Годы жизни:? - 1161.
Годы правления: Князь Черниговский (1152 - 1154, 1155 - 1157). Великий князь Киевский (1154 - 1155, 1157-1158, 1162).
Из рода Черниговских кн. Сын Давыда Святославича.
В усобице, последовавшей после смерти киевского князя Всеволода Ольговича в 1146 году, Изяслав всегда действовал на пару со своим старшим братом Владимиром, княжившим в Чернигове. Они вместе целовали крест Игорю Ольговичу, но не пришли ему на помощь, когда Изяслав Мстиславич разбил его под Киевом. Затем Давыдовичи обещали поддерживать Святослава Ольговича, его брата, но изменили ему, заключив союз с Изяславом Мстиславичем, и сделались его заклятыми врагами. Святослав ушел в Суздаль к Юрию Долгорукому. В 1147 году он вернулся с сильной дружиной. Тогда Давыдовичи тайно помирились с ним, а Изяслава Мстиславича хотели обманом заманить к себе и схватить, но тот узнал об их коварстве и не поехал к ним. В 1148 году Изяслав Мстиславич пошел на Давыдовичей к Чернигову, сжег и разорил всю их волость, после чего те запросили мира и помирились с ним. В 1149 году, когда Изяслав Мстиславич бился с Юрием Долгоруким под Переяславлем, Изяслав Давыдович был вместе со своим тезкой. Поэтому, изгнав Изяслава Мстиславича из Киева, Юрий первым делом отобрал у Изяслава Давыдовича землю южных дреговичей. Тем не менее Изяслав Давыдович поневоле должен был покориться Юрию ив 1151 году ходил вместе с ним и братом Владимиром на Изяслава Мстиславича, который неожиданно захватил Киев. На этот раз Юрий одержал победу, но когда в том же году война возобновилась вновь, Давидовичи в первый и последний раз разделились: Владимир Черниговский остался верен союзу с Юрием Долгоруким, а Изяслав перебежал на сторону Изяслава Мстиславича. Обе рати встретились в 1152 году на речке Малый Рутец. С обеих сторон в битве пало множество людей. Среди прочих погиб и Владимир Давыдович.
Изяслав, похоронив брата, сел на черниговском столе. Юрий вынужден был совсем уехать из Южной Руси. Но вскоре, собрав большую рать, он пошел прямо к Чернигову. Ростислав Мстиславич и Святослав Всеволодович, опередив его, пришли к Чернигову со свои ми дружинами и затворились там вместе с Изяславом Давыдовичем. Юрий послал половцев жечь окрестности. Осажденные князья, видя множество половцев, велели всем жителям в ночь перебраться из острогав Кремль. На другое утро половцы разломали острог, подожгли все предместья и начали биться с черниговцами, которые держались крепко. На следующий день пошли на штурм полки самого Юрия. Черниговцы предприняли вылазку, но были отброшены обратно в город. После этого напуганные горожане не смели больше выходить за стены. Юрий осаждал Чернигов 12 дней и тут узнал, что на помощь осажденным идет сам Изяслав Мстиславич. При этом известии половцы бежали в степь, Юрий ушел в Суздаль.
В 1154 году, едва стало известно о смерти Изяслава Мстиславича, Изяслав Давыдович стал пересылаться с Святославом Ольговичем и Юрием Долгоруким. Юрий немедленно отрядил на юг сына Глеба со множеством половцев. Ростислав Мстиславич, брат покойного Изяслава, собрался против Черниговских князей и послал сказать Изяславу: "Целуй крест, что будешь сидеть в своей отчине в Чернигове, а мы будем в Киеве". Изяслав отвечал отказом. На другой день он соединился с Глебом и половцами и выступил против Ростислава. Ростислав после двухдневной битвы был разбит половцами наголову и едва сумел уйти в Смоленск. Половцы перехватали множество людей. Изяслав спас всех, кого мог, и сделал, по словам летописца, много добра, чтобы смягчить нанесенное им зло. Среди прочих выручил он Святослава Всеволодовича, И вообще, если кто из пленников убегал в город, тех уже не выдавали степнякам. К киевлянам Изяслав Давыдович послал сказать: "Хочу к вам поехать".
Киевляне были в самом затруднительном положении: покинутые Ростиславом, они видели приближение половцев, от которых могло спасти их только немедленное принятие Изяслава. Киевляне послали сказать ему: "Ступай в Киев, чтоб не взяли нас половцы, ты наш князь, приезжай". Изяслав приехала Киев и сел на столе, а Глеба Юрьевича послал княжить в Переяславль, окрестности которого были сильно опустошены половцами. Юрия Долгорукого, однако, нельзя было удовлетворить одним Переяславлем. Он послал сказать Изяславу: "Мне отчина Киев, а не тебе". Не имея прав на Киев и не чувствуя особого расположения киевлян, Изяслав не мог более оставаться в Киеве и потому послал сказать Юрию: "Разве я сам поехал в Киев? Посадили меня киевляне; Киев твой, только не делай мне зла".
В 1156 году Юрий помирился с Изяславом и вошел в Киев. Несмотря на видимый мир, Изяслав продолжал потихоньку интриговать против великого князя и вскоре привлек к союзу Ростислава Смоленского и Мстислава Изяславича Волынского. Собрав силы, в мае 1157 года он уже готовился выступить против Киева, когда оттуда прискакал гонец с вестью: "Ступай, князь, в Киев, Юрий умер". Изяслав, получив эту весть, заплакал и сказал: "Благословен еси, Господи, что рассудил меня с ним смертью, а не кровопролитием". Сев в Киеве во второй раз, Изяслав начал пересылаться со Святославом Ольговичем. Договорились на том, что Чернигов достанется последнему, а Северская область - Святославу Всеволодовичу. В1158 году к Изяславу явились послы почти от всех русских князей, а также от венгерского короля и польских князей с требованием выдать укрывшегося у него Ивана Берладника. Изяслав переспорил их всех и отпустил с решительным отказом. После этого Мономаховичам открылся удобный случай изгнать Изяслава из Киева. Мстислав Изяславич, Владимир Андреевич и Ярослав. Осмомысл согласились идти на киевского князя. Изяслав двинулся к Белгороду, уже занятому союзными князьями, волынским и галицким, осадил тех в городе и не сомневался в успехе, имея 20000 половцев, но измена берендеев переменила все дело. Берендеи вошли в сношения с осажденными и послали сказать Мстиславу Изяелавичу: "От нас теперь зависит, князь, добро твое и зло; если хочешь нас любить, как любил нас отец твой, и дашь нам по городу лучшему, то мы отступим от Изяслава". Мстислав обрадовался такому предложению и в ту же ночь целовал крест, что исполнит все желания, после чего берендеи не стали медлить и в полночь поскакали с криком к Белгороду. Изяслав понял, что степняки затеяли недоброе, сел на коня и Поскакал к их стану; но, увидев, что стан горит, возвратился назад и побежал к Вышгороду, в Гомеле дождался жены и. бросился в землю вятичей. Мстислав Изяславич вошел в Киев и призвал на княжение своего дядю Ростислава Мстиславича, который и сел на великокняжеский стол в начале 1159 года после долгих переговоров.
Пока князья рядились, Изяслав набрал множество половцев, вошел в Смоленскую волость и страшно опустошил ее. Половцы увели в плен более 10 000 человек, не считая убитых. Вскоре Изяслав заключил союз со Святославом Всеволодовичем Северским и сыном Святослава Ольговича - Олегом Святославичем Курским, набрал половцев и пошел на Русь. Две недели он простоял под Переяславлем, воюя с Глебом Юрьевичем. Ростислав воспользовался этим, собрал большое войско и выступил к Днепру в Триполь. Изяслав, не приняв боя, бежал в степь, но стоило Ростиславу распустить войска, как в феврале 1162 года он явился на Русь, перешел замерзший Днепр и подошел к Киеву. Ростислав на этот раз был один, без союзников, и после Кровопролитной схватки Изяслав стал одолевать. Половцы уже пробились сквозь частокол в город, когда Ростислав покинул его и поехал в Белгород.
Изяслав в третий раз вошел в Киев, простил всех горожан, попавших в плен, -и пошел осаждать Белгород. Святослав Черниговский посылал ему, чтоб он мирился с Ростиславом. "Если даже и не помирятся с тобой, - писал он, - ступай за Днепр; когда, будешь за Днепром, то вся твоя правда будет". Изяслав велел отвечать ему: "Братья мои, возвратившись за Днепр, пойдут в свои волости; а мне куда возвращаться? К половцам нельзя мне идти, а у Выря не хочу помирать с голоду; лучше мне здесь умереть". Четыре недели он простоял напрасно у белгородского кремля, а между тем на выручку Ростиславу подошли Мстислав Изяславич из Владимира и Рюрик Ростиславич из Смоленска. Изяслав узнал, что против него идет огромная рать, испугался и побежал от Белгорода. Ростислав пустил за ним следом торков. "Горки нагнали убегавших, стали бить их и брать в плен. Один из них, Воибор Негечевич, нагнал самого Изяслава и ударил его по голове саблею; другой тор-чин проколол его копьем и повалил с лошади. Уже при последнем издыхании Изяслава нашел Мстислав, который и отправил его в киевский Семеновский монастырь. Тело его отослали в Чернигов и погребли в церкви Бориса и Глеба.
Годы правления: Князь Черниговский (1152 - 1154, 1155 - 1157). Великий князь Киевский (1154 - 1155, 1157-1158, 1162).
Из рода Черниговских кн. Сын Давыда Святославича.
В усобице, последовавшей после смерти киевского князя Всеволода Ольговича в 1146 году, Изяслав всегда действовал на пару со своим старшим братом Владимиром, княжившим в Чернигове. Они вместе целовали крест Игорю Ольговичу, но не пришли ему на помощь, когда Изяслав Мстиславич разбил его под Киевом. Затем Давыдовичи обещали поддерживать Святослава Ольговича, его брата, но изменили ему, заключив союз с Изяславом Мстиславичем, и сделались его заклятыми врагами. Святослав ушел в Суздаль к Юрию Долгорукому. В 1147 году он вернулся с сильной дружиной. Тогда Давыдовичи тайно помирились с ним, а Изяслава Мстиславича хотели обманом заманить к себе и схватить, но тот узнал об их коварстве и не поехал к ним. В 1148 году Изяслав Мстиславич пошел на Давыдовичей к Чернигову, сжег и разорил всю их волость, после чего те запросили мира и помирились с ним. В 1149 году, когда Изяслав Мстиславич бился с Юрием Долгоруким под Переяславлем, Изяслав Давыдович был вместе со своим тезкой. Поэтому, изгнав Изяслава Мстиславича из Киева, Юрий первым делом отобрал у Изяслава Давыдовича землю южных дреговичей. Тем не менее Изяслав Давыдович поневоле должен был покориться Юрию ив 1151 году ходил вместе с ним и братом Владимиром на Изяслава Мстиславича, который неожиданно захватил Киев. На этот раз Юрий одержал победу, но когда в том же году война возобновилась вновь, Давидовичи в первый и последний раз разделились: Владимир Черниговский остался верен союзу с Юрием Долгоруким, а Изяслав перебежал на сторону Изяслава Мстиславича. Обе рати встретились в 1152 году на речке Малый Рутец. С обеих сторон в битве пало множество людей. Среди прочих погиб и Владимир Давыдович.
Изяслав, похоронив брата, сел на черниговском столе. Юрий вынужден был совсем уехать из Южной Руси. Но вскоре, собрав большую рать, он пошел прямо к Чернигову. Ростислав Мстиславич и Святослав Всеволодович, опередив его, пришли к Чернигову со свои ми дружинами и затворились там вместе с Изяславом Давыдовичем. Юрий послал половцев жечь окрестности. Осажденные князья, видя множество половцев, велели всем жителям в ночь перебраться из острогав Кремль. На другое утро половцы разломали острог, подожгли все предместья и начали биться с черниговцами, которые держались крепко. На следующий день пошли на штурм полки самого Юрия. Черниговцы предприняли вылазку, но были отброшены обратно в город. После этого напуганные горожане не смели больше выходить за стены. Юрий осаждал Чернигов 12 дней и тут узнал, что на помощь осажденным идет сам Изяслав Мстиславич. При этом известии половцы бежали в степь, Юрий ушел в Суздаль.
В 1154 году, едва стало известно о смерти Изяслава Мстиславича, Изяслав Давыдович стал пересылаться с Святославом Ольговичем и Юрием Долгоруким. Юрий немедленно отрядил на юг сына Глеба со множеством половцев. Ростислав Мстиславич, брат покойного Изяслава, собрался против Черниговских князей и послал сказать Изяславу: "Целуй крест, что будешь сидеть в своей отчине в Чернигове, а мы будем в Киеве". Изяслав отвечал отказом. На другой день он соединился с Глебом и половцами и выступил против Ростислава. Ростислав после двухдневной битвы был разбит половцами наголову и едва сумел уйти в Смоленск. Половцы перехватали множество людей. Изяслав спас всех, кого мог, и сделал, по словам летописца, много добра, чтобы смягчить нанесенное им зло. Среди прочих выручил он Святослава Всеволодовича, И вообще, если кто из пленников убегал в город, тех уже не выдавали степнякам. К киевлянам Изяслав Давыдович послал сказать: "Хочу к вам поехать".
Киевляне были в самом затруднительном положении: покинутые Ростиславом, они видели приближение половцев, от которых могло спасти их только немедленное принятие Изяслава. Киевляне послали сказать ему: "Ступай в Киев, чтоб не взяли нас половцы, ты наш князь, приезжай". Изяслав приехала Киев и сел на столе, а Глеба Юрьевича послал княжить в Переяславль, окрестности которого были сильно опустошены половцами. Юрия Долгорукого, однако, нельзя было удовлетворить одним Переяславлем. Он послал сказать Изяславу: "Мне отчина Киев, а не тебе". Не имея прав на Киев и не чувствуя особого расположения киевлян, Изяслав не мог более оставаться в Киеве и потому послал сказать Юрию: "Разве я сам поехал в Киев? Посадили меня киевляне; Киев твой, только не делай мне зла".
В 1156 году Юрий помирился с Изяславом и вошел в Киев. Несмотря на видимый мир, Изяслав продолжал потихоньку интриговать против великого князя и вскоре привлек к союзу Ростислава Смоленского и Мстислава Изяславича Волынского. Собрав силы, в мае 1157 года он уже готовился выступить против Киева, когда оттуда прискакал гонец с вестью: "Ступай, князь, в Киев, Юрий умер". Изяслав, получив эту весть, заплакал и сказал: "Благословен еси, Господи, что рассудил меня с ним смертью, а не кровопролитием". Сев в Киеве во второй раз, Изяслав начал пересылаться со Святославом Ольговичем. Договорились на том, что Чернигов достанется последнему, а Северская область - Святославу Всеволодовичу. В1158 году к Изяславу явились послы почти от всех русских князей, а также от венгерского короля и польских князей с требованием выдать укрывшегося у него Ивана Берладника. Изяслав переспорил их всех и отпустил с решительным отказом. После этого Мономаховичам открылся удобный случай изгнать Изяслава из Киева. Мстислав Изяславич, Владимир Андреевич и Ярослав. Осмомысл согласились идти на киевского князя. Изяслав двинулся к Белгороду, уже занятому союзными князьями, волынским и галицким, осадил тех в городе и не сомневался в успехе, имея 20000 половцев, но измена берендеев переменила все дело. Берендеи вошли в сношения с осажденными и послали сказать Мстиславу Изяелавичу: "От нас теперь зависит, князь, добро твое и зло; если хочешь нас любить, как любил нас отец твой, и дашь нам по городу лучшему, то мы отступим от Изяслава". Мстислав обрадовался такому предложению и в ту же ночь целовал крест, что исполнит все желания, после чего берендеи не стали медлить и в полночь поскакали с криком к Белгороду. Изяслав понял, что степняки затеяли недоброе, сел на коня и Поскакал к их стану; но, увидев, что стан горит, возвратился назад и побежал к Вышгороду, в Гомеле дождался жены и. бросился в землю вятичей. Мстислав Изяславич вошел в Киев и призвал на княжение своего дядю Ростислава Мстиславича, который и сел на великокняжеский стол в начале 1159 года после долгих переговоров.
Пока князья рядились, Изяслав набрал множество половцев, вошел в Смоленскую волость и страшно опустошил ее. Половцы увели в плен более 10 000 человек, не считая убитых. Вскоре Изяслав заключил союз со Святославом Всеволодовичем Северским и сыном Святослава Ольговича - Олегом Святославичем Курским, набрал половцев и пошел на Русь. Две недели он простоял под Переяславлем, воюя с Глебом Юрьевичем. Ростислав воспользовался этим, собрал большое войско и выступил к Днепру в Триполь. Изяслав, не приняв боя, бежал в степь, но стоило Ростиславу распустить войска, как в феврале 1162 года он явился на Русь, перешел замерзший Днепр и подошел к Киеву. Ростислав на этот раз был один, без союзников, и после Кровопролитной схватки Изяслав стал одолевать. Половцы уже пробились сквозь частокол в город, когда Ростислав покинул его и поехал в Белгород.
Изяслав в третий раз вошел в Киев, простил всех горожан, попавших в плен, -и пошел осаждать Белгород. Святослав Черниговский посылал ему, чтоб он мирился с Ростиславом. "Если даже и не помирятся с тобой, - писал он, - ступай за Днепр; когда, будешь за Днепром, то вся твоя правда будет". Изяслав велел отвечать ему: "Братья мои, возвратившись за Днепр, пойдут в свои волости; а мне куда возвращаться? К половцам нельзя мне идти, а у Выря не хочу помирать с голоду; лучше мне здесь умереть". Четыре недели он простоял напрасно у белгородского кремля, а между тем на выручку Ростиславу подошли Мстислав Изяславич из Владимира и Рюрик Ростиславич из Смоленска. Изяслав узнал, что против него идет огромная рать, испугался и побежал от Белгорода. Ростислав пустил за ним следом торков. "Горки нагнали убегавших, стали бить их и брать в плен. Один из них, Воибор Негечевич, нагнал самого Изяслава и ударил его по голове саблею; другой тор-чин проколол его копьем и повалил с лошади. Уже при последнем издыхании Изяслава нашел Мстислав, который и отправил его в киевский Семеновский монастырь. Тело его отослали в Чернигов и погребли в церкви Бориса и Глеба.
Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.