Быстрый переход

Народы Средней Азии и Кавказа в XIII - XV вв.

Оцените материал
(5 голосов)

Народы Средней Азии под игом монгольских ханов

В Чагатайском государстве, включившем в себя большую часть завоеванной Чингисханом Средней Азии, монгольские ханы проводили такую же политику опоры на местную знать, духовенство и крупное купечество, как и в других своих улусах. Наиболее жестоким проводником политики монголов в Средней Азии стал хорезмийский купец Махмуд Ялавач и его сын Масудбек. Особенно страдало рядовое население от чрезвычайных поборов, собиравшихся в связи с походами ханов Золотой Орды и Чагатайского государства. Народные массы отвечали на усиление классового гнета и зверства завоевателей новыми выступлениями антифеодальной и национально-освободительной борьбы. В 1238 г. восстали крестьяне и ремесленники бухарского оазиса под предводительством Махмуда Тара-би, изгнавшие монгольских правителей Бухары. Хан Чагатай с большим трудом подавил это восстание.
В первой половине XIV в. происходит некоторое восстановление городов, разрушенных и пострадавших во время монгольского нашествия. Этому содействовало оживление караванных торговых путей, приносивших казне монгольских ханов огромные доходы от торговых пошлин. На юге Афрасиаба восстанавливается Самарканд и дважды разрушавшаяся Бухара.
В Чагатайском государстве наметился процесс феодального дробления, ускоренный борьбой покоренных народов против монгольского ига и борьбой за власть между отдельными ханами и группами феодалов. В середине XIV в. улус Чагатая распался на два враждебных государства: Моголистан (Семиречье и. Восточный Туркестан) и собственно Чагатайское государство в Маверан-нахре.
В 30-х годах XIV в. в Хорасане вспыхнуло крупное восстание крестьян, ремесленников и рабов, направленное против власти кочевой монгольской, тюркской и отчасти местной феодальной аристократии, получившее название восстания сербедаров («висельников»). Во главе сербедаров стали мелкие землевладельцы. Им удалось создать своеобразное государство, просуществовавшее 45 лет. Сер-бедары отменили и снизили часть налогов. Командирами в их войске могли быть даже рабы. Движение сербедаров постепенно пере-кинулось и в Мавераннахр. Местные сербеда-ры особенно активизировались к 1365 г. в Самарканде, когда им удалось разбить войско правителя Моголистана. Но переход части восставших на сторону властей дал возможность одному из крупных беков — Тимуру — вместе с другими феодалами подавить восстание, которое, однако, нанесло сильный удар  монгольскому владычеству.

Образование государства Тимура

Сплотившиеся в обстановке народных восстаний вокруг Тимура местные феодалы дали ему возможность с 1370 г. стать всевластным правителем Мавераннахра (1370—1405 гг.). Тимур, выходец из тюрко-монгольского племени барлас, отличался полководческими способностями, большой энергией и неумолимой жестокостью. Вся его 35-летняя государственная деятельность заполнена многочисленными грабительскими походами в Иран, Хорезм, Закавказье, Казахстан, Малую Азию, которые приводили к захвату и подчинению ряда стран путем жестоких и варварских насилий над их населением. К. Маркс писал: «Политика Тимура заключалась в том, чтобы тысячами истязать, вырезывать, истреблять женщин, детей, мужчин, юношей и, таким образом, всюду наводить ужас»1. Грабя завоеванные страны и вывозя оттуда талантливейших ремесленников и мастеров искусств, Тимур строил в своем государстве роскошные дворцы, мечети и мавзолеи. Вместе с тем строительная деятельность Тимура содействовала развитию ремесла в среднеазиатских городах, расширению торговых связей.
Тимур правил, опираясь на членов своей фамилии и эмиров, которым он давал в наследственные владения целые области (сюугал), что давало им возможность собирать налоги и подати в свою пользу. На крестьян всей тяжестью легли поземельный налог («харадж»), подушная подать («джизья») и непосильная барщина в феодальных хозяйствах.
После упрочения своего положения в Средней Азии Тимур начал борьбу с ханом Золотой Орды Тохтамышем, который стремился к захватам в Закавказье. Затяжная борьба Тимура с Тохтамышем закончилась полным поражением последнего. Золотая Орда была разгромлена, ее столица Сарай разрушена. Тимур принес неисчислимые бедствия народам Закавказья, особенно Армении и Грузии, куда он совершил пять опустоши-тельных походов.
Ведя войну с Тохтамышем, Тимур совершил ряд набегов и на земли Северного Кавказа. В 1396 г. он встретил отпор со стороны народов Дагестана, но большинство местных феодалов признало себя его вассалами.
После подчинения основных стран Среднего Востока Тимур начал борьбу с молодым Османским государством. В 1402 г. полчища Тимура нанесли тяжелое поражение под Анкарой турецкому султану Баязиду I, который стал его пленником. Поражение Баязида на 50 лет отодвинуло завоевание турками Византии. В 1405 г. Тимур стал готовить поход в Китай, но смерть оборвала его завоевания.

Распад государства Тимура

Созданное свирепым завоевателем из разных земель с самым разнообразным уровнем экономического развития государство не имело внутреннего единства и сплоченности и сразу же распалось после смерти Тимура. Пятилетняя борьба его потомков за власть закончилась к 20-м годам XV в. переходом почти всей территории государства Тимура под власть его сына Шахруха. В Маверан-нахре правил старший сын Шахруха — Улуг-бек (1409 — 1449 гг.), при котором наметился подъем хозяйства, оживление городской жизни и прежде всего ремесла. Самаркандская бумага и малиновый бархат пользовались большим спросом во многих странах. Усиливавшееся бремя феодальных поборов и повинностей обостряло классовые противоречия. Имели место антифеодальные выступления крестьян Самаркандской области и жителей Ташкента. Боролись за свою независимость и туркмены, но племенная раздробленность помешала им добиться успеха в этой борьбе.

Формирование казахсной и узбексной народностей

В связи с распадом обширного улуса Джучи одна из его частей, так называемая Белая Орда (Ак-Орда), разделилась на несколько улусов. Один из них находился под властью потомков Шейбани, брата Батыя. В 20-х годах Абулхайр-хан (1428 — 1468 гг.) объединил под своей властью большую территорию от Сибири до Мавераннахра. Противники единовластия Абулхайра — местные султаны Гирей и Джанибек — образовали в западной части Семиречья, в Чуйской и Таласской долинах первые самостоятельные казахские султанаты, из которых позднее сложились казахские ханства.
В общественном строе казахских ханств сохранялись пережитки патриархально-родовых отношений. Большую роль играли бии — представители феодализировавшейся родо-племенной знати. Одной из форм социального протеста рядовых скотоводов против вовлечения их в систему феодальной эксплуатации были их откочевки в другие районы.
В XIV в. завершился процесс формирования казахской народности, основу которой образовали тюркоязычные племена, в особенности кыпчаки. Отдельные из этих племен проникли в XVI в. в районы Средней Азии и явились одной из составных частей формировавшейся тюркоязычной народности — «уз-беков».
Напряженная борьба казахских ханов с ханом узбекской орды Шейбани (1488 — 1510 гг.) за богатые степные районы по Сыр-Дарье закончилась их укреплением в этих степях.

Культура народов Средней Азии в XIII — первой половине XV в.

Опустошительные походы Чингис-хана и его преемников нанесли тяжелый удар по многовековой высокоразвитой культуре народов Средней Азии, привели к гибели многих замечательных культурных памятников. Прошло немало времени, прежде чем потомки первых монгольских завоевателей смогли вос-принять и стать потребителями культурных достижений и традиций завоеванных ими народов. Со второй половины XIV в., в связи с начавшимся восстановлением городов, ремесла, оживлением торговых и иных связей с другими странами Востока, складываются условия для нового подъема в развитии культуры. Этому в немалой степени способствовали сосредоточенные в городах Средней Азии в результате завоевательных походов Тимура искусных ремесленников и мастеров искусств, вывезенных из других стран, грандиозная строительная деятельность Тимура и его преемников по возведению дворцовых, культовых, крепостных и других сооружений, в создании которых принимали участие искусные зодчие. Замечательные архитектурные памятники этой эпохи были сооружены в Самарканде, Кеше (Шахрисябзе), Бухаре и других городах (усыпальница Тимура — Гур-Эмир, мавзолеи Шахи-Зинда, мечеть Биби-Ха-ным, мавзолей Ак-Сарай, знаменитая «баня Мирзы», трехъярусная обсерватория Улугбека и др.).
Знаменательным явлением в истории культуры народов Средней Азии первой половины XV в. было развитие математики и астрономии, связанное с учеными интересами хана Улугбека. При дворе Улугбека в Самарканде в 1420 г. была открыта медресе (школа), в которой работали до 90 ученых во главе с известным математиком и астрономом Маулоном Мухаммедом Хорезми. В этой школе создается знаменитая таблица «Зидж Улугбек», пользовавшаяся вниманием астрономов и в более поздние времена. Она отличалась большой точностью, содержала данные о продолжительности звездного года, сведения о движении планет были близки к истинным. Улугбек и его ученое окружение внесли большой вклад в историю науки. При дворах Тимуридов жили и работали выдающиеся деятели культуры того времени: историк Мирхонд (1433—1498 гг.), создавший популярный на Востоке труд «Раузат-асасра» («Сад чистоты»), Хафиз-и-Абру, написавший крупное географическое сочинение на персидском языке с картой мира и др.
В XIII — XV вв. высокого расцвета достигла поэзия на персидском языке, ставшем Официальным литературным языком. Творчество таких выдающихся поэтов, как Муслих-ад-дин Саади (1184 — 1291 гг.), Хафиза (1300—1389 гг.) и таджика Джами (1414 — 1492 гг.), оказало огромное влияние на последующее развитие литературы народов Средней Азии, Закавказья, Турции и Индии. Крупнейшим поэтом узбекского народа стал Алишер Навои (1441—1501 гг.), бывший также одареннейшим ученым, художником и музыкантом. Как подлинный гуманист, он боролся в своем творчестве за идеи справедливости и свободу человеческой личности. Влияние творчества Навои на развитие культуры тюркоязычных народов Востока чрезвычайно велико. Видное место в истории литературы Средней Азии заняли знаменитые записки Захир ад-дин Бабура («Бабур-наме»).
Во второй половине XVI в. в Бухарском ханстве Хафизи Таниш Бухари создал капитальный труд «Абдулла-наме». Большую роль в борьбе с схоластической суфийско-дервишской литературой сыграли поэтические произ-ведения Абдурахмана Мушфики, отличавшегося большим сатирическим талантом. В истории искусства Средней Азии заметное место заняла школа мастеров книжной миниатюры в Бухаре и резьбы по дереву и камню. Высокого искусства достигла также каллиграфия, использовавшаяся как декоративный элемент и в архитектуре.

Народы Кавказа под игом монгольских ханов

Обсерватория Услуг бека. Самарканд 1428-1429 гг.С середины XIII в. народы Кавказа оказались под тяжким игом монголо-татарских ханов. Только Грузия с входившей тогда в нее северной Арменией сохранила известную самостоятельность во внутренних делах, но должна была давать в монгольское войско до 20% мужского состава и платить большую дань. Монгольские ханы правили в Грузии, опираясь на поддержку местных крупных феодалов, противопоставляемых царской власти. Такую же политику монголы проводили и в Дагестане, где ими были сохранены местные феодальные правители.
Самым тяжелым последствием установившегося монгольского ига сделались резко увеличившиеся налоги, взимавшиеся в пользу монгольских феодалов. В 1253—1257 гг. монгольские ханы провели перепись налого-плательщиков (всех мужчин от 10 до 60 лет). Из многочисленных налогов самым тяжелым был поземельный (харадж), доходивший до 60% доли урожая. Скотоводы должны были отдавать с 10 голов скота одно животное. Обременительными были различные повинности: почтовая, работы по содержанию и постройке дорог, на которых гибли тысячи людей. Крестьян, не имевших возможности уплатить налоги, обращали вместе с семьей в рабство. Кроме того, с каждых девяти крестьянских дворов один человек должен был идти на военную службу в ханские войска.
Наиболее тяжело пострадали от монголо-татарского завоевания и вторжений других завоевателей (Джелаль ад-Дина, Тимура и др.) города, многие из которых так и не возродились из руин (богатый некогда Бейлакан) или же стали захудалыми селениями (Ани и др.). Только во время нашествия Тимура в Грузию в 1403 г. было уничтожено свыше 700 сел, крепостей, замков, монастырей и городов. В городе Ван (Армения) по приказу Тимура 7 тыс. жителей было сброшено с высокой скалы. В упадок пришло большинство городов Грузии, Армении и Азербайджана. Восстановление городов тормозилось не только повторявшимися вторжениями новых и новых   захватчиков,   разорявших   города и выводивших из них ремесленное население, но и изменением направления торговых путей, бегством ремесленного и купеческого населения в другие страны. В Крыму, Валахии, Индии, на Украине и в других странах возникли значительные колонии армянских ремесленников и купцов, бежавших от насилий захватчиков.
Несмотря на зверства и террор захватчиков, борьба против них не прекращалась на всем протяжении владычества монголов над народами Кавказа. В 1259 г. в Грузии вспыхнуло восстание, возглавленное царе-вичем Давидом. Монголам с большим трудом удалось подавить это восстание. В 60 — 80-х годах XIII в. антимонгольские выступления вновь прокатились по многим городам Грузии и Армении.
Начавшийся в первой половине XIV в. распад государства потомков хана Хулагу (ильханы) на ряд враждовавших между собой ханств привел к ослаблению монгольского владычества над Грузией. Грузинскому царю Георгу V (1314—1346 гг.) удалось подчинить местную феодальную знать (эриставов), при-соединить Имеретинское царство и Самцхин-ское княжество, а затем вытеснить из страны монголов. В конце XIV — начале XV в. Грузия вновь оказалась опустошенной полчищами Тимура. Семь грабительских походов Тимура в Грузию причинили грузинскому народу неисчислимые бедствия, последствия которых страна не могла преодолеть много столетий. В Грузии наступил длительный период хозяйственного и государственно-политического упадка. Усиление власти местных феодалов привело к еще большему разорению грузинского крестьянства, бросавшего свои хозяйства и спасавшегося бегством в горы. В районах Грузии, захваченных кочевниками, земледелие сменилось полукочевым скотоводством. Особенно запустела южная Картли. Только в Кахетии сельское хозяйство еще находилось в удовлетворительном состоянии. Общий упадок страны сказался и на состоянии городов, многие их которых превратились в незначительные поселения. Экономический упадок усугубил политический распад Грузии. Несмотря на наступивший при царе Александре I  (1412 — 1443 гг.) мир и его попытки ликвидировать тяжелые последствия нашествия Тимура, ему так и не удалось укрепить свою власть, обуздать своевольных эриставов. Имеретинское царство разделилось на несколько княжеств. Независимой стала Ме-грелия. Абхазские феодалы Шервашидзе к началу XVII в. добились превращения Абхазии в самостоятельное государство. Попытки царей Картли и Имеретии подчинить могущественных эриставов оказались безуспешными. Только в Кахетии были ликвидированы обособленные княжества-эриставства и укрепились позиции царской власти.
Азербайджан стал в конце XIII — начале XIV в. объектом борьбы между правителями Золотой Орды и ильханами. Наблюдавшийся в Азербайджане с конца XI I I в. некоторый подъем ремесла и городов в немалой степени был обусловлен прохождением через его территорию ряда важнейших путей европей-ско-азиатской торговли. Началось восстановление городов, ремесленного и сельскохозяйственного производства, особенно в южной части страны. Росло производство шелка, шерстяных тканей, обуви и других ремесленных и промысловых товаров. Крупным торго-во-ремесленным центром Закавказья стал Тебриз — столица ильханов.
Упадок Хулагидского государства и начавшееся в первой половине XI V в. его расчленение на отдельные ханства способствовали усилению местных феодалов и кочевой тюрко-монгольской знати, которые в своей борьбе с ильханами поддержали хана Золотой Орды Джанибека, захватившего в 1356 г. Тебриз. После восстания жителей Тебриза против золотоордынцев власть в стране стала переходить от одной группировки монгольской знати к другой. В 1360 г. султану Багдада Увейсу Джелаириду, захватившему Тебриз, удалось создать огромное государство, включавшее в себя Азербайджан, персидский и арабский Ирак, Армению и Курдистан. Государство Джелаиридов просуществовало до 1410 г. (с перерывом во время нашествия Тимура). Нашествие Тимура принесло Азербайджану такие же бедствия, как и для Грузии и Армении. Только правителю Ширвана, изъявившему полную покорность перед завоевателем, удалось оградить свою страну от полчищ Тимура и сохранить внутреннюю самостоятельность. Во время междоусобной борьбы между Тимуридами ширваншаху Ибрагиму I удалось с помощью местных феодалов временно объединить Азербайджан и перенести столицу в Тебриз. В 1410 г. Азербайджан был захвачен Кара-Юсуфом, правителем кочевых тюркских племен кара-коюнлу, которые в свою очередь в 1468 г. были вытеснены другим тюркским племенем — ак-коюнлу, глава которого Узун-Хасан объединил под своей властью Азербайджан, Армению, большую часть Ирана, арабский Ирак и Верхнюю Месопотамию. Узун-Хасан, жестокий завоеватель, пользовавшийся большим политическим влиянием на Востоке, рассматривался в Европе как союзник против усиливавшейся Османской Турции. Но государство Ак-Коюнлу, как и другие государства, создаваемые кочевниками-завоевателями, было конгломератом земель и народов, не имевшим общей экономической основы и политических интересов, и со смертью Узун-Хасана оно начало слабеть и разваливаться.
На протяжении XV в. в Азербайджане было два независимых государства: Шекин-ское и Ширванское ханства. Во второй половине XV в. завязываются сношения ширван-шахов с Россией. В 1465 — 1466 гг. Шемаха и Москва обменялись посольствами. Примерно в это же время в Шемахе побывал известный русский путешественник XV в., тверской купец Афанасий Никитин.

Народы Северного Кавнказа в XIII—XV вв.

Для народов Северного Кавказа монгольское нашествие имело такие же тяжелые последствия, как и для народов Закавказья и Средней Азии. Преодолеть сопротивление местного населения монголо-татары не смо-гли только в горных районах. Обширные же равнинные и предгорные просторы Северного Кавказа были ими обращены в пастбища для своих стад.
Западную часть Северного Кавказа в XIII —XV вв. заселяли адыгейские племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством. Адыги были вынуждены оставить часть своих
равнин захватчикам. Но власть Золотой Орды над адыгами была непродолжительной и с распадом Джучиева улуса стала чисто номинальной.
На протяжении XIII -XV вв. завершилось территориальное размещение современных нам народностей Дагестана: лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев и др. Тяжелы были последствия татаро-монгольского нашествия для алан и асов, основная масса которых была вынуждена занять горные местности. Потомки алан — осетины осели в горах и подпали под власть кабардинских князей, а южные осетины подчинились Грузии. Предгорные районы Алании были заняты золотоордынцами и кабардинцами. У кабардинцев классовое расслоение носило более выраженный характер. Из общей массы рядовых общинников выделялась феодальная прослойка — князья и дворяне (ворки), которые имели рабов и закабаляли рядовых общинни-ков. На протяжении XIII —XIV вв., с ослаблением Золотой Орды, кабардинцы несколько продвинулись на восток и овладели территорией, занимаемой ими в настоящее время.
Восточнее кабардинцев и осетин находились предки нынешних чеченцев и ингушей. Их соседями на юге были грузинские горцы-хевсуры, тушины и пшавы. Часть чеченцев были зависимы от аварского (хунзахского) владетеля.
Кочевавшие до монгольского вторжения в равнинах Северного Кавказа половецкие орды частично были оттеснены в горы. Смешавшись с аланами и, вероятно, адыгами, они образовали особые тюркоязычные народности карачаевцев и балкарцев.
В результате войн между Золотой Ордой и Хулагидским государством земледелие в Дагестанском приморье пришло в упадок. Такая же участь постигла и города, в особенности Дербент. Дагестан распался на несколько феодальных владений. Наибольшее значение из правителей имел Шамхал, власть которого распространялась на север Дагестана и который имел также титул «вали» (правитель) всего Дагестана. В ряде горных районов образовались так называемые «вольные общества», управлявшиеся местной родовой вер-хушкой   Из районов «вольных обществ» в интересах местной верхушки часто совершались грабительские набеги на Грузию. В XIV — XV вв. на Северном Кавказе господствующей религией стал ислам.
Активную деятельность с конца XIII в. развернули на восточном побережье Черного моря генуэзские купцы, основавшие там ряд своих колоний (Матрега — на месте Тмутаракани, Мана — на месте современной Анапы и др.). Генуэзские колонии имели важное значение для того времени в торговых сношениях Европы с Востоком (с Закавказьем, Ираном, Средней Азией).

Культура народов Кавказа в XIII—XV вв.

Монголо-татарское нашествие и непрекращавшиеся на протяжении XIV—XV вв. вторжения других тюрко-монгольских завоевателей нанесли тяжелейший урон высокоразвитой, богатой многовековыми традициями культуре народов Кавказа, положили начало длительной полосе ее упадка. Наиболее тяжелые последствия вторжения захватчиков имели для культуры Армении и Грузии, где массовому уничтожению подверглись ценнейшие произведения письменности, искусства и архитектуры.
В самой Армении сохранились только отдельные очаги активной культурной деятельности. В стенах сохранившихся от уничтожения монастырей продолжалась кропотливая работа по переписке книг, восстановлению утраченных и составлению новых. Любовью армянского народа к книге пользовались завоеватели, которые нередко возвращали захваченные ими книги за огромный выкуп.
Основные культурные силы Армении в этот период сосредоточивались в армянских колониях в других странах. Так, в Гладзорском «университете» в конце XIII — первой половине XIV в. было подготовлено много видных деятелей армянской культуры. Учиться сюда съезжались из разных мест Армении. В XIII — XV вв. в Армении был создан ряд значительных исторических работ: Вардана Великого (XIII в.) по всеобщей истории, Григора Акнерци по истории монголов и их завоеваний, Стесранноса Орбеляна — «История дома Сисакан». В Киликийской Армении царь Этум II по предложению папы Климента V написал «Историю татар», переведенную позднее на латинский и многие европейские языки. Иоанн Грзинкауи написал известный астрономический труд «О движении небесных тел, о светилах на небе и о неподвижности Земли» (1284 г.). Заметное место в истории армянской литературы заняли произведения поэтов фрика (1234—1315) и Мкртича Нагаша (XV в.), в которых нашли отражение борьба армянского народа против чужеземного гнета, горькая участь армянских переселенцев, осуждение светских и духовных Феодалов, угнетавших народ. В самом начале XVI в. в армянской колонии в Венеции возникает армянское книгопечатание (1512 г.). Архитектурное строительство в Армении в этот период замирает, но в ряде монастырей были созданы замечательные архитектурные ансамбли (особенно известен комплекс уникальных пещерных сооружений Айранвака, высеченных в скале). В области живописи только в Киликийской Армении продолжались традиции замечательного искусства книжной миниатюры (в произведениях мастера Тороса Рослина).
В Грузии усилия деятелей культуры и всего народа были направлены на сохранение культурного наследства и традиций от их полного истребления захватчиками. В народе бережно сохранялись списки поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» — величайшего произведения грузинской литературной классики. Неизвестный автор оставил ценное сочинение, излагающее историю Грузии в XIII — XIV вв. В XV в. был сделан новый список грузинского сборника исторических трудов «Картлис Цховреба» («История Картли»).
В эпоху борьбы народов Закавказья против феодального и чужеземного гнета усилились социальные и патриотические тенденции в литературе и устном народном творчестве. Особенно распространенными в народе были песни,  исполняемые народными певцами.
Более оживленной была в XIII — XV вв. культурная деятельность в Азербайджане, где ранее, чем в других странах Закавказья, наметился известный экономический подъем и где менее пострадали от нашествий города — основные очаги развития средневековой культуры. Тяжелые последствия монгольского нашествия в области культуры сказались в упадке высокоразвитой ранее придворной поэзии. Но традиции Низами продолжали вдохновлять творчество поэтов, отражавших заветные чаяния народных масс. Поэт фазуллах Неими (XIV в.) стал создателем хурусризма — взглядов, направленных против ислама. В конце XI I I — начале XI V в. азербайджанские поэты перестали писать на персидском языке и создавали свои произведения на родном языке. Выдающимся азербайджанским поэтом конца XIV — начала XV в. был Имад-ад-дин Несими из Шемахи, выступавший в своих произведениях против угнетения и несправедливости, мракобесия мусульманских фанатиков, воспевавший радости земной жизни и отрицавший существование потустороннего мира. Он был обвинен в ереси и погиб мучительной смертью. В конце XV — первой половине XVI в. жил выдающийся азербайджанский поэг Мухаммед физулла, оставивший богатое поэтическое наследие, в том числе популярнейшее на Востоке произведение «Лейли и Меджнун». Его творчество, пронизанное любовью к народу, оказало огромное влияние на литературу народов Среднего Востока.
В начале XIV в. группой ученых во главе с Рашид-ад-Дином был создан капитальный труд по всемирной истории — «Сборник летописей» («Дзнамиат-Таварик»). В Тебризе в XIV в. создался своеобразный научный городок «Дом исцеления» («Дараш-Шифа»), в котором имелись библиотека с замечательным собранием рукописей, лечебница и медресе с обсерваторией. Большой известностью пользовалась также обсерватория, выстроенная в г. Мариге в 1259 г. известным на Востоке ученым Насир-ад-дин Туси.
В истории азербайджанской культуры того времени наряду с литературой значительные ценности были созданы в области каллиграфии, живописи и архитектуры. Особенного расцвета достигло искусство миниатюры. Из памятников архитектуры самым выдающимся является дворец ширваншахов в Баку (XV в.).
1 «Архив   Маркса   и   Энгельса» М., 1939, т. VI, стр. 185.
 
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.