Быстрый переход

Грулев

Оцените материал
(0 голосов)
ГРУЛЕВ Михаил Владимирович — генерал-майор Генерального штаба. Закончил Варшавское юнкерское училище, академию Генерального штаба, во время русско-японской войны командовал 11-м Псковским пехотным полком. Затем входил в состав военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. Вышел в отставку с должности начальника штаба Брест-Литовской крепости в 1912 г. и выехал на жительство во Францию, где в 1930 г. издал автобиографические воспоминания «Записки генерала-еврея».

ЗЛОБЫ ДНЯ В ЖИЗНИ АРМИИ

Глава I. ОЧЕРЕДНЫЕ ВОПРОСЫ
1. «Вы» и «ты»
Почти все без исключения реформы последних лет, осуществленные по военному ведомству в видах оздоровления нашей армии, имели целью, главным образом, улучшение материального положения солдата и офицера. Моральная же сторона служебной и бытовой жизни армии оставалась совершенно в тени,— как будто здесь все обстоит вполне благополучно. В действительности же, по моему крайнему разумению, на эту сторону жизни давно следовало бы обратить внимание, в осо-бенности в отношении условий жизни и службы нижних чинов...
Немедленно после окончания войны на Дальнем Востоке во многих военных округах вдумчивыми войсковыми начальниками выдвинут был вопрос о необходимости изменения установившегося у нас обращения офицера с солдатом. Возбужден был старый вопрос об обращении с солдатом на «ты» или «вы», поднятый в свое время в военной литературе ген. Скугаревским. Но, видимо, живуч и крепок еще у нас затхлый дух крепостничества и отжившей старины, который поборники всякой косности готовы сделать каким-то привилегированным культом только нашей армии. Каждый раз, когда у нас возникает вопрос о необходимости обращения с солдатом на «вы» вместо давно отжившего «ты», завещанного нам недоброй памяти крепостным правом,— сейчас же выступают ратоборцы придуманных традиций, пытающиеся доказать, что в обращении на «ты» кроются важнейшие устои нашей армии. Какие только доводы ни притягиваются, чтобы убедить в неприменимости у нас той формы обращения, которая давно уже принята в армиях всех культурных государств!..
Все эти рассуждения — что обращение на «ты» сближает офицера и солдата, что оно более понято... и т. п.— кажутся нам не только необоснованными, но глубоко фарисейскими. Мы вполне уверены, что все поклонники тыканья действительно более близки к солдатам, чем их противники, но — не душой и сердцем, а рукоприкладством...
Пора подумать об удовлетворении духовных нужд нашей армии, имеющих не меньшее значение, чем снабжение солдата простыней, наволочкой и носовым платком, которые, так или иначе, солдат мог добыть себе   и   собственным попечением...
Первым шагом в подъеме престижа солдата, в удовлетворении давно народившихся его духовных потребностей, должно служить обращение со стороны офицера с солдатом на «вы»...
2. Начальство и подчиненные
...Еще хуже, конечно, тон отношений, который иногда допускается со стороны начальников, не обладающих выдержанным характером. Не так давно у нас в армии — по крайней мере среди начальства — существовал взгляд, что инспектирующий должен явиться грозой, и прежде всего распушить и страх навести; да и теперь мы видим, что начальство понимает иногда свою роль по примеру г-жи Простаковой, которая была уверена, что дом ее только тем и держится, что она весь день то бранится, то дерется. Ни для кого не секрет, что такое обращение с подчиненными — появление начальника в виде грозы и злого ненастья — у нас часто отождествляется со служебным рвением. Путаница понятий и взглядов способствует тому, что за такими начальниками устанавливается репутация людей «требовательных». Это — «герои» мирного времени. Но при первом боевом экзамене эти «орлы» обращаются в ягнят. Куда девалась вся спесь и обычные оклики!..
Мы очень часто говорим теперь о недостатке инициативы и личного почина обнаруженном в минувшую войну на Дальнем Востоке; но необходимо помнить, что творческая самодеятельность на войне представляет собою плод весьма нежный, который может произрастать в мирное время лишь на просторе известных взаимоотношений начальника и подчиненного, а не тогда, когда мнения и взгляды последнего забиты и затуканы постоянными окликами начальства.
Строго говоря, тон и формы обращения начальника с подчиненными, обусловливаемые степенью их культурности, трудно поддаются контролю и не могут быть урегулированы никакими законами...
Но — если нет возможности урегулировать в служебном быту взаимоотношения начальника и подчиненного какими-нибудь писанными законами, то необходимо размежевать законом их права и обязанности. Существует общее правило — когда человеку дается больше прав, от него требуется и больше обязанностей. У нас же — на практике и в военном законодательстве — установилось правило, как раз противоположное этой ходячей истине: все права переданы в законное владение начальству, все обязанности предоставлены в удел подчиненным. Прежде всего есть основное требование закона, в силу которого права, принадлежащие по закону младшему начальнику, подавно принадлежат стоящему над ним высше-му начальнику; поэтому при столкновении мнений законное право младшего начальника обращается в нуль...
Такое разделение прав и обязанностей действует разлагающим образом в воспитательном отношении, так как убивает на одной стороне всякую охоту к здоровой бодрящей работе, а на другой подрывает чувство законности, укрепляя на ее месте значение личного произвола. Даже тогда, когда требуется мнение, скажем, командующего войсками округа по какому-нибудь специальному вопросу, получается на практике работа старшего адъютанта, потому что переданная с рук на руки работа оседает, наконец, на спине того, кто не может уже свалить ее на шею другому.
Развращающее действие такого воспитания мирного времени сказывается пагубнейшим образом на войне, когда мы только повторяем то, чему учились во время мира...
3. Канцелярщина, штаты и «полная мочь»
В сонме одолевающих нас болячек, обнаруженных минувшей войной, о которых принято выражаться, что они незаметно для нас таились в недрах нашей армии, есть, однако, и такие, которые и задолго до войны свирепствовали на виду у всех, заедая весь организм нашей армии, парализуя сколько-нибудь продуктивную деятельность войск в мирное время. Мы имеем в виду одолевающий нас уже издавна настоящий потоп канцелярской переписки, в которой беспомощно бьется и тонет всякое живое дело.
Кто у нас не сознавал и задолго до войны этого хронического недуга? Кто только не принимался лечить нас от этого чернильного запоя, которым страдают все ведомства, который ругают и проклинают во всех штабах и канцеляриях и которому все-таки тредаются сознательно, заведомо одурманивая себя и начальство многочисленными исходящими, всевозможными реестрами, красиво звучащими приказами и хитроумными отчетами, с таким множеством мудреных граф, что в них не только начальство, но и сам черт десять раз себе ногу сломит прежде, чем выберется из дебрей бесконечных линий...
Обращаясь к вопросу, как уврачевать это общепризнанное зло, необходимо, кажется мне, уяснить себе прежде всего природу заедающего нас канцелярского микроба, так как только при этом условии и можно определить состав необхо-димой для прививки сыворотки.
Надо   признать,   что получившая у нас такое сильное развитие в войсках канцелярская переписка выросла и воспитана на почве, родственной всем ведомствам,— общей нелюбви к подлинному труду, желании отделаться формальным отношением — «подписал и с плеч долой» или стяжать дешевые лавры кажущейся деятельности посредством обилия исходящих. Эти сокровенные признаки одолевающей нас канцелярщины мы найдем- в любой области нашего дела, как только оно попадает в безбрежное русло бумажной переписки. Весьма трудно заставить себя заняться каким-нибудь сложным вопросом, требующим известной вдумчивости и усидчивой работы; тем более, когда для этого есть прекрасный выход — потребовать представления надле-жащих сведений от подчиненных штабов и управлений.
Что представляет собою обыкновенная посылка разных проектов «на заключение», как не вполне замаскированное отпихивание от себя обязательного труда с целью свалить его на подчиненного!..
Неудивительно, что при таком канцелярском толчении всякого дела в омуте бесплодной переписки гибнет живая мысль, а иногда и самая идея, вызвавшая к жизни тот или другой вопрос. Вместо подлинного дела получается лишь подделка, в виде вороха входящих и исходящих.
Чтобы отучить наши штабы и управления от зловредной страсти к бесконечному писанию бумаг, одним из наиболее действительных средств, наряду со многими другими, могло бы служить сокращение штатов,  особенно  в  высших штабах...
Хуже всего то, что при такой обстановке воспитывается ложное представление о подлинном деле, так как в глазах закоснелых канцеляристов хитроумное сочетание форматов с содержанием приобретает далеко не символическое, а вполне действительное значение.
Итак, нерасположение к подлинному труду, воспитанное и поощряемое широко расплодившимися штатами, особенно в высших штабах и управлениях,— вот коренные причины заедающей нас канцелярщины. Пересмотрите и сократите все штаты многочисленных штабов и управлений, начиная сверху, и этот острый вопрос решится сам собою, потому что иссякнут самые источники канцелярской переписки.
Иного решения вопроса быть не может. Представьте себе придуманное, под видом необходимости, обширное центральное управление, обставленное многочисленными штатами с хорошими окладами, но лишенное настоящей живой деятельности. У многих ли хватит гражданского мужества заявить громогласно, что у них нет работы, что они являются лишь бесполезным бременем для государственного казначейства? Радея о хлебе насущном, они будут стараться, конечно, дока-зывать необходимость своего существования придумыванием новых форматов, установлением хитрых отчетов и т. п. Вот почему все проекты комиссий, имевшие целью сокращение переписки в войсках, а с ними все последовавшие затем мероприятия по военному ведомству в конце концов оказались в полной мере мертворожденными. При обсуждении всевозможных средств для уврачевания всеми сознаваемого зла избегали коренного решения вопроса, ходили лишь вокруг да около и никому не хотелось подрубать сук, на котором и сам сидишь. Отменили представления пары годовых отчетов для существующих штабов, а рядом с этим выросла целая серия новых штабов и управлений, которые пишут и которым надо отписывать.
Мы изыскиваем теперь многоразличные средства, чтобы облегчить войсковому начальству его задачу в отношении боевой подготовки войск, придумываются новые проекты сокращения переписки в войсках, освобождения от излишней отчетности и т. д. Но право, кажется, что это повторяется старое хождение вокруг и около заведомого источника зла — чрезмерного обилия высших штабов и управлений с их обширными штатами личного персонала служащих. Необходимо вполне добросовестно и бескорыстно произвести переоценку подлинного труда во всех войсковых штабах, начиная сверху, и сократить штаты, возвратить излишествующих в армию — к их прямому назначению.(...)
4. Про офицерское житье-бытье
...Веселая череда войсковых праздников — полковых, ротных и даже взводных (в гвардии), ложась тяжким ярмом на карман офицерский, отражается неблагоприятно и в отношении моральной закваски офицеров, влияя, таким образом, и на дело боевой подготовки армии. Недаром еще в древние времена, при боевом воспитании юношей в классически воинственной Спарте, их закаляли в суровых условиях строгого воздержания во всех потребностях жизни. Точно так же и в наше время, один из первых шагов нынешнего германского императора Вильгельма — этого классического воина нашего века — было изгнание из офицерских казино дорогих вин, шампанских и иных.
В деле боевого воспитания офицеров в мирное время нельзя пренебрегать никакой мелочью в бытовой их жизни, если только она имеет значение общей характерной черты, присущей всему укладу офицерской жизни. Все эти мелочи выступают на войне с особой рельефностью и часто дают себя знать в бою ценою кровавых жертв и недостигнутых результатов...
Необходимо сократить число официальных кутежных праздников в армии и совершенно запретить вычеты на этот предмет из офицерского   кармана.   Это   важно не только для материального, но — еще более — для морального оздоровления корпуса офицеров.(...)
7. «Россия ждет, как офицеры исполнят свой долг»
...Обращенный к офицерам призыв к исполнению долга должен быть отнесен только к нынешним особенностям мирной жизни, представляющей собою во многих отношениях своего рода боевую обстановку, куда более сложную и чреватую последствиями, чем на театре войны. Мы убеждены, что именно так понят и в обществе, и в армии громко прозвучавший на всю Россию патриотический призыв: «Россия ждет, как офицеры исполнят свой долг»...
Но в том-то и кроется весь трагизм положения, что речь идет об исполнении долга не на театре войны, перед лицом врага, а в длительное время мирной жизни, у себя дома, в кругу родной семьи. Каждый из нас готов тысячу раз умереть в бою, памятуя требование присяги не щадить живота своего. Но оценить значение переживаемой нами исторической эпохи внутреннего обновления государства, отказаться от многих неприглядных привычек, глубоко впитавшихся в нашу плоть и кровь со времени крепостного барства, отдаться теперь живительной работе для скорейшего устранения всеми признанных наших недугов,— нет! на такое самоотвержение мы не способны, точно сокровеннейший смысл присяги и воинских добродетелей обнимает собою только войну и обстановку боевую, не касаясь вовсе также мирно-бытовых отношений армии при обыкновенных условиях мирного времени.
Мало того. Когда в общей печати... раздается предостерегающий оклик о тех или иных обнаруженных недочетах в нашем военном ведомстве, сейчас же из среды нашего офицерства выступают самозванные ратоборцы, готовые кричать «караул» за это неуместное, по их мнению, вторжение в чуждую область военного дела. Эти близорукие и фанатичные приверженцы отмирающих взглядов, берущие на себя роль печальников нашей армии, ополча-ются против всякой живой мысли или фактических указаний, имеющих целью раскрыть и уврачевать наши застарелые недуги. По ограниченности своего умственного кругозора они не постигают, насколько изменилась кругом обстановка в мирной жизни и боевой подготовке армии...
Ничего нет удивительного в том, что эта критика находит себе живой отклик и в политической печати. Армия обязана внимательно прислушиваться к этому голосу страны, а не отвечать на это напускным негодованием.
Прошло то время, когда армия являлась обособленной кастой в государстве, жившей своей отдельной жизнью, недоступной наблюдению постороннего глаза; теперь трудно отделить армию от своего народа; оба они живут одной общей материальной и духовной жизнью.
А нельзя не признать, что последние годы принесли немало огор-ченья и стыда всем искренним друзьям армии: целый ряд уличных скандалов, в которых офицеры иногда играли неприглядную роль, указывает на то, что и в корпусе молодых офицеров пошатнулись нравственные устои дисциплинированных добродетелей мирного времени. Это явление глубоко печальное, которое можно объяснить только заразительностью общего нравственного одичания, знаменующего собою характеристику нашего безвременья.
Впрочем, помимо молодых офицеров и старшие начальники подавали иногда примеры такой нравственной разнузданности. Читателям известен, вероятно, приказ по одному из военных округов, где высший начальник незаконно воспользовался предоставленной ему дисциплинарной властью, подвергнув войсковых начальников дисциплинарным взысканиям за то, что от явившегося посыльного нижнего чина пахло чесноком или луком. А вслед затем был факт несравненно более возмутительный: корпусный командир позволил себе побить часового у денежного ящика.
Это ли не пример нравственного одичания? Если корпусный командир не умеет сдержать разнузданность своего характера перед лицом неприкосновеннейшей личности часового, то чего же ждать от горячности молодого офицера при столкновении   уличного характера?
Все это, несомненно, симптомы болезненного свойства, присущие только переживаемому нами смутному времени и всеобщей разнузданности всех слоев населения. Вот почему народные представители вправе были высказать пожелание, чтобы наши офицеры выказали и в мирное время искони присущую русскому воину дисциплинированную добродетель и самоотверженную скромность, требуемые в настоящую минуту не на театре войны, а у себя дома.
Правда! Это подвиг труднее и сильнее, чем умереть в бою; но зато это подвиг более славный, особенно необходимый в переживаемое нами переходное время.
Не говорите, что «это проповедь непротивления», обращающая воина в ягненка. Нет! Тот, кто умеет побеждать самого себя, всегда сумеет победить врага.
Весьма важно также внушить доверие к себе как со стороны общества, так и солдата — нашего питомца, а для этого необходимо оглянуться и на самих себя. Какими воспитательными примерами могут служить приведенные выше факты? А между тем у нас чаще говорят все о воспитательных средствах в отношении нижних чинов — что солдат наш некультурный, что для
него поэтому больше всего нужна палка...
Это последнее предложение совсем не ново. У нас немало живы и здравствуют в армии поныне тоскливые вздыхатели по розге, блаженной памяти, и по кулачной расправе. Развернуться им, правда, нелегко — не по сезону, да и закон запрещает; но кто же не знает, что закон тут последнее дело, а важно, как в каждом случае начальство посмотрит. Неудивительно, что в поисках за разными снадобьями, чтобы уврачевать одолевающий нас недуг, старые любители вспомнили и папину плетку, как испытанное средство, служившее некогда панацеей от всех зол. Казалось бы, если солдат наш некультурен — как оно и есть на самом деле,— то необходимо поднять его культурность; но это, вероятно, длинная канитель; а воспитание на службе, в союзе с сильной дисциплинарной властью и телесными наказаниями, по мнению многих, скорее приведут к цели. Но как же это воспитать некультурного солдата в течение 3 лет службы под знаменем, когда и без того огромный вопрос, успеет ли неграмотный солдат усвоить за свою теперь очень короткую службу требуемые от него знания, немалые по нынешним временам. Кроме того, надо еще раньше воспитать воспитателей, которые ведь тоже в огороде не растут.
Вот здесь-то зарыта собака, как говорят немцы. Надо сказать врачу — исцелися сам. Мы многим грешны перед нашим меньшим братом. Велик исторический грех, унаследованный и воспринятый нами от крепостного права, преуспевающий поныне в нашем законодательстве, не в своем первобытном виде, конечно, как простая плетка, которая с шумом изгнана отовсюду, а в виде многих пережитков, чреватых всеми традициями и взглядами крепостного права. Мы не привыкли и не хотим работать — простую  будничную работу. Недавно я наблюдал в Германии, как безусый подпоручик обучал свою полуроту на плацу: битых два часа он вьюном носился около полуроты во время ее маршировки и ломки фронта, забегая вперед и с флангов, хлопал себя по ляшкам, теребил волосы, вгоняя и себя и полуроту в десятый пот... У нас такое неблагородное дело большей частью препоручается фельдфебелю или даже взводному; а если субалтерн-офицер сам сни-зойдет для этих занятий, то это делается с таким душевным томлением и скукой, что за версту мухи дохнут.
Вот где воспитательный корень. Мы должны начать воспитание с самих себя, отрешиться от барства, которое тлеет в нас еще со времен крепостного права.
А солдату нашему нужна не муштра и палка, а школа,— как мера подготовительная для поднятия его умственного уровня, познания воинского образования и сознательного усвоения требования долга службы и присяги. Так это давно поставлено во всех армиях и этого именно недостает нашей армии...
8. Ротный и субалтерный
...Наши младшие офицеры жалуются, что со школьной скамьи они приносят с собою искренние стремления к труду и жажду деятельности и что с первых же шагов окрыленные идеалы оказываются опаленными жгучей действительностью. Но нет у нас привычки к труду и дисциплинированной воли, нам хочется с первых шагов службы перекроить все по-своему; нам этого, разумеется, не разрешают, и мы сейчас же разочаровываемся в жизни и начинаем болеть мировой скорбью...
Нечто аналогичное мы видим и в нашей офицерской среде. Молодой офицер является в роту богато одаренным выспренными намерениями, но со слабой мускулатурой (в общем смысле) для подлинного труда: он все смотрит поверх своего маленького дела, выискивая воздушные замкИ в туманной дали. Я указал выше, как мне однажды пришлось видеть германского подпоручика, обучавшего на плацу свой взвод... Словом, в эту нудную и скучную, с точки зрения нашего субалтерна, работу было вложено столько увлечения и страсти, что этот взвод вместе с этим учебным плацем служили, очевидно, всем смыслом жизни для этого юного офицера. Недавно также нам пришлось видеть солидного французского поручика, усердно обучавшего сигналам небольшую команду в 7 человек трубачей. Снисходят ли у нас когда-нибудь батальонные адъютанты к этой работе, которая обыкновенно возлагается на их обязанность? А между тем в многочисленных жалобах младших офицеров мы встречаемся часто с сетованиями, например, такого рода, что «ротный командир предоставляет им лишь занятия с несколькими человеками старослужащих, не допуская к занятиям с новобранцами» и т. п. А вы научитесь, господа, с рвением и любовью делать то, что приходится,— вот как тот германский подпоручик...
Но откуда ей взяться этой любви к делу, когда у нас принято стыдиться ее, как порока. Всем известно, что во многих кружках и собраниях офицерских, претендующих на изысканный тон, принято за правило избегать разговоров и споров на служебные темы. В прежнее время (а может быть, и теперь) такая тенденция на изысканность тона существовала в гвардии и оттуда позаимствована была армией. Можно ли удивляться, что при таком направлении служебные занятия обращаются в «отбытие номера», который исчерпывается лишь формальным отношением к делу. При такой постановке службы с боевой подготовкой далеко не уедешь...
Будьте ровны и тверды в своих требованиях, и это окажет благотворное влияние не только на самое дело, но и на воспитание вверенных вашему попечению юных помощников...
Надо полюбить труд, вот в чем корень и разгадка успеха в любом деле. Самые лучшие намерения и выспренные стремления положительно ни к чему не послужат, если нет вкуса к работе и упорному труду. (...)
10. Д. А. Милютин и П. С. Ванновский
...«Не реформы, а люди необходимы нам»,— говорят со всех сторон. Надо, однако, помнить, что и реформы не изготовляются механически, по шаблонам, а для них нужны люди незаурядные. Нет людей, нет и реформ, а найдутся люди, будут и реформы. Однако трагизм положения заключается именно в том, что реформы и люди, понимая, конечно, людей талантливых, находятся всегда в таком взаимоотношении, что они вечно замкнуты в заколдованном кругу: реформы не растут в огороде, а представляют собою предмет творчества людей гениальных, одаренных искрой боже-ственности; с другой стороны, и люди талантливые всходят на родной ниве не иначе, как после орошения ее живительными реформами. Бывают времена   засушливые   или несвое-
временные заморозки, не способствующие произрастанию талантов и способностей: им не дают хода, мешают применять на деле плоды их гениальности. Как часто в морском, например, ведомстве вспоминают теперь покойного адмирала Макарова, который так бесплодно боролся с пустотой и бездушным формализмом своего времени. Был, значит, человек, да без пользы для дела сгинул жертвой мертвящей рутины.
А теперь — разве действительно так-таки нет у нас людей? Если они появлялись неоднократно перемежающимися периодами во все века тысячелетнего существования России, следуя за реформами или возвещая собою появление реформ, то не подлежит сомнению, что они продолжают существовать и в настоящее время и могут появиться во всякую минуту, но лишь при благоприятной обстановке. А для этого необходимы реформы. В противном случае, под видом людей талантливых появляются искусственные выгонки, представляющие собою лишь суррогат талантов, а иногда и простую фальсификацию...
Подлинные таланты познаются лишь по делам. И горе, когда их нет, а прилагаются старания, чтобы создать таланты искусственной выгонкой. Это печальное явление наблюдается в наше время всеобщего оскудения. (...)

Глава II. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРА, СОЛДАТА И ПОДРАСТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ

6. Подготовка офицеров
...Огромное большинство наших офицеров является после производства с первым визитом в казарму, никогда не видав раньше в жизни, как живет и служит солдат, что он ест, как и чему учится, не говоря уже про то, чтобы иметь какое-нибудь представление о внутреннем мировоззрении солдата, о его взглядах, вкусах и т. п. А между тем эти офицерские птенцы в новеньких погонах являются с первых же шагов в роли начальников и руководителей, призванных наставлять неведомых им людей в еще менее ведомой им жизни. Надо ли доказывать, что никогда военные рассказы из солдатского быта, хотя бы очень талантливо написанные, не могут пополнить этот пробел в подготовке офицера. Чтобы иметь хотя бы элементарное понятие о военном деле, нельзя не знать его основного атома — солдата, и прежде чем быть офицером, надо, хоть сколько-нибудь, побывать в солдатской шкуре, пожить с солдатом одной жизнью, т. е. не только поносить серую шинель с юнкерскими погонами, но пожить среди солдат.
На посту
Часовой
Если эта наука не будет узнана готовящимися в офицеры до того времени, как они оденут офицерские погоны, то после они этого уже никогда не постигнут. Все мы знаем, что в силу дисциплины солдат в присутствии офицера говорит не так, стоит не так, поворачивается не так, словом, во всем, даже в обращении с другим солдатом или с посторонними, солдат держит себя не так, как он это делает, когда предоставлен самому себе. Мы должны признать непреоборимую силу вещей: как только мы облекаемся в офицерские погоны, между нами и солдатом ложится густая завеса, скрывающая от нас всю — настоящую, а не казовую — жизнедеятельность солдата. Многие ли из нас такие тонкие психологи, чтобы могли свободно пробраться в самое нутро солдатского мировоззрения через непроницаемые переборки в виде «так точно», «никак нет». Стоит подслушать иногда солдата со стороны и невзначай, чтобы убедиться, до какой степени это для нас чуждый человек и по разговору, и по взглядам, и отчасти даже по складу мысли, так как в присутствии офицера и мысль солдата скована дисциплиной. Бывает, правда, что и офицеру удается иногда стать близко, вплотную, к солдату, срод-ниться с его душой, чувствовать его сердцем; но это дар божий, который дается немногим. Недаром военная история знает таких феноменов в виде редких исключений. А между тем, разве знать солда- • та — т. е. сущую основу всего нашего военного дела,— разве это уже такая безделица?..
Но если изучение солдата представляет собою для офицера науку почти недосягаемую, то необходимо поставить дело так, чтобы он сколько-нибудь ознакомился своевременно с этим «предметом»; а это возможно только тогда, когда для производства в офицеры будет требоваться известный ценз предварительной выслуги в строю и жизни в казарме в нижнем звании. Когда, прежде чем стать офицером, молодой человек сначала поживет под одним кровом с солдатом, будет дышать одним воздухом, есть из одной миски и шагать рядом в походе, то тут не потребуется для изучения солдата глубокой наблюдательности или тонкого анализа окружающей жизни; тут, само собою, целиком претворяешься в общем горниле солдатского житья-бытья и затем впоследствии, будучи офицером, без лишних слов — не по книжке, а собственным опытом — угадаешь, когда солдат устал, как ему удобнее, что ему вкусно и т. п. Нам кажется, что по этому важному вопросу не может быть двух мнений, и если он до сих пор забыт, то только в силу нашей дворянской вольности: не в пример приятнее одеть сразу офицерские погоны и обойтись, по возможности, без необходимости жить в казармах, питаться подлинными солдатскими щами и т. п.
Нельзя пренебрегать и строевой подготовкой, которая дается только в солдатских рядах. Необходимо помнить, что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором. Многим офицерам, не стоявшим в нижнем звании в солдатских рядах, памятны, вероятно, жгучие минуты, пережитые ими во время первых шагов строевой офицерской службы, когда, подходя к строю, не знаешь, как подойти, как стать, как держать себя с этой массой людей, с которой сталкиваешься впервые. Жаль, что и в этом случае мы отступили от заветов старины: когда-то Суворов в свое время добросовестно выстаивал на часах и в солдатской шинели проходил не на шутку всю нелегкую в то время муштру солдатскую вместе со всеми нижними чинами. Многие ли, например, из членов комиссий, обсуждающих разные вопросы об упрощениях в караульной службе, стояли когда-нибудь сами на часах? А ведь когда возникает вопрос, например, о смене часовых через такие или иные промежутки времени и тому подобных упроще-ниях, то путем умозрительным трудно, конечно, прийти к правильному решению; но мы всегда в состоянии будем судить об этом вопросе с большей уверенностью, если в свое время сами доподлинно стояли на разных постах, при разных условиях. И так во всем.
Обращаясь к контингенту офицеров, поставляемых нашими кадетскими корпусами, нельзя не признать, что они являются в войска офицерами, т. е. готовыми наставниками солдат в жизни, не будучи сами знакомы не только с солдатской жизнью, но и без всякого житейского опыта вообще. Откуда им знать жизнь, которую они видят впервые только облачившись в офицерские мундиры? А казалось бы, чтобы быть руководителем массы, и в мирное время, и в бою, требуется хоть какая-нибудь житейская школа и знание людей. У нас давно признано неоспоримой истиной, что наши женские институты выпускают своих питомиц в виде «наивных институток», мало подготовленных к жизни. А чем наши закрытые военно-учебные заведения отличаются в этом отношении от институтов? Разница лишь в том, что институтка впоследствии шагает в жизни под крылышком папаши или мужа, а юные офицеры призваны сразу стать
учителями и наставниками взрослых людей, иногда гораздо более их умудренных опытом и знанием жизни.
А ведь служба наша, в конце концов, сколок все той же жизни.(...)
...Такова моральная сторона дела — нравственная спайка, которая обусловливается первыми шагами совместной службы офицера и солдата. Но не менее важна и практическая сторона вопроса — познать солдатскую науку не из умных книжек, а по собственному опыту. Надо удивляться, как далеко мы отстали в этом отношении от офицерской подготовки, существовавшей у нас 100—150 лет тому назад...
Хуже всего то, что значительную часть всех тех программных наук, на которые пришлось затратить столько времени, с первых же шагов офицерской службы, приходится сдать в архив; тогда как со стороны подлинной солдатской науки офицер ощущает сразу полную свою неподготовленность: подходя к роте, он чувствует некоторую неловкость, не может взять верный тон в обращении с солдатом, не может дать верных практических указаний в таком деле, которое для него самого совершенно ново и незнакомо; он прекрасно изучил по уставу те пункты, когда часовой может употребить в дело оружие, но сам он никогда не стоял на часах (на посту настоящем, а не воображаемом, как это проделывается в училище), а потому и не может дать советов по указаниям личного опыта. Солдат видит и учитывает эти первые шаги молодого офицера, и доверие к начальнику подорвано с самого начала.
Крайне необходимо пополнить подготовку нашего офицера приобщением его к подлинной солдатской науке, заставив его некоторое время прослужить обязательно в солдатских рядах простым рядовым, до того времени, как он явится в эти ряды в офицерских погонах, как признанный  повелитель  и учитель.
Это благоразумное требование, как замечено выше, испокон веков существовало в нашей армии и строго проводилось в жизни, не допуская исключений ни для кого. Сам великий основатель русской армии, Петр I, признал для себя обязательным начать службу рядовым, чтобы доподлинно заслужить, а не получить только чин офицера. Впоследствии мы видим Румянцева, Суворова и других добросовестно выстаивающими на часах, вытягивая на собственных плечах очень нелегкую лямку солдата того времени.
С течением времени это разумное требование стало глохнуть и забываться. Увлеклись подъемом образовательного уровня. Стараются привлечь в офицерские ряды побольше громких дипломов, чтобы не отстать от Европы. С этой целью доступ в военные училища, а затем в офицеры открыт дипломам прямо с улицы. Можно с соответствующим дипломом стать сразу офицером, не побывав не только в солдатских, но и в юнкерских рядах. Получаются начальники, совершенно чуждые той среды, для которой они призваны служить воспитателями, руководителями, учителями и инструкторами. Неужели это может быть признано нормальным?
Мы видим кругом в настоящее время, что во всех отраслях человеческой деятельности отдается должная дань практической подготовке. И только в нашем военном деле пренебрегают этим требованием, несмотря на то, что именно у нас, в армии, оно имеет большее значение, чем где бы то ни было, потому что приходится иметь дело с такой областью человеческой работы, где верхоглядство или невежество начальника приводит к гибельным последствиям.
Кроме того, необходимость в нашем военном деле окунуть офицера предварительно в солдатское житье-бытье обусловливается еще тем, что, в противоположность всем другим профессиям, вершителем дела во всех случаях является исключительно офицер. От инженера-путейца требуется, например, обязательное ознакомление на практике с обязанностями машиниста на паровозе, но на практике, собственно, поезд ведет всегда не инженер, а машинист. У нас же от начала до конца солдат является лишь орудием в руках офицера, и при всем том считается возможным, чтобы офицер знакомился с солдатом лишь на службе, присматриваясь к нему с течением времени. Ясно, что тут неминуемо должно получиться верхоглядство и невежество в отношении подлинного знания жизни и службы солдата...
Неудивительно, что, являясь в роту, молодой офицер чувствует себя первое время в крайне неловком положении, видя солдата первый раз в жизни, а между тем приходится с первого шага выступить его наставителем и руководителем. С течением времени офицер привыкает к своему положению — ничего нет проще привыкнуть к апломбу начальника. Но своеобразные особенности солдатского житья-бытья, сокровенные тайники солдатской души — все эти важнейшие стороны нашего военного дела остаются чуждыми и непонятными современному офицеру во всю его службу. Оттого-то в наше время нет той близости между офицером и солдатом, которая замечалась в былое время.
Практические последствия этого пробела в подготовке офицера имеют огромное значение в нашем военном деле, отражаясь не только в бою, но и в мирное время, на каждом шагу. О чем бы не возникал вопрос, касающийся жизни и службы солдата и требующий решения со стороны офицера,— везде офицер оказывается невольно в ложном положении, так как со всеми этими вопросами он знаком лишь в теории или в лучшем случае испробовал их на себе в виде фальсификации в стенах военного училища.(...)
8. Выработка инициативы
Очевидно, по настойчивому настоянию практики жизни выдвинут в последние годы важный вопрос об инициативе и праве почина младших начальников — вопрос старый, достаточно изъеденный молью мирного и военного времени и все же долго покоившийся в общей свалке многих наших полузабытых, но тем не менее глубоко жизненных и вполне животрепещущих вопросов, неотступно взывающих о немедленном решении.
А задача между тем действительно трудная со всех сторон. Неугодно ли создать и родить в армии инициативу, когда мы испокон веков привыкли только к единственной формуле «как прикажете», когда и весь народ наш веками воспитан под охраной правительственной опеки, когда всей практикой жизни самодеятельность и самопомощь у нас атрофировались в долготу веков, изо дня в день!..
Военный совет решил эту задачу просто: «Поручить комитету по образованию войск выработать для преподания высшему командному составу армии руководящие указания для принятия неотложных (!) мер к развитию у частных начальников инициативы». Коротко и ясно. Чтобы было! подать сюда инициативу! и никаких.
Впрочем, ничего больше не остается, как приказать родить дисциплину. А приказание начальства надо исполнить; это прежде всего. Тема благодарная, потому что о значении инициативы у нас говорят и пишут, начиная с франко-прусской войны 1870 г. Возможно и теперь, во исполнение приказания начальства, насочинить весьма красивые и   мудрые   инструкции   и законоположения для проведения в жизнь армии почина и инициативы частных начальников; но в какой мере удастся осуществить все это на практике, покажет будущее. Все в этом случае зависит от общей окружающей нас атмосферы деятельности. Увы! Законы и принципы, принятые у нас в деле боевой подготовки армии, были всегда, в большинстве случаев, вполне целесообразные и нисколько не хуже, чем во всех других благоустроенных армиях; но всего важнее создать в нашем военном ведомстве здоровую бодрящую атмосферу, способную животворным образом влиять на всякое полезное начинание, окрылять личный почин и воспитать начальнический состав в духе законности и проникновения теми прекрасными принципами, которые положены в основу давно уже существующих законов. Для этого требуется только отрешиться от деспотизма собственных усмотрений и взглядов и отнестись хоть с некоторой долей уважения и доверия к работе своих подчиненных...
Наиболее могучим стихийным тормозом к воспитанию у нас личного почина и самодеятельности является стремление к общей нивелировке и равнению всего, что подвернется под руку,— будь то в области внешних форм службы или же выработки внутреннего ее содержания: унаследовали мы, например, когда-то от немцев косички и парики для солдат; и до каких только кунштюков мы собственным умом не дошли в этом маскараде, перещеголяв самих немцев. Сами мы сейчас же стали равнять косички по длине и комлю, придумали особые лекала для париков и т. п. Вырабатывается в настоящее время реформа войскового хозяйства в армии; и получим, наверное, новую организацию, совершенно тождественную для всех отдельных войсковых частей всей армии. А между тем разве можно сравнить условия жизни и службы, строевой и хозяйственной, какой-нибудь части, расположенной, например, в Петербурге, Москве, Варшаве, где квартирует много частей войск разных родов оружия, или расположенной в каком-нибудь урочище Анучине, Белый Ключ и тому подобных медвежьих углах, где полки в отношении хозяйства не только не должны подлаживаться к окружающей жизни, но сами создают для себя обстановку?..
9. Офицерские занятия
...Корпус офицеров представляет собою давно сформировавшийся живой организм, жизнедеятельность которого протекает при известных, давно сложившихся условиях жизни и службы. А условия эти таковы, что всем укладом наших служебно-бытовых требований у нас отсутствует уважение к труду, нет спроса на занятия военно-научного характера; нет поэтому и предложения. Само начальство не всегда проявляет вкус и интерес к научным сведениям по специальностям военного дела и поэтому мало ценит такие наклонности у своих подчиненных; вполне естественно, что эти последние, в свою очередь, предпочитают занятия более интересные и занимательные, чем скучное изучение тактики и стратегии. А время и привычки доделывают все остальное: познания, приобретенные на школьной скамье, мало-помалу забываются и стираются, вкус к серьезному чтению притупляется, и в конце концов подчиненные становятся похожими на начальников, начальники на подчиненных... Прекрасно разработанные инструкции и наставления остаются сами по себе, а все прочее — само по себе; а посредником во всех этих взаимоотношениях теории и жизни является формальное отношение к делу: раз или два раза в неделю раскладываются традиционные  планы  Скугаревского и Энгельгарда, один вид которых (т. е. планов) уже наводит скуку; лениво собираются офицеры из бильярдной и читальни, где велись оживленные дебаты о мертвящей скуке подневольных занятий; у всех на лицах томительное ожидание скорого конца. Начальство, за редким исключением, вполне разделяет это — выражаясь мягко — холодное отношение офицеров к скучным занятиям и редко удостаивает эти занятия своим присутствием, ограничиваясь просмотром журнала занятий, который, конечно, всегда в порядке.
Что это все так, что тут нет ничего преувеличенного, ясно, кажется нам, без лишних пояснений. Тем не менее, чтобы не витать в области отвлеченных предположений, сошлемся на общеизвестные факты: не только начальство не проявляет особой склонности присутствовать на скучных занятиях с металлическими шашками на планах, но не удостаивает своим присутствием и военные сообщения, которые делаются офицерами на заданные темы. Бывают и в этом случае исключения, но не очень часто. Новым наставлением на этот отдел обращено, по-видимому, преимущественное внимание. И это взгляд совершенно правильный: действительно, нет средства более могущественного заставить молодого офицера зарыться в книги, как обещав ему, что труд его не пропадет даром, что он будет услышан и оценен не только всеми товарищами, но и начальством. Но если это последнее ограничивается только просмотром списка: кто о чем читает? Разве это не способно подействовать охлаждающим образом на лекторов? Что делать, редко кто способен заниматься наукой ради самой науки: для молодого офицера маленькое тщеславие является чувством вполне понятным. Есть ли в новом Наставлении хотя бы малейший намек на какие-нибудь поощрительные меры,    чтобы   приохотить офицеров делать сообщения на избранные темы?
Каким могущественным поощрением в этом случае служит одно только присутствие начальства, видно из следующего примера. Всем памятны когда-то в высшей степени интересные сообщения, которые устраивались Н. И. Бобриковым и делались в штабе войск гвардии и Петербургского военного округа в присутствии военного начальства. Сравнительно просторная зала никогда не могла вместить половины слушателей, чаявших попасть туда, так что приходилось ограничиться допуском только генералов, командиров отдельных частей и офицеров Генерального штаба. Теперь все эти сообщения отошли в область преданий. Что же — вывелись лектора все? Некому делать сообщения? Конечно, нет. Но остыл интерес к сообщениям; высшее начальство перестало присутствовать, и постепенно перевелись, разумеется, же-лающие делать сообщения.
А вот и другой пример. По окончании минувшей войны на Дальнем Востоке в здании академии Генерального штаба прочитан был ряд блестящих сообщений об этой войне. Но редко-редко когда эти сообщения удостаивались присутствия высшего начальства, которое, несомненно, услышало бы там немало ответов на многие жгучие вопросы...
Да!   Век   наш   не воспитывает теперь людей труда. Повсюду видно стремление отмеривать свою работу ценою получаемых взамен земных благ. Нет главного стимула, одухотворяющего любое дело,— нет любви и привычки к труду. Этим грешит не одно только наше военное, но и все прочие ведомства государственного организма; в этом грехе коснеет и вся жизнь народная. Недаром у нас и житейская мудрость выработала такую развращающую поговорку: «Дело не делай и от службы не бегай»...
Весь уклад жизни молодого офицера не способствует процветанию научных занятий. Нужны они для успешного прохождения службы? Тоже нет. Всем известно, что для безобидного исполнения несложных обязанностей младшего офицера требуется, в сущности, немного: приходи своевременно на занятия без опозданий, отбудь в роте положенное число часов и затем уходи вместе с ротным командиром, и благо тебе будет на земле; отличная аттестация обеспечена.
Под влиянием таких требований и складывается служба апатичная, худосочная, которая сочится по казенному капельнику с чисто формальным отношением к делу. Где эта любовь к труду, которая рождает вдохновение, окрыляет и благослов-ляет нашу работу?..

 

М. Грулев. «Злобы дня в жизни армии». Спб., 1911
О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, 0-11 документов и статей / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова.— 2-е изд. М.: Воениздат, 1991.— 368 с: ил.
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.
Другие материалы в этой категории: « Левитский Мариюшкин »