Быстрый переход

Новый этап централизации власти

Оцените материал
(2 голосов)

Усиление самодержавия

Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Соборное Уложение воплотило общую тенденцию развития государственной системы — усиление роли дворянства и отчасти верхушки посада в государственном управлении страны и в связи с этим усиление централизации государственной власти. В исторической перспективе эта тенденция и подготавливала переход от самодержавия с «боярской Думой и боярской аристократией»1, как характеризовал В.И. Ленин самодержавие XVII в., к чиновничье-дворянской монархии XVIII в.2 к абсолютизму.
В XVII в. в титул русских царей официально вошло понятие «самодержец» («великий государь, царь и великий князь, всеа России самодержец»; после воссоединения Украины с Россией — «всеа Великие и Малые России самодержец»).
Однако на протяжении XVI — первой половины XVII в. власть царя далеко не всегда оказывалась неограниченной и действительно самодержавной. Иногда «великими государями» были одновременно два лица, например царь Михаил Федорович и его отец патриарх Филарет; в царствование Алексея Михайловича титул «великого государя» присвоил себе «собинный друг» царя патриарх Никон, активно вмешивавшийся в управление светскими делами. Боярская аристократия упорно отстаивала свое участие во власти через Боярскую думу.

Боярская дума и земские соборы

На протяжении столетия произошли изменения в сословном составе Боярской думы в сторону усиления представительства дворянства. Из псковских дворян вышел крупный государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин, сыном дьяка был А. С. Матвеев. В числе думных дьяков появились выходцы из «торговых людей» — такие, как Н. Чистой, А. Иванов и другие, а отец и сын Кирилловы из московских гостей получили чины думных дворян.
В первой половине XVII в. довольно часто собирались Земские соборы. В дальнейшем укрепившаяся самодержавная власть для решения важнейших государственных вопросов, обходилась уже без созыва соборов, ограничиваясь иногда совещаниями с представителями отдельных сословий. Последние соборы состоялись в 1648 — 1649, 1651 — 1653 гг. Отмирание Земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Приказы

С усложнением государственного управления и хозяйства количество приказов увеличилось, функции их чрезвычайно запутывались и перемешивались. Приказная система, призванная централизовать все управление в государстве, все более раздробляла государственное управление. В XVII в. существовало до 80 приказов. Именно тогда расцвела знаменитая московская волокита и вместе с ней ставшие неизбежными ее спутниками взяточничество, казнокрадство, подкупы, которые не могли пресечь никакие строгости царских указов и уложений.
Пытаясь бороться с очевидными недостатками приказной системы, правительство предпринимало слияние и реорганизацию некоторых приказов, подчинение нескольких приказов одному лицу или приказу.
Своеобразной попыткой усиления централизованной власти и преодоления раздробленности управления в середине XVI I в. была организация Приказа великого государя тайных дел. Грозное название этого приказа прикрывало изъятие некоторых важных государственных дел из ведения приказов и Боярской думы. Как писал бывший подьячий Посольского приказа Котошихин, «а устроен тот Приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнился по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Подьячие Приказа тайных дел сопровождали бояр-послов за границу, строго следя за соблюдением данных им инструкций. Приказ управлял также производством снарядов для артиллерии, рудным делом, следствием по политическим делам. Но наряду с государственными вопросами в Приказе тайных дел ведались личная переписка царя, некоторые царские имения, раздача царской милостыни, государева «потеха» — охота. Приказ просуществовал недолго и был упразднен после смерти Алексея Михайловича.

Местное управление

Система местного управления изменилась. С 1613 г. 33 города получили назначенных правительством воевод, что означало сужение местного самоуправления.
В ряде случаев сохранялись и «губные старосты», которые ведали судебно-полицейскими делами. Но губные учреждения стали всего лишь исполнительным органом при воеводах. Земские старосты, при которых имелись «земские избы», наблюдали за сбором прямых налогов и были обязаны содержать воеводу и его приказных людей, обеспечивая их всем необходимым — одеждой, съестными припасами, деньгами, принадлежностями для письма и т. п. Выборные судьи — «излюбленные головы» — сохранялись только в дворцовых и черных землях Поморья. Некоторые уезды были объединены под властью одного воеводы в так называемые «разряды», явившиеся зачатками будущего деления страны на губернии.

Войско

Общая тенденция к усилению централизации проявилась и в организации вооруженных сил. Сбор дворянского ополчения был сопряжен с большими трудностями, потому что многие служилые люди укрывались от выполнения своих военных обязанностей. По словам современника, «учения у них (дворян) к бою не бывает и строю никакого не знают».
Накануне Смоленской войны, в 1630 г., разрешали вступать в солдатскую службу добровольцам из числа свободных людей, казаков. Из них были созданы первые шесть солдатских полков, офицерами в некоторых стали нанятые правительством иностранцы. В 1632 г. на тех же условиях, но с более высоким жалованьем был организован первый райтарский (конный) полк.
Организация первых регулярных полков столкнулась с большими трудностями, и правительство прибегло к принудительному набору в полки, заложив основу той практики, которая позднее развилась в систему рекрутских наборов при Петре I. Но государственная казна не смогла еще взять на себя содержание полков «нового» или «иноземного» строя в мирное время, и они были распущены по домам после окончания Смоленской войны. В 40-х годах организуются драгунские полки из крестьян некоторых пограничных уездов. Это были «поселенные войска», зародыш военных поселений. Организованные в полки и проходившие военное обучение крестьяне продолжали заниматься сельским хозяйством и содержать себя, они освобождались лишь от налогов и повинностей. Но «поселенные войска» в лучшем случае могли использоваться лишь для пограничной службы и не годились для активных военных действий во время русско-польско-шведской войны 1654—1667 гг. правительство вновь провело комплектование солдатских полков на основе принудительного набора «даточных людей», которых записывали теперь на пожизненную военную службу. В мирное время часть из них отпускали по домам, где за ними сохранялись земельные наделы. За это время было набрано свыше 50 тыс. «даточных людей». В дальнейшем набор даточных людей продолжался. Брали по одному рейтару или солдату со 100 дворов. В 1678 г. велели писать в солдаты всех «скудных» дворян, а в 1680 г. в солдатскую службу записывали дворян Севского, Белгородского и Тамбовского разрядов.
К концу столетия полки «нового строя» стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил Русского государства, а значение поместного ополчения стало падать. Одновременно утрачивали прежнее значение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тыс. солдат, около 30 тыс. рейтар, свыше 50 тыс. стрельцов и лишь около 16 тыс. дворян и детей боярских на службе. Кроме того, было еще около 30 тыс. конных «служилых инородцев — татар, мордвы и др.
Возникновение полков «нового строя» и начавшееся развитие мануфактурного производства позволили провести ряд усовершенствований в вооружении войск. На смену тяжелым и неудобным пищалям пришли мушкеты и карабины, в полках была введена артиллерия, общее количество которой достигало к 80-м годам свыше 4000 орудий. Железные орудия вытеснялись литыми из меди и чугуна, увеличилось производство боеприпасов.
Была предпринята попытка создания русского флота. Строительство кораблей, предназначавшихся для плавания по Волге в Каспийское море, было начато в 60-х годах XVII в. в с. Дединове, под Коломной.

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 346.

2 См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 121.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Другие материалы в этой категории: « Соборное Уложение 1649 г. Раскол и дело Никона »