Ни один из праздников, кроме Пасхи, не отмечается церковью с таким торжеством, как Рождество Христово. К достойному празднованию его верующие готовятся шестинедельным постом.
Рождество Христово — это великий христианский праздник. Бог-Отец послал в греховный и развращенный земной мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня рождения Спасителя на земле наступило новое время.
Однажды праведный Иосиф и святая Мария отправились из Назарета, где они жили, в город Вифлеем.
8 путь их погнал указ кесаря Августа, решившего учинить перепись населения Римской империи и приказавшего всем ее жителям собраться в своих родных селениях. Пешком пришли Иосиф и Мария в Вифлеем, а все дома в городе были уже заняты. Пришлось им искать ночлега в небольшой пещере, куда в дурную погоду прятались пастухи. И здесь пришло Марии время рожать. «И родила Сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли»,— читаем в Евангелии. Так, первой кроватью Младенца стали выдолбленные в диком камне ясли для скота, постелью — солома.
Недалеко от пещеры у костра сидели пастухи. Вдруг слетел к ним с неба сияющий ангел и объявил: «Великую весть вам возвещаю. Ныне в граде Давыдовом родился Спаситель мира Христос. И вот вам знак, в яслях вы найдете Младенца». И раздалась с неба песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи побежали к пещере и там, в убогих яслях, увидели Божественного младенца и поклонились Ему.
Ведомые воссиявшей на небе Вифлеемской звездой, пришли к пещере и языческие мудрецы — волхвы *, поклонились Младенцу и принесли в дар золото, ладан и смирну. Так язычество уступило свою власть христианству.
Как праздновали этот день на Руси?
Согласно обряду, утро дети проводили в славлении и виршевании. Славление на Руси заключалось в хождении с вертепом, звездою, виршами. В вертепе — маленьком ящике, оклееном цветной бумагой, — с помощью кукол, укрепленных на оси, разыгрывались сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа. Широко известна была народная драма «Царь Ирод», сюжет которой восходит к средневековым рождественским мистериям. К концу XIX века «Царь Ирод» подчас исполнялся уже людьми, а не куклами.
Звезда делалась из бумаги величиною в аршин, раскрашивалась красками и освещалась свечами, то есть подразумевалась та звезда, при помощи которой волхвы направились в Вифлеем, а она двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где находилась Мария с Младенцем.
За свое пение славильщики получали разные подарки. В 1702 году участвовал в славлении царь Петр Великий, впереди всех появлялись двое с барабанами и ударяли в них, за ними в санях ехал царь с князьями, боярами и придворными. Входя в дом, пели и поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю подарок и угощал всех славильщиков.
Рождественский обычай: «На святой рубаха хоть плохонька, да беленька: к Рождеству хоть сурова, да нова». Наблюдение: «Если на Рождество Христово лапти плести — родится кривой; шить — уродится слепой». Приметы: «Если на Рождество путь хорош — к урожаю гречи», «На Рождество Христово метель — пчелы хорошо роиться будут», «На Рождество опока (иней) —урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох».
Рождество Христово
Кто же такой Иисус Христос, к кому обращаются ежечасно миллионы верующих в разных странах на сотнях языков?
По преданию, согрешившим в раю людям Бог обещал Спасителя. И через 5000 лет Спаситель родился. Матерью Спасителя избрана была достойнейшая из дев, святая Дева Мария из еврейского народа. Святая Дева Мария, чтобы беспрепятственнее служить Богу, дала обет не выходить замуж, а остаться девою. Так как у евреев не было в обычае не выходить замуж девам, то она была обручена со старцем Иосифом, чтобы он назывался только ее мужем, а на самом деле она оставалась девою.
Согласно ветхозаветным пророчествам, мессианский царь должен был родиться на земле Иудеи (Южная Палестина), в Вифлееме, легендарном городе Давида. Между тем Мария и Иосиф жили в Назарете (Северная Палестина). Но когда Мария была уже беременна, ей и Иосифу пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей земле. Каждому надо было пойти в свой город, в город своих предков. Родной город Иосифа был Вифлеем, в который он отправился вместе с Марией, им нужно было пройти через горные местности. Когда они пришли в Вифлеем, для них не оказалось мест в гостинице, а Марии пришло время рожать. Иосиф с Марией остановились на ночь в пещере, в которую на зиму сгоняли скот. «И родила Сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли», — читаем в Евангелии. Первой кроватью Младенца были выдолбленные в диком камне ясли для скота, постелью — сено, а первым жилищем — пещера, куда пастухи в непогоду загоняли коз. Мы видим, что Бог выбрал простое место, а не дворец, где должен был родиться Иисус Христос.
В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища, хотя была ночь, но некоторые пастухи не спали: «Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим». И сказал им ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Услышав это, пастухи оставили свое стадо и поспешили в Вифлеем, как об этом написано в Евангелии: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». И поспешивши пришли и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях... И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». Первыми поклонились Новорожденному смиренные пастухи.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести вам обоим хвалы...
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Б. Пастернак
В это время в Иерусалим пришли волхвы с востока и спросили: «Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, царь Ирод встревожился, призвал к себе волхвов и послал их в Вифлеем: «Пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться ему». Волхвы направились в Вифлеем, и звезда, которую они видели на востоке, двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где находилась Мария с Младенцем. Золото, ладан и смирну принесли волхвы, нашедшие пещеру по путеводной Вифлеемской звезде.
Волхвы, получив во сне указание не возвращаться к Ироду, иным путем направились обратно в свою страну. Большинство же жителей городка не знали о великом событии и спокойно спали.
Бог-Отец, отдавая людям единородного Сына, возвестил о необходимости любви, кротости, самоотверженности как основополагающих и единственно верных целей человечества. Церковь учит: «Бог вложил в человека душу, дух ангельский... Мы должны помнить, что мы не отдельно существуем, что мы связаны с миром, как его венец; мир, лежащий во зле, мы должны очищать, а не загрязнять вновь и вновь своим грехом».
Как отмечали этот праздник на Руси?
3 этот день не работали, ходили в церковь, обильно
накрывали столы, до Рождества Христова был пост. Этот праздник считался праздником милосердия: в рождественские дни царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить доброту и милосердие, щедро угощая всех и одаривая, угощали знакомых соседей, не обижали даже незнакомцев, странников и бедняков.
На Рождество утром деревенские улицы наполнялись гомоном ребятни. Группы мальчиков-христославов ходили ватагой по дворам «Христа славить», то есть пели песни, прославляющие Христа.
Второй день Рождества посвящался роженицам данного года и повивальным бабкам. Затем по деревням начинались «сквозы» невест, вплоть до Масленицы, устанавливалось время сватовства и свадеб. Люди прощали обиды, мирились, ходили по гостям, делали добрые дела для других —всех охватывала большая радость жизни. А главное — это соизмерение сделанного за день с вечно живыми заповедями Христа.
Вновь великий праздник—Рождество Христово — вернулся в Отечество как признанный и для всех открытый праздник. И многие из нас с наступлением вечера в сочельник зажигают огни на елке, встречая в полночь один из самых значительных праздников человечества, веруя и надеясь.