими и турецкими правителями все Закавказье было закреплено за Турцией. Завоеватели безжалостно истребляли местное население, уводили массу людей в плен. Только в 1578 г. из Армении было угнано 60 тыс. человек. Спасаясь от турок, жители Восточного Закавказья переселялись в Иран.
Тяжелый налоговой гнет, постоянные насилия над крестьянами и городским ремесленным населением особенно во время военных походов Султанской Турции и Шахского Ирана вызывали стихийные взрывы народного недовольства. Самым сильным антифеодальным выступлением в XVI в. было восстание азербайджанских ремесленников и городской бедноты в Тебризе в 1571 — 1579 гг., когда восставшие сумели удержать город в своих руках в течение двух лет. В результате этого восстания шах Тахмасп I был вынужден временно снять налоги с населения Тебриза.

Культура Азербайджана и Армении

Крупнейшим азербайджанским поэтом и ученым конца XV — начала XVI в. был физули, писавший на азербайджанском, фарси и арабском языках. Опираясь на богатые традиции народного творчества и восточную классическую литературу, физули создал множество стихотворных произведений, проникнутых идеями гуманизма и любви к своему народу. Наряду с поэзией развивалось искусство живописцев, в особенности миниатюристов. Тогда же были созданы обширные произведения историков, посвященные Азербайджану, Ирану и другим странам Востока. Возведенные в XVI в. мавзолеи и мечети свидетельствуют о развитии мастерства зод-чих в Азербайджане. Значительными были произведения народного творчества. Сказители-ашуги складывали поэмы, посвященные героической борьбе азербайджанского народа против внешних врагов.
Иначе сложилась судьба армянской культуры. Тяжелые испытания, выпавшие на долю армянского народа, привели к тому, что значительная часть его культурных сил оказалась за пределами родины. Но и там развива-лась армянская культура. В 1512 г. в Венеции, где находилась армянская колония, началось книгопечатание на армянском языке. В самой же Армении наступил застой в развитии культуры.

Грузия

Феодальная децентрализация Грузии еще более усиливалась неблагоприятной для нее международной обстановкой. На юго-западных рубежах Грузии выросла новая агрессивная сила — Османская Турция, захватившая Константинополь и завладевшая Черноморскими проливами. Надежды грузинских феодальных кругов на возможность объединения своих сил с западными государствами для борьбы с этим опасным врагом не могли иметь успеха. Поэтому в Грузии начинает складываться ориентация на установление дружественных связей с Россией. Раньше всех из грузинских государств установило отношения с Россией Кахетинское царство. Царь Александр направил в 1491 г. своих послов к великому князю Ивану III.
С усилением Османской Турции и Сефе-видского Ирана и распространением их влияния на страны Восточного Закавказья и Северного Кавказа ряд владетелей этих районов перешли к враждебным действиям против Грузии. Много бедствий приносили грузинскому народу нападения феодалов Дагестана. По миру 1555 г. между Турцией и Ираном Западная Грузия была объявлена владением Турции, а Восточная — Ирана.
Ориентация на Россию в Грузии стала усиливаться после того, как Россия в итоге присоединения Казанского и Астраханского ханств построила свою крепость у слияния рек Терека и Сунжи. Царь Кахетии Леван отправил тогда своих послов к Ивану I V с просьбой о помощи против Турции и Ирана. Его преемник царь Александр в 1587 г. присягнул царю Федору Ивановичу в верности, получив от него позднее жалованную грамоту. С этого времени начали зарождаться и культурные связи России с Грузией; стали приезжать в Грузию русские художники, мастера и т. д. Посещавшие Грузию русские путешественники и дипломаты составляли подробные описания страны и знакомили Россию с прошлым грузинского народа.

Культура Грузии

Разорения, причиненные нашествием монголов и войнами Тимура, самым тяжелым образом отразились на состоянии культуры грузинского народа и возможностях ее дальнейшего развития. Но героическая борьба народа против поработителей и их чужеземного ига помогала сохранению вековых больших культурных традиций. От XIII — XVII вв. сохранился ряд памятников церковной архитектуры. Один анонимный автор оставил ценное сочинение, дающее изложение истории Грузии XIII — XlV вв. В XV в. был сделан новый список грузинского сборника исторических трудов «Картлис Цховреба» («История Картли»).
 
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Средняя Азия и Казахстан в XVI в. Северный Кавказ »