Историческая справка
По отношению к родам войск стрельцы представляли в основном пехоту. Незначительную часть стрелецкого войска составляла конница, называвшаяся стременными стрельцами. По месту и условиям службы стрелецкое войско подразделялось на «выборное» (московское) и городовое (несло службу в других городах). К концу XVI века стрелецкое войско в целом насчитывало 20—25 тыс. человек. В мирное время стрельцы несли гарнизонную и караульную службу, охраняли границу, в военное — принимали участие в важнейших походах и сражениях. Боевое крещение стрельцы получили при осаде и взятии Казани (1552).
Благодаря проведенной реформе Ивану IV Грозному удалось значительно увеличить численность и поднять боеспособность войска. Имея такую армию, Русское государство смогло решить целый ряд внешнеполитических задач: ликвидировать постоянную угрозу со стороны Казанского царства, покорить Астрахань, выйти на Терек, начать покорение Сибири.
Петр I. Решающий вклад в создание и совершенствование СВ России внес Петр 1. Его указ "О приеме в службу солдаты из вольных людей", объявленный 8 ноября 1699 года, положил начало введению рекрутской системы комплектования, что, по существу означало формирование новой армии. Система комплектования носила территориальный характер: полки были расписаны по губерниям и содержались за их счет. Каждый из них отличался своими особенностями, отражавшимися на знаменах, в атрибутах и обмундировании, а также имел определенную территорию комплектования, которая давала ему свое имя. При этом чувство землячества во многом способствовало воспитанию патриотизма.
Территориальная система комплектования позитивно сказалась на боеспособности русской армии: рекрутчина в этих условиях переносилась легче и полки быстро приобретали необходимую спайку. Всю свою привязанность солдат переносил на ставший родным полк — свою вторую семью и на полковое товарищество. Северная война со Швецией, длившаяся 25 лет, в значительной степени "переработала" сборное ополчение в настоящую регулярную армию, которая яркой страницей вписала в историю Отечества и Сухопутных войск разгром шведов под Полтавой (1709). В ходе войны вновь набранные полки, многие годы оставаясь в походных условиях, превратились со временем в постоянное войско — одно из лучших в тогдашней Европе.
Значительный вклад в развитие СВ России внесли и последователи Петра I. В 1763 году Россия была разделена в военном отношении на пять округов, именовавшихся тогда "дивизиями": Лифляндскую, Эстляндскую, Санкт-Петербургскую, Смоленскую и Украинскую. Со временем к ним прибавились Белорусская, Казанская и Воронежская. Все эти "дивизии" представляли собой чисто территориальное объединение войск, наивысшей организационно-штатной единицей мирного времени оставался по-прежнему полк. В том же году установлена единая структура пехотных полков, в каждом из которых имелись 12 рот (2 гренадерские и 10 мушкетерских), сведенных в два батальона, и еще артиллерийская команда.
В 1764 году руководство Военной коллегии перешло в руки П.А. Румянцева. При нем, как и позднее при Г.А. Потемкине, в строительстве СВ более всего обращалось внимания, во-первых, на самобытность российской военной системы, во-вторых, на соответствие организационно-штатной структуры войск передовым положениям тактики и стратегии, в-третьих, на облегчение условий службы солдата.
Суворов. Реализация именно этих принципов строительства СВ позволила проявить себя выдающимся русским полководцам А.В.Суворову и М.И. Кутузову. Их яркие победы и полководческий талант и сейчас служат примером, достойным подражания. Суворовская "Наука побеждать" являлась ярким образцом передовой русской военно-теоретической мысли XVIII века в вопросах основных принципов тактики и методики обучения и воспитания солдат. Многие положения этого наставления не утратили своего значения по сей день и воплощены в современных принципах обучения и воспитания военнослужащих. Кутузов.
Во второй половине XVIII века в Сухопутных войсках появляются и высшие тактические соединения — дивизии и корпуса. В 1768 году полевая армия (Сухопутные войска) была разделена на восемь дивизий и три охранных корпуса, для которых определялись постоянные районы расквартирования. В состав каждой дивизии входили три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия.
Большую роль в развитии СВ России сыграла реформа системы военного управления, проведенная в начале XIX века. Манифестом царя Александра 1 от 8 сентября 1802 года вместо коллегий были учреждены министерства, в том числе Министерство военно-сухопутных сил. В дальнейшем, после отмены крепостного права, реформированию подверглись структура русской армии, способы ее комплектования, организация и вооружение войск, система подготовки военных кадров. Вместо рекрутской системы комплектования была введена всесословная (всеобщая) воинская повинность.
Во второй половине XIX — начале XX века произошли существенные качественные изменения в вооружении СВ. Исчезли гладкоствольные ружья, появились пулеметы, была перевооружена артиллерия, активно внедрялся проволочный телеграф, новые инженерные средства. Все это повлекло за собой изменения в их организационно-штатной структуре, а также привело к появлению новых форм и способов военных действий. Была создана новая система органов военного управления (Военная Коллегия, Квартирмейстерская часть, а затем и Генеральный штаб), сложилась стройная система подготовки командных кадров.
В середине XIX века сухопутные силы России по способам комплектования, дислокации, выполняемым конкретным задачам подразделялись на полевые, местные, вспомогательные, запасные, крепостные и финские войска, а также иррегулярные (казачьи) части, государственное ополчение и резерв. Они включали четыре рода войск: пехоту (82%), кавалерию (9%), артиллерию (7,5%) и инженерные войска (1,5%).
Первая мировая войн (1914-1918) обусловила дальнейшие изменения в структуре СВ России. Накануне и в ходе войны они состояли из пехоты, кавалерии и артиллерии, которые считались основными родами войск. Инженерные войска (саперные, понтонные, связи, телеграфные, радиотелеграфные), авиационные и воздухоплавательные считались вспомогательными. Кроме перечисленных, имелись еще железнодорожные войска, иррегулярные казачьи войска и государственное ополчение.
В этот период строительство СВ России велось в сложнейших условиях военного времени и нарастающего экономического и политического кризиса. Попытки развернуть многомиллионные сухопутные силы, обеспечить их современным вооружением и укомплектовать подготовленными военными кадрами натолкнулись на низкие экономические возможности страны, а последствия ошибочных официальных взглядов на характер вооруженной борьбы негативно сказались на ее результатах.
Как показал ход военных действий, именно это явилось главными причинами больших потерь русской армии. Но даже в таких неблагоприятных условиях при умелом командовании сухопутным группировкам удавалось достичь впечатляющих успехов. Например, до сих пор не утратил своего значение с точки зрения военного искусства, так называемый, Брусиловский прорыв — наступление войск Юго-Западного фронта (1916) под руководством генерала от кавалерии А.А. Брусилова. Фронт имел почти равное с противником соотношение сил и средств, и успех был достигнут за счет тщательной подготовки операции, решительного массирования сил и средств на участках прорыва и внезапности перехода в наступление. Примечательно, что западные союзники смогли решить проблему прорыва позиционной обороны и развития тактического успеха в оперативный только на завершающем этапе войны — осенью 1918 года.
Опыт Первой мировой войны указал на целесообразность новой для того времени системы управления армией, включавшей звенья: Ставка — фронт — полевая армия. Совершенствование созданной системы управления проводилось в верном направлении — в целях обеспечения единства управления в политическом, экономическом и военном отношениях. Однако достигнуть существенных результатов в решении этого ключевого вопроса российскому военно-политическому руководству удалось лишь к концу войны.
После социалистической революции 1917 года старая русская армия утратила боеспособность, и в короткие сроки была создана новая Рабоче-крестьянская Красная Армия, которая прошла боевое крещение в условиях гражданской войны и военной интервенции. Период военного строительства между двумя войнами — гражданской и Великой Отечественной — считается одним из самых плодотворных, внесших заметный вклад в развитие организационной структуры СВ и повышение уровня их технической оснащенности. Одним из важнейших достижений в области строительства СВ явилось создание в составе Сухопутных войск нового рода войск — мотомеханизированных (с 1934 года — автобронетанковых), которые сыграли важнейшую роль в достижении победы над фашистской Германией. Накануне войны численность автобронетанковых войск возросла в 7,4 раза. Основными их соединениями стали дивизии, которые входили в состав механизированных корпусов.
В этот период СВ включали в себя пехоту, кавалерию, артиллерию, автобронетанковые войска, инженерные войска и войска связи. Однако в силу того, что управление теми родами войск, которые принято было относить к СВ, осуществлялось разными органами управления (инспекторами РККА, Генеральным штабом, главными и центральными управлениями Наркомата обороны), формально они еще не были самостоятельным видом ВС.
Высшим объединением Сухопутных войск перед войной стала общевойсковая армия, которая включала 2-3 стрелковых корпуса, механизированный корпус (в приграничных округах), а также части и подразделения авиации, артиллерии, инженерных войск, связи и обеспечения.
Большое значение в предвоенный период уделялось перевооружению соединений и частей СВ. Были созданы и начали поступать в войска новые артиллерийские системы с улучшенными тактико-техническими характеристиками, в том числе не имевшая аналогов в мире система залпового огня БМ-13 ("Катюша"), танки КВ-1 и Т-34, новейшие средства инженерного вооружения, автоматическое стрелковое оружие, противотанковые ружья, снайперские винтовки и др. Правда, Советскому Союзу не хватило времени, чтобы накануне войны организовать их массовый выпуск и полностью обеспечить потребности войск. И все же Сухопутные войска имели все необходимое для ведения вооруженной борьбы с агрессором. К началу войны они имели в своем составе 303 дивизии (в т.ч. 211 стрелковых, горно-стрелковых, мотострелковых и кавалерийских, 61 танковую и 31 моторизованную), 3 отдельных бригады, свыше 110 тыс. орудий и минометов, около 23 тыс. танков, а их доля от общей численности Вооруженных Сил составляла 79%.
Великая Отечественная война занимает в истории развития СВ особое место. Поскольку военные действия на советско-германском фронте велись преимущественно на суше, то основная роль в вооруженной борьбе с опытным и сильным противником принадлежала пехоте (стрелковым войскам), автобронетанковым войскам, артиллерии, соединениями частям других родов СВ. Несмотря на сложившиеся в начале войны исключительно трудные условия, СВ сумели сохранить боеспособность, существенно нарастить свои боевые возможности, в тяжелых оборонительных сражениях обескровить противника и перейти в стратегическое наступление, которое завершилось освобождением не только нашей страны, но и всей Восточной Европы, полным устранением дальнейшей угрозы фашизма.
Выдержав суровые испытания в годы войны, СВ достигли такой степени своего развития, что могли эффективно решать все поставленные перед ними задачи. Их численность почти удвоилась, сложилась гибкая и достаточно эффективная структура, отвечавшая условиям ведения вооруженной борьбы с хорошо оснащенной в техническом отношении армией противника. СВ развивались в основном по линии усиления ударной и огневой мощи, что обеспечивалось прежде всего ростом бронетанковых войск и артиллерии. Так, доля бронетанковых и механизированных войск возросла с 4,4% (1941) до 11,5% (1945), а артиллерии РВГК — с 12,6% (1941) до 20,7% (1943).
Коренным образом в годы войны изменилась техническая оснащенность СВ. Численность орудий и минометов в действующей армии возросло почти в 3 раза, танков новых типов — в 7—10 раз, пистолетов пулеметов — примерно в 30 раз. В целом вооружение СВ обновилось более чем на 80%. Причем многие виды оружия и техники по своим характеристикам превосходили зарубежные.
Организационная структура объединений, соединений и частей СВ постоянно менялась применительно к меняющимся условиям вооруженной борьбы и новым возможностям по оснащению их вооружением и военной техники.
Опыт Великой Отечественной войны показывает: даже в тяжелых условиях военного времени можно успешно решать все проблемы строительства и развития СВ. Однако для этого необходимо наличие следующих основных условий: ясная программа действий; материально-технические и людские ресурсы; твердое руководство процессом строительства войск; напряжение всех сил оборонно-промышленного комплекса. Эти условия необходимо, на наш взгляд, соблюдать и при проведении современных преобразований в Вооруженных Силах и Сухопутных войсках.
Послевоенный период характерен официальным организационным оформлением СВ как вида Вооруженных Сил СССР, а в дальнейшем — глубокими качественными изменениями в них.
С окончанием Великой Отечественной войны СВ оставались самым многочисленным и самым разнородным по своему составу видом ВС. Их численность на завершающем этапе войны составляла почти 10 млн человек, а после проведения демобилизации к концу 1948 года — около 2,5 млн.
Для повседневного руководства такой сложной по своему составу и численности структурой требовался отдельный орган управления, который бы отвечал за состояние Сухопутных войск, занимался их строительством, развитием, а также руководил оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой. В марте 1946 года, в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров, приказом начальника Генерального штаба ВС СССР был сформирован Главкомат Сухопутных войск. Его создание соответствовало сложившейся практике мирового военного строительства, когда вооруженные силы делятся на виды по предназначению с учетом сфер их применения: суша, море, воздух.
Важность создания нового органа управления Сухопутными войсками была подчеркнута и назначением на должность их первого Главнокомандующего — Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. В последующем Сухопутными войсками руководили и другие известные наши военачальники: Маршалы Советского Союза Конев И.С. (1946 — 1950, 1955 — 1956), Малиновский Р.Я. (1956 — 1957), Гречко А.А. (1957 — 1960), Чуйков В.И. (1960 — 1964), Петров В.И. (1980 — 1985), генералы армии Павловский И.Г. (1967 — 1980) , Ивановский (1985 — 1989), Варенников В.И. (1989 — 1991), Семенов В.М. (1991 — 1996), Кормильцев Н.В. (2001 —2004).
Несмотря на очевидную целесообразность создания и наличия в СВ Главного командования Сухопутных войск, оно трижды расформировывалось (1950, 1964, 1997), а функции по управлению СВ передавались Министерству обороны и Генеральному штабу. Каждое такое расформирование объяснялось необходимостью устранения параллелизма в работе, исключения дублирующих органов управления, повышения оперативности и т.д. Однако сама жизнь доказывала слабость этих аргументов, и каждый раз через непродолжительное время Главное командование СВ вновь восстанавливалось (1955, 1967, 2001). Руководствуясь принципами целесообразности и здравого смысла, хочется надеться, что подобного в дальнейшем не произойдет.
Главная особенность строительства и развития СВ в послевоенный период состояла в том, что оно велось под влиянием научно-технического прогресса и обеспечивалось тесным союзом науки и производства в интересах создания эффективного вооружения, совершенствования боевой техники и оружия в соответствии с возрастающими требованиями войны, перехода к комплексной автоматизации управления войсками и системами вооружения.
За этот период удалось добиться в целом пропорционального и гармоничного развития систем вооружения СВ. Наряду с ракетно-ядерным оружием, ставшим главным средством вооруженной борьбы, интенсивно совершенствовались и модернизировались танки, артиллерия, появились бронетранспортеры и БМП, вертолеты, зенитно-ракетные средства ПВО и другое современное вооружение.
Научно-технический прогресс инициировал существенные изменения в структуре Сухопутных войск. После войны были четко определены рода войск, вошедшие в состав Сухопутных войск, а сами они получили собственные органы управления. Новыми родами войск стали войска ПВО, армейская авиация (авиация Сухопутных войск), стрелковые войска превратились в мотострелковые, артиллерия — в ракетные войска и артиллерию.
Начиная с 1992 года, в Сухопутных войсках произошли настолько масштабные преобразования в рамках реформирования Вооруженных Сил, что их облик существенно изменился. Причем, на первых порах, далеко не в лучшую сторону, так как вначале военная реформа по сути дела свелась к сокращению Вооруженных Сил и Сухопутных войск в том числе.
Так, с 1989 года по 1997 год из состава СВ странам СНГ были переданы объединения, соединения, воинские части и организации, дислоцированные на территориях восьми военных округов, выведены войска из четырех групп войск, сокращено 17 армий, 8 армейских корпусов, 104 дивизии. Штатная численность за этот период сократилась более чем на 1 млн 100 тыс. военнослужащих, в том числе было сокращено (уволено с военной службы) 188 тыс. офицеров.
И только начиная с 1997 года, реформа стала проводиться более целенаправленно, в соответствии с утверждаемыми пятилетними планами строительства и развития Сухопутных войск.
Структура сухопутных войск
Первый компонент — органы военного управления, соединения и воинские части постоянной готовности, способные выполнять задачи в штатах мирного времени без доукомплектования и предназначенные для решения задач, совместно с другими войсками (силами), в локальных (приграничных) военных конфликтах. Этому компоненту СВ уделяется сейчас самое пристальное внимание в вопросах укомплектования их военнослужащими контрактной службы, современным вооружением, военной техникой, материальными средствами, обеспечения эффективности и качества боевой подготовки. Кроме того, предполагается и впредь наращивать количество соединений и частей постоянной готовности в составе СВ.
Второй компонент – это соединения и воинские части сокращенного состава, БХВТ и кадра, способные выполнять ограниченные боевые задачи в штатах мирного времени и предназначенные для наращивания группировок войск в локальной (региональной) войне.
Третий компонент — стратегические резервы, предназначенные для усиления группировок войск в региональной войне.
В настоящее время доля Сухопутных войск в Вооруженных Силах РФ не превышает 30%, что является самым низким показателем по сравнению с другими армиями мира.
Сухопутные войска организационно состоят из мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, войск ПВО, являющихся родами войск, а также специальных войск (разведывательных, связи, РЭБ, инженерных, РХБ защиты, технического обеспечения, охраны тыла, частей и организаций тыла). Основу их боевого состава составляют мотострелковые, танковые дивизии и бригады (в том числе горные), бригады (полки) родов войск и специальных войск, организационно сведенные в армии и фронтовые (окружные) группировки войск (сил).
Объединения и соединения Сухопутных войск являются главной составляющей частью военных округов: Московского (МВО), Ленинградского (ЛенВО), Северо-Кавказского (СКВО), Приволжско-Уральского (ПУрВО), Сибирского (СибВО), Дальневосточного (ДВО).
Мотострелковые войска – самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.
Танковые войска – род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно на главных направлениях для нанесения по противнику мощных рассекающих ударов на большую глубину.
Обладая большой устойчивостью и огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью танковые войска способны наиболее полно использовать результаты ядерных и огневых ударов, в короткие сроки достигать конечных результатов боя и операции.
Ракетные войска и артиллерия – род войск Сухопутных войск, являющийся основным средством огневого и ядерного поражения во фронтовых и армейских (корпусных) операциях и в общевойсковом бою. Предназначены для поражения средств ядерного нападения, живой силы, артиллерии, других огневых средств и объектов противника.
Войска противовоздушной обороны — род войск Сухопутных войск предназначенный для отражения ударов средств воздушного нападения противника и защиты группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха.
Специальные войска — воинские формирования, учреждения и организации, предназначенные для обеспечения боевой деятельности Сухопутных войск и решения присущих им специальных задач.
Успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач обеспечивается специальными войсками (инженерными, радиационной, химической и биологической защиты и другие) и службами (вооружения, тыла).
Задачи и перспективы развития сухопутных войск
Сухопутные войска – наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
Роль и значение Сухопутных войск в обеспечении военной безопасности нашего государства в современных условиях не уменьшились. Имея стратегические ядерные силы, как мощный фактор сдерживания, Россия в какой-то степени гарантирована от развязывания против нашей страны крупномасштабной агрессии. Однако, как свидетельствуют события последнего десятилетия, основную угрозу миру в настоящее время представляют локальные войны и вооруженные конфликты, в том числе и развязанные международными террористами и различного рода экстремистами.
В таких конфликтах решающую роль в достижении победы, как показывает опыт, играют Сухопутные войска. Более десяти последних лет, а с учетом войны в Афганистане – более 20 лет, по сути является воюющим видом Вооруженных Сил. Соединения и воинские части успешно СВ ведут борьбу с международным бандами террористов в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, с риском для жизни выполняют миротворческие задачи.
Поэтому подготовка Сухопутных войск, их развитие на современном этапе направлено на повышение готовности к выполнению задач по локализации и разрешению военных конфликтов регионального и локального масштабов, адекватно (асимметрично) реагировать на современные угрозы и вызовы, в том числе на проявления терроризма, при любых сценариях гарантировать военную безопасность России. Это предполагает отработку различных вариантов применения объединений, соединений и частей СВ: от задействования ограниченных группировок войск для урегулирования кризисов, до использования всего арсенала средств вооруженной борьбы в военных конфликтах регионального и локального масштабов.
В последнее время появились сторонники идеи, так называемых, "бесконтактных" войн, которые все чаще говорят и пишут, что Сухопутные войска изжили себя как вид ВС и в войнах XXI века им предстоит решать только вспомогательные задачи. В качестве аргументов, подтверждающих эту идею, приводятся операция "Буря в пустыне" (1991) и война против Югославии. Но такие утверждения являются абсолютно необоснованными.
Во-первых, все зависит от цели войны. Если она заключается в том, чтобы вынудить правительство страны-противника принять какое-либо навязанное ему извне политическое решение, то такой сценарий может иметь место. Да и то при условии, что этому государству нечем ответить: нет современной авиации, системы ПВО, средств для нанесения мощных ответных ударов и т.п. Но когда поставлена цель овладеть территорией противника, или отразить вторжение превосходящих сил агрессора, то Сухопутным войскам в этих случаях будет принадлежать решающая роль. Ведь именно сухопутные группировки были и остаются единственным средством, способным удерживать и контролировать территорию. Особенно этот вопрос имеет важное значение для нашей страны, учитывая ее размеры, географическое положение и протяженность сухопутных границ — более 22,5 тыс. км.
Во-вторых, современные Сухопутные войска также имеют на вооружении дальнобойные высокоточные средства поражения, позволяющие уничтожать противника, не вступая с ним в ближний бой. Это ракетные комплексы, средства ПВО, дальнобойная артиллерия, противотанковые управляемые ракеты и т.п. Кроме того, эффективная дальность стрельбы из стрелкового оружия, танков, БМП, бронетранспортеров, гранатометов постоянно повышается. Поэтому следует говорить не о снижении роли Сухопутных войск в современной войне, а о необходимости оснащения их современными дальнобойными высокоточными средствами поражения противника, что и является одним из приоритетов их развития на современном этапе.
В-третьих, вести речь о ведущей роли и значении тех или иных видов ВС и родов войск не совсем корректно, поскольку победа в современной операции (бою), как показывает опыт, достигается только их совместными, хорошо скоординированными усилиями, направленными на выполнение значительного количества взаимосвязанных и сложных задач. Однако окончательно громить противника предстоит общевойсковым группировкам, основу которых составят соединения и воинские части Сухопутных войск.
Сомнительные утверждения о снижении роли СВ в современной войне опровергаются и практикой военного строительства ведущих государств мира, которые уделяют неослабное внимание их развитию и совершенствованию. Например, в США большие ассигнования выделяются на разработку боевых систем будущего в интересах СВ, создание и оснащение войск самыми современными образцами ВВТ, доля которых составляет у них 60 — 70%. При этом приоритет отдается разработкам и поставкам высокоинтеллектуального оружия, вносящего наибольший вклад в эффективность боевого применения войск. Речь идет, прежде всего, о средствах разведки, автоматизированного управления, роботизированных комплексах, комплексах, основанных на применении беспилотных летательных аппаратов различного назначения (разведывательных, ударных, связи и ретрансляции, постановки помех), высокоточном оружии и боеприпасах. Постоянно идет совершенствование организационной структуры соединений и частей СВ, направленное на повышение их боевых возможностей, способности автономно вести мобильные, высокоманевренные действия.
О неснижаемой роли Сухопутных войск в обеспечении военной безопасности нашего государства свидетельствует и анализ задач, определенных Военной доктриной РФ Вооруженным Силам на мирное и военное время. Большинство из них может быть решено только объединениями, соединениями и частями СВ или при их непосредственном участии.
Несмотря на некоторые трудности переходного периода, нынешнее состояние Сухопутных войск в целом позволяет качественно и эффективно решать стоящие перед ними задачи по обеспечению военной безопасности нашего государства. Однако это не означает, что все проблемы уже решены. Они есть, Главное командование Сухопутных войск их знает и целенаправленно работает над снижением их влияния на боеготовность соединений и частей. Одной из таких проблем является техническая оснащенность СВ вооружением и военной техникой. Хотя степень укомплектованности войск основными видами вооружения и военной техники в целом удовлетворяет, однако доля современного оружия крайне низкая (не более 20%). В соединениях и частях постоянной готовности этот показатель несколько выше. Основу парка боевых машин в настоящее время составляют образцы со сроками эксплуатации 20 лет и более.
Негативным фактором является разбалансированность системы вооружения СВ, выражающаяся в недостаточной эффективности средств боевого и технического обеспечения (в первую очередь — средств разведки) и невысокой степени автоматизации управления войсками (особенно в тактическом звене) и оружием, что в свою очередь ведет к снижению возможностей средств поражения.
Не на достаточно высоком уровне еще находится интенсивность и качество боевой подготовки соединений и частей, что прежде всего связано с трудностями материально-технического обеспечения, отсутствием необходимого количества современных тренажерных комплексов и новейшего полигонного оборудования.
В целях устранения данных негативных моментов и качественного повышения возможностей Сухопутных войск до уровня, обеспечивающего во взаимодействии с объединениями и соединениями видов и родов войск Вооруженных Сил сдерживание угроз военной безопасности Российской Федерации, проводятся соответствующие, целенаправленные мероприятия по их строительству и развитию. Среди основных направлений строительства СВ на период до 2010 можно выделить три наиболее главные и актуальные.
Первое — повышения боевого потенциала соединений и воинских частей постоянной готовности за счет перевода их на контрактный способ комплектования. К решению этой задачи в Сухопутных войсках приступили в 2004 года и, как определено Федеральной целевой программой, должны завершить ее выполнение в 2008 году. Всего в СВ на контрактный способ комплектования предусматривается перевести 59 соединений и воинских частей, для чего потребуется набрать более 100 тыс. человек. Задача непростая, учитывая не слишком большое стремление у нынешних молодых людей связать свою жизнь с армией. Тем не менее, она в целом выполняется, особенно успешно теми органами управления на местах, которые смогли грамотно и четко организовать эту работу.
Большое внимание при этом уделяется созданию нормальных условий жизни и быта для военнослужащих, проходящих службу по контракту. Бытовое обслуживание должно быть организовано на таком уровне, чтобы солдат (сержант) не отвлекался от выполнения служебных обязанностей, а в свободное время мог заниматься повышением своего интеллектуального и культурного уровня. Тогда военнослужащие будут стремиться подолгу служить в армии, станут настоящими профессионалами, прекрасно знающими высокотехнологичное вооружение, военную технику и умеющими грамотно их применять на поле боя.
К настоящему времени уже переведена на контрактный способ комплектования 42 мсд, дислоцированная в Чеченской республике, и некоторые другие соединения и части. Активная работа в этом вопросе развернута во всех военных округах.
Важное значение в Сухопутных войсках придается созданию института профессиональных сержантов, что предполагает изменение системы их подбора, обучения и прохождения службы. Для выполнения этой задачи намечено проведение целого ряда соответствующих мероприятий.
Второе — обеспечение сбалансированного и комплектного развития системы вооружения СВ, перевооружение (переоснащение) на современные (модернизированные) образцы вооружения и военной техники, средства разведки, связи, РЭБ соединений и частей постоянной готовности, завершение создания и внедрения современной системы управления войсками и оружием тактического звена.
С этой целью разработаны Основные направления развития системы вооружения Сухопутных войск на период до 2015 года, в соответствии с которыми проводится модернизация, ремонт и восстановление имеющегося парка ВВТ, выполняются опытно-конструкторские разработки по созданию новых образцов вооружения, спланированы производство и поставка в войска современных образцов ВВТ нового поколения.
Особенностью государственных оборонных заказов последних лет (и на будущее эта тенденция, по всей видимости, сохранится) является поставка техники, обеспечивающей комплектное оснащение конкретных частей и подразделений Сухопутных войск. В результате сразу же становятся видны результаты таких поставок, выражающиеся в повышении боевых возможностей конкретных воинских формирований. В 2006 году Сухопутные войска получили 31 танк Т-90 (один батальонный комплект), 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта) и 3770 автомобилей многоцелевого назначения.
При подготовке предложений в государственный оборонный заказ учитывается и необходимость проведения модернизации существующего парка вооружения и военной техники. Это позволяет обеспечить повышение их эффективности при меньших финансовых затратах. В 2006 году проведен капитальный ремонт с модернизацией 139 танков, 125 артиллерийских орудий и другого ВВТ.
Несмотря на то, что это самые высокие показатели поставок и модернизации ВВТ за последние годы, они не могут в полной мере удовлетворить потребности войск. Ведь естественная убыль ВВТ из-за физического и морального старения должна компенсироваться своевременным поступлением новых образцов в размерах не менее 5% ежегодно. Однако достичь этого показателя в ближайшие годы вряд ли удастся.
Поэтому в настоящее время наряду с модернизацией и восстановлением имеющего парка техники и вооружения основные усилия сосредоточиваются на проведении опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке самых современных образцов ВВТ. Делается это с учетом современных взглядов на дальнейшее развитие ВВТ СВ, основывающихся на том, что повышение их боевой мощи должно осуществляться не только путем количественного наращивания средств вооруженной борьбы, а в основном за счет сбалансированного развития всей системы вооружения.
Это даст возможность более полно использовать заложенные в каждом образце оружия потенциальные возможности при их высокой интеграции со средствами разведки и управления. На основе такого подхода Главным командованием СВ определяется приоритетность выполнения НИОКР. Прежде всего, это разработка и модернизация перспективных комплексов высокоточного оружия, автоматизированных систем управления войсками и оружием, средств связи, разведки и РЭБ, а также ВВТ войсковой ПВО и комплексов различного назначения с беспилотными летательными аппаратами.
Главное командование Сухопутных войск считает, что при проектировании и создании ВВТ нового поколения также необходим комплексный, системный подход. Это означает, что следует разрабатывать не просто отдельные, пусть даже и очень эффективные, образцы оружия или техники, а создавать готовые функциональные системы (комплексы), включающие наряду со средствами поражения соответствующие обеспечивающие средства разведки, связи, автоматизированного управления, маскировки, радиоэлектронного и информационного противодействия, комплексной защиты и другие, вплоть до тренажерных комплексов.
В соответствии с системным подходом и учетом реально складывающихся возможностей определены следующие основные принципы развития ВВСТ Сухопутных войск на период до 2015 года:
соответствие задачам Сухопутных войск, поддержание постоянной боевой готовности к применению сил и средств, в первую очередь — соединений и частей постоянной готовности;
недопустимость прямого соперничества в создании и развертывании систем и комплексов вооружения, ориентация на асимметричные средства вооруженного противостояния в ответ на дорогостоящие средства потенциальных противников;
сбалансированность потенциальных возможностей боевых средств поражения и обеспечивающих средств разведки, управления, защиты, технического и тылового обеспечения войсковых формирований;
обеспечение применения высокоточного (высокоинтеллектуального) оружия во всех основных подсистемах системы вооружения Сухопутных войск;
создание интегрированных систем и средств разведки, управления и связи, радиоэлектронной борьбы, навигационно-временного и других видов обеспечения в целях организации оперативного взаимодействия разнородных и разноведомственных группировок войск (сил). Развитие АСУВ, средств связи, разведки, РЭБ, навигации, опознавания должно завершиться созданием единой системы разведывательно-информационного обеспечения Сухопутных войск во всех звеньях управления. Это тем более актуально, что в современных вооруженных конфликтах и локальных войнах успех, как правило, достигается путем ведения автономных боевых действий мелкими тактическими подразделениями (тактическими группами), рассредоточенными на обширной территории, во взаимодействии с воинскими формировании различных министерств и ведомств. Эффективно управлять ими, организовывать и поддерживать взаимодействие, как показывает опыт, чрезвычайно сложно без единой АСУ и системы разведывательно-информационного обеспечения. Ключевыми направлениями в решении этих проблем должны стать разработка космических аппаратов разведки, связи и навигации, воздушных средства разведки и ретрансляции, сопряженных с автоматизированными наземными пунктами приема и обработки данных;
реализация принципа открытой архитектуры; информационная и техническая совместимость отдельных образцов в системе вооружения с целью повышения эффективности их взаимодействия в ходе совместного применения;
приоритет развития средств вооруженной борьбы, решающих задачи информационного обеспечения и борьбы с информационно-управляющими системами, отражения авиационных и ракетных (нестратегических) ударов, ведения боя (специальных операций) в любое время суток, на любой местности, в любых метеоусловиях;
комплектность оснащения (переоснащения) войсковых формирований модернизированными и новыми образцами ВВСТ с целью создания цельных боевых систем на базе конкретных частей и соединений;
создание малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации и нанотехнологий, особенно для решения задач разведки и боевого управления;
обеспечение модернизационного потенциала ВВСТ, исключение дублирования и сокращение сроков разработки перспективных образцов ВВСТ;
повышение защищенности ВВСТ, в том числе за счет использования многофункциональных радиопоглощающих и радиорассеивающих маскировочных материалов и покрытий, экранирования от радиационного, пучкового, теплового воздействия, обеспечивающих эффективную защиту от высокоточного оружия и технических средств разведки в инфракрасном, видимом, тепловом, радиотепловом и радиолокационном диапазонах электромагнитного спектра;
обеспечение возможности автономного применения общевойсковых подразделений, прежде всего батальонного звена, повышение мобильности и транспортабельности ВВСТ;
соответствие доступности в эксплуатации ВВСТ степени обученности личного состава расчетов, дружественность пользовательского интерфейса;
выполнение требований по эргономике и обитаемости, ориентация на «двойные» технологии при разработке и производстве ВВСТ.
Руководствуясь данными принципами, приоритетами и комплексным подходом, предполагается создавать и совершенствовать ВВСТ всех родов войск и специальных войск СВ. Так, качественные параметры ракетно-артиллерийского вооружения будут повышаться за счет создания новых и комплексирования существующих средств разведки, управления огнем, поражения и всестороннего обеспечения на основе разрабатываемых (модернизируемых) средств автоматизации, что позволит заложить технические основы разведывательно-огневой системы (РОС).
Совершенствование бронетанкового вооружения и техники идет по пути поиска новых (нетрадиционных) компоновочных решений, автоматизации процессов управления огнем, защитой, движением, повышения живучести и автономности, улучшения эргономики, внедрения в конструкцию образцов БТВТ элементов искусственного интеллекта.
Вооружение и технику войсковой ПВО предусматривается развивать путем повышения их мобильности, помехозащищенности, степени автоматизации, увеличения количества одновременно обстреливаемых целей, расширения зоны поражения и снижения времени реакции.
В сфере автоматизации управления войсками и развития средств связи прежде всего предусматривается завершить создание автоматизированной системы управления тактического звена, разработать цифровые комплексы и средства для первичной сети связи.
Развитие средств разведки должно привести к обеспечению обнаружения объектов противника с требуемой дальностью, точностью и возможностью передачи данных на пункты управления и средства поражения в реальном масштабе времени. Для достижения этой цели прежде всего предполагается создать единый комплекс разведки, управления и связи разведывательных и специальных подразделений СВ, а также унифицированные автоматизированные станции обработки данных и управления комплекса радиоразведки тактического звена. При разработке перспективных средств разведки приоритет отдается размещению их на беспилотных летательных аппаратах.
При модернизация существующих и разработке новейших образцов техники РЭБ основные усилия сосредоточиваются на создании семейства многофункциональных комплексов РЭБ межвидового применения, в том числе воздушного (беспилотного) базирования, включая технику на новых физических принципах.
Совершенствование индивидуальной экипировки военнослужащих предполагается осуществлять путем создания единого комплекса взаимоувязанных функциональных подсистем (поражения, управления, защиты, жизнеобеспечения и энергообеспечения) в целях существенного повышения их боевые возможностей Основные элементы экипировки предусматривается объединить в принципиально новый системный функциональный элемент – единый информационно-прицельный комплекс (ИПК), предназначенный для высокоэффективного выполнения боевых задач как отдельным военнослужащим, так и подразделением в целом.
Развитие системы вооружения СВ по пути ее сбалансированности и комплексного подхода позволит существенно повысить боевые возможности соединений и частей СВ и обеспечить успешное выполнение ими боевых задач в войнах XXI века.
Третье — качественное повышение уровня и эффективности боевой подготовки войск. С этой целью предполагается апробировать, а затем ввести в действие новые программы боевой подготовки подразделений с учетом опыта боевых действий и перспектив совершенствования уровня одиночной выучки. Основные усилия в подготовке СВ сосредоточиваются на совершенствовании форм и способов применения объединений, соединений и частей СВ в современных войнах и вооруженных конфликтах различной интенсивности и их обучении ведению высокоманевренных боевых действий совместно с войсковыми формированиями других видов ВС и родов войск.
Предусматривается завершить разработку, создание и осуществить поставки в войска самых современных тренажерных комплексов и полигонного оборудования. Основные усилия в решении этой проблемы предполагается сосредоточить на обеспечении развертывания и проведения войсковых испытаний комплексной автоматизированной системы тактической подготовки "Барельеф СВ", создании комплексов для совместной подготовки специалистов управленческого звена частей и подразделений в организации взаимодействия (слаживания) , стрельбе и управлению огнем, а также классных и полевых тренажеров для индивидуальной огневой, тактической (тактико-огневой) подготовки военнослужащих, подготовки в составе экипажа и подразделения. Внедрение таких комплексов, несомненно, вызовет интерес обучаемых и позволит без существенных материальных затрат повысить уровень их боевого мастерства и слаженности мелких подразделений.
Наряду с внедрением технических средств обучения важное внимание будет уделено повышению методического мастерства командного состава всех степеней, для чего в частности предполагается оптимизировать сеть вузов, продолжить совершенствование системы военного образования и подготовки кадров в соответствии с реальными потребностями войск, а также улучшить качество командирской (профессионально-должностной) подготовки в войсках.
Необходимо отметить, что дальнейшее строительство и развитие Сухопутных войск является сложным, объемным и многогранным процессом, требующим согласованных усилий командующих (командиров) и начальников всех степеней, заказывающих управлений МО РФ, научно-исследовательских учреждений (организаций, конструкторских бюро и предприятий оборонно-промышленного комплекса России, а также значительного расхода финансовых средств и материальных ресурсов. Однако эти усилия, вложенный труд и средства не пропадут даром. Результатом станет существенное повышение боевых возможностей и боеспособности соединений и частей СВ, что позволит компенсировать общее сокращение Сухопутных войск и обеспечить успешное выполнение возложенных на них задач по нейтрализации военных угроз национальным интересам России в XXI веке.
Основные приоритетами деятельности Сухопутных войск в 2006 году были:
совершенствование и оптимизация организационно-штатной структуры;
подготовка соединений и воинских частей постоянной готовности к выполнению задач по предназначению;
выполнение мероприятий по переходу ряда соединений и воинских частей на комплектование военнослужащими по контракту.
Итоги деятельности Сухопутных войск в 2006 году
Главной целью строительства и развития Сухопутных войск в 2006 году явилось продолжение работы по наращиванию боевого потенциала соединений и воинских частей Сухопутных войск рациональной структуры, состава и численности, обеспечивающих ликвидацию вооруженных конфликтов группировками мирного времени на всех стратегических направлениях или разгром противника после частичного мобилизационного развертывания в локальной войне, а после полномасштабного стратегического развертывания – к отражению крупномасштабной агрессии.
Строительство Сухопутных войск проводилось с таким расчетом, чтобы они были способны решать задачи в любом спектре вооруженных конфликтов и войн.
Основные усилия были направлены на:
- завершение основных структурных преобразований, наращивание количества и укомплектованности личным составом соединений и воинских частей постоянной готовности, организации в них интенсивной боевой подготовки;
- создание системы, обеспечивающей взаимодействие Сухопутных войск, как потребителя вооружения и военной техники, с заказывающим управлением МО по вопросам формирования Государственной программы вооружения и ежегодных Государственных оборонных заказов;
- повышение боевого потенциала Сухопутных войск за счет ремонта и модернизации вооружения, военной техники и создание научного заделка для разработки их перспективных образцов.
Пpиоритет в развитии родов войск был отдан общевойсковым соединениям и воинским частям постоянной готовности, ракетным войскам и артиллерии, органам и частям разведки, связи и РЭБ.
При этом предусматривалось
- завершить мероприятия по совершенствованию состава и структуры Сухопутных войск. В рамках реализации Федеральной целевой программы добиться укомплектованности соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими по контракту в пределах 90-100%. Продолжать оснащение войск новыми образцами вооружения и военной техники, автоматизированными системами управления войсками и оружием, в первую очередь – соединений и воинских частей постоянной готовности;
- осуществить мероприятия по наращиванию боевых возможностей Сухопутных войск за счет их полного укомплектования современными образцами вооружения и военной техники с одновременным совершенствованием организационно-штатных структур органов управления, объединений, соединений, воинских частей общевойсковых, родов войск и специальных войск.
Основные усилия в подготовке Сухопутных войск в 2006 учебном году были сосредоточены на: практическом освоении способов организации и ведения современных операций и общевойскового боя; подготовке командиров и органов военного управления к устойчивому и непрерывному управлению войсками; обучении военнослужащих грамотному и эффективному применению вооружения и военной техники; поддержании полевой выучки на уровне, необходимом для качественного выполнения стоящих задач.
В ходе выполнения Плана строительства и развития Сухопутных войск основные усилия были сосредоточены на повышении качественных параметров соединений и воинских частей постоянной готовности, наращивании их боевого потенциала за счет комплектования личным составом на контрактной основе; поддержании вооружения и военной техники в исправном состоянии и готовности к применению, проведении мероприятий по их модернизации; повышении уровня боевой подготовки; совершенствовании базы мобилизационного развертывания и доподготовки военно-обученных ресурсов.
Продолжалась работа по оптимизации боевого состава Сухопутных войск, совершенствованию организационно-штатной структуры воинских частей.
В рамках выполнения Федеральной целевой программы по обеспечению комплектования должностей сержантов и солдат преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, проводились мероприятия по комплектованию еще 18 соединений и воинских частей. Всего в течение года на контрактную службу принято 24 тыс. чел. Общая численность сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту в Сухопутных войсках составляет более 67000 чел.
Основные усилия в подготовке соединений и воинских частей направлялись на боевое слаживание батальонов как тактических единиц, способных самостоятельно вести бой в отрыве от главных сил. Для практической реализации указанной выше направленности подготовки Сухопутных войск основными формами проведения мероприятий боевой подготовки в 2006 году являлись боевые стрельбы, тактические (тактико-специальные) учения.
По сравнению с 2005 годом в 2006 учебном году увеличилось количество тактических учений с боевой стрельбой и боевых стрельб.
В результате некоторой стабилизации финансового и материального обеспечения в 2006 году удалось повысить уровень тактической выучки и слаженности подразделений. Более чем на 30% увеличился стаж практического вождения механиков-водителей.
При подготовке органов управления проведенные в 2006 году мероприятия в основном обеспечили поддержание навыков командиров и штабов на необходимом уровне.
Особенностями в подготовки штабов явились несколько возросший масштаб проводимых мероприятий, все командно-штабные учения на местности проводились с привлечением войск обозначения.
Основные усилия в подготовке командиров всех степеней были направлены на повышение их навыков в работе по организации боя на местности, принятии обоснованных решений, умении проявлять военную хитрость и творчески мыслить, эффективному управлению и использованию боевых возможностей подчиненных, приданных и поддерживающих частей (подразделений) при выполнении поставленных задач. В 2006 году были проведены все запланированные учения и тренировки.
Приоритеты в оснащении Сухопутных войск ВВТ отдаются модернизации, созданию и закупке современных средств разведки, связи, РЭБ, высокоточного оружия, ударных вертолетов, автоматизированных систем управления и противотанковых ракетных комплексов.
С этой целью разработаны Основные направления развития системы вооружения Сухопутных войск на период до 2015 года, в соответствии с которыми проводится модернизация, ремонт и восстановление имеющегося парка ВВТ, выполняются опытно-конструкторские разработки по созданию новых образцов вооружения, спланированы производство и поставка в войска современных образцов ВВТ нового поколения.
Учебная материально-техническая база Сухопутных войск в целом обеспечивает необходимый уровень проведения мероприятий боевой подготовки соединений и воинских частей. Однако, объекты полевой учебной материально-технической базы (далее - УМТБ) войск, пока ещё не везде в полной мере соответствуют требованиям курсов стрельб, вождения, программам подготовки.
При этом основными задачами совершенствования УМТБ боевой подготовки являются:
-сохранение полигонной базы, обеспечивающей боевую подготовку соединений и воинских частей, в первую очередь частей постоянной готовности;
-оптимизация состава и численности учебных центров и полигонов в общей увязке с определением облика Вооруженных Сил;
-ликвидация излишествующей полигонной базы и приведение ее в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил;
-совершенствование организационно-штатной структуры полигонов с целью приведения ее в соответствие объему и характеру возложенных задач;
-повышение уровня инженерно-технического оснащения полигонов с целью создания в ходе проведения занятий и учений обстановки, характерной для общевойскового боя с привлечением всех видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;
-пересмотр нормативной правовой базы функционирования полигонов ВС РФ с учетом совершенствования системы.
В военных округах продолжается работа по выполнению планов капитального и текущего ремонта объектов УМТБ.
Проводятся мероприятия на 130 объектах по сооружению, капитальному и текущему ремонту учебной материально-технической базы в частях и соединениях переводимых на новый способ комплектования в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП).
В 2006 году начата плановая замена старого полигонного оборудования на автоматизированные комплекты полигонного оборудования нового поколения (АКПО), которые отличаются большей экономичностью, надежностью, легко адаптируются к любым изменениям в мишенной обстановке.
Объем закупок и поставок полигонного оборудования, материальных средств, продукции технического назначения, осуществляемые ГУБП и СВ ВС РФ в 2005-2006 годах заметно увеличился. Поставки стали целевыми, адресными и соответствовали реальным потребностям военных округов, соединений и отдельных воинских частей.
В целом по итогам 2006 года состояние Сухопутных войск, уровень их боевой и мобилизационной готовности, полевой выучки, состояние вооружения и военной техники, воинской дисциплины в основном обеспечивает выполнение стоящих задач.
Анализ подготовки Сухопутных войск в 2006 учебном году показывает, что задачи, поставленные Министром обороны Российской Федерации, в основном выполнены. Несмотря на объективные трудности, сохранена боевая выучка личного состава, слаженность подразделений и воинских частей на уровне, необходимом для выполнения поставленных задач.
Главной задачей подготовки Сухопутных войск на 2007 учебный год определено обеспечение необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности, состояния органов военного управления и войск, прежде всего соединений и воинских частей постоянной готовности, обеспечение их способности к выполнению задач по предназначению в установленные сроки, противодействию терроризму и осуществлению миротворческой деятельности.
При этом основные усилия планируется направить на: повышение боевого потенциала соединений и воинских частей постоянной готовности; наращивание количества воинских частей постоянной готовности родов войск и специальных войск; создание (оптимизацию) региональных комплектов родов войск и специальных войск; обеспечение сбалансированного и комплексного развития вооружения и военной техники, средств управления войсками и оружием, разведки и радиоэлектронной борьбы; развитие военно-научного комплекса и наращивание научно-технического потенциала для разработки новых и модернизации существующих средств вооруженной борьбы; совершенствование систем тылового и технического обеспечения; совершенствование системы военного образования в рамках Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»; реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» ряда соединений и воинских частей; обеспечение подготовки войск к сокращению с 2008 года срока службы по призыву до одного года; повышение качества выполнения миротворческих задач; повышение уровня подготовки личного состава; улучшение состояния правопорядка и воинской дисциплины.