Быстрый переход

Конституция СССР 1924 г.

Оцените материал
(27 голосов)
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на с'езды своих советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным об'единением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути об'единения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ)
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года
и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года
(в редакции от 5 февраля 1935 г.)

Раздел первый.

Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик

Со времени образования советских республик государства, мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.
Там, в лагере капитализма - национальная вражда и неравенство колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.
Здесь, в лагере социализма - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплоатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.
Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних, только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют об'единения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на с'езды своих советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным об'единением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути об'единения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Раздел второй.

Договор

Российская социалистическая федеративная советская республика (РСФСР), Украинская социалистическая советская республика (УССР), Белорусская социалистическая советская республика (БССР), Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР: советская социалистическая республика Азербейджан, советская социалистическая республика Грузии и советская социалистическая республика Армения), Туркменская социалистическая советская республика (ТуркССР), Узбекская социалистическая советская республика (УзССР) и Таджикская социалистическая советская республика (ТадССР) объединяются в одно союзное государство - Союз советских социалистических республик. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления ЦИК СССР от 5 декабря 1929 г., постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)

 

Глава I.
Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

 

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) об'явление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза ССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик:
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей, установление системы снабжения и внутренней торговли; (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
3) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство делом транспорта и связи; (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
к) организация и руководство вооруженными силами Союза ССР;
л) утверждение единого финансового плана и единого государственного бюджета Союза советских социалистических республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик; (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза ССР;
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений с'ездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению С'езда Советов Союза СCР.


Глава II.
О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4-й требуется согласие всех республик, входящих в Союз ССР.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.


Глава III.
О С'езде Советов Союза Советских Социалистических Республик

8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является С'езд Советов, а в период между С'ездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.
9. Съезд советов Союза советских социалистических республик составляется из представителей городских советов и советов городских поселений - по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей сельских советов - по расчету 1 депутат на 125.000 жителей. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
10. Делегаты на съезд советов Союза советских социалистических республик избираются:
а) непосредственно на съездах советов союзных республик, не имеющих краевого и областного деления; б) на краевых и областных съездах советов в союзных республиках, имеющих краевое и областное деление; в) на съездах советов советских социалистических республик Азербейджана, Грузии и Армении и на съездах советов автономных республик и областей, как входящих, так и не входящих в состав краевых и областных объединений. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
11. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик одни раз в два года; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. (в ред. постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок С'езда Советов Союза ССР, ЦИК'у Союза ССР предоставляется право отсрочки созыва С'езда.


Глава IV.
О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик

13. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей Союзных Республик, пропорционально населению каждой, в количестве, определяемом Съездом Советов Союза ССР. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей по 1 представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г., постановления 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г.)
16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИК'а и Совнаркома Союза ССР, отдельных наркоматов Союза, ЦИК'ов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
17. ЦИК Союза ССР издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, об'единяет работу по законодательству и управлению Союза ССР и определяет круг деятельности Президиума ЦИК'а и Совнаркома Союза ССР.
18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза ССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИК'а Союза ССР.
19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИК'ом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территория Союза ССР.
20. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК'а Союза ССР, а также С'ездов Советов и ЦИК'ов союзных республик и других органов власти на территории Союза ССР.
21. Очередные сессии Центрального исполнительного комитета Союза ССР созываются президиумом Центрального исполнительного комитета не менее трех раз в период времени между очередными съездами советов Союза советских социалистических республик. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР, по требованию президиума Союзного совета или президиума Совета национальностей, а также по требованию центрального исполнительного комитета одной из союзных республик. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение ЦИК'а Союза ССР, получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени ЦИК'а Союза ССР.
23. В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передается в создаваемую ими согласительную комиссию.
24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного С'езда Советов Союза ССР.
25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои президиумы в составе по 9 членов каждый. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
26. В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик высшим органом власти является Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 27 членов, в число которых входят в полном составе президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей.
Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (ст.ст. 26 и 37 настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г., постановления 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г.)
27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу Союзных Республик Председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик из состава членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
28. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР ответствен перед С'ездом Советов Союза ССР.


Глава V.
О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза С. С. Р.

29. Президиум ЦИК'а Союза ССР, в период между сессиями ЦИК'а Союза ССР, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР.
30. Президиум ЦИК'а Союза ССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза ССР и исполнением всех постановлений С'езда Советов и ЦИК'а Союза ССР всеми органами власти.
31. Президиум ЦИК'а Союза ССР имеет право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов Союза ССР, а также ЦИК'ов и Совнаркомов союзных республик.
32. Президиум ЦИК'а Союза имеет право приостанавливать постановления с'ездов советов союзных республик с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИК'а Союза ССР.
33. Президиум ЦИК'а Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза ССР, ЦИК'ами союзных республик, их президиумами и другими органами власти.
34. Декреты и постановления Центрального исполнительного комитета, его президиума и Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, азербейджанский, узбекский, туркменский и таджикский (фарсидский). (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
35. Президиум ЦИК'а Союза ССР разрешает вопросы о взаимоотношениях между СНК Союза ССР и народными комиссариатами Союза ССР, с одной стороны, и ЦИК'ами союзных республик и их президиумами - с другой.
36. Президиум ЦИК'а Союза ССР ответствен перед ЦИК'ом Союза ССР.


Глава VI.
О Совете Народных Комиссаров Союза ССР

37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:
председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Совета Труда и Обороны;
заместителей председателя;
председателя Государственной Плановой Комиссии;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара обороны Союза Советских Социалистических Республик;
народного комиссара внутренних дел;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара тяжелой промышленности;
народного комиссара лесной промышленности;
народного комиссара легкой промышленности;
народного комиссара пищевой промышленности;
народного комиссара внутренней торговли;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара зерновых и животноводческих совхозов;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара водного транспорта;
народного комиссара связи;
народного комиссара финансов. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
38. Совет Народных Комиссаров Союза ССР, в пределах предоставленных ему ЦИК'ом Союза ССР прав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров Союза, ССР, издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Союза ССР.
39. Состоящая при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Комиссия Советского Контроля осуществляет через свой аппарат в центре и через своих представителей в республиках, краж и областях систематический контроль за выполнением решений правительства. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
40. Совет Народных Комиссаров Союза ССР во всей своей работе ответствен перед ЦИК'ом Союза ССР и его Президиумом.
41. Постановления и распоряжения СНК Союза ССР могут быть приостанавливаемы и отменяемы ЦИК'ом Союза ССР и его Президиумом.
42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы опротестовывают декреты и постановления СНК Союза ССР в Президиум ЦИК'а Союза ССР, не приостанавливая их исполнения.


Глава VII.
О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик

(в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)

43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, при ЦИК'е Союза ССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:
а) дача Верховным Судам союзных республик руководящих раз'яснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и отмена постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик; (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
в) дача заключений по требованию ЦИК'а Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:
а) Пленарного заседания;
б) Судебно-надзорной коллегий;
в) Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегии;
г) Военной коллегии;
д) Коллегии по транспортным делам;
е) Водной транспортной коллегии;
ж) Спецколлегии. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
45. Пленарное заседание Верховного суда Союза советских социалистических республик образуется в следующем составе: председатель Верховного суда, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного суда Союза советских социалистических республик и 4 члена, назначаемые президиумом Центрального исполнительного комитета Союза ССР; в число которых входит один представитель Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза советских социалистических республик. Председатель Верховного суда и его заместитель назначаются президиумом Центрального исполнительного комитета Союза советских социалистических республик. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
46. На прокурора Союза Советских Социалистических Республик возлагается:
а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза Советских Социалистических Республик, постановлениям и распоряжениям правительства Союза Советских Социалистических Республик;
б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;
в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза Советских Социалистических Республик;
г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий Народного Комиссариата Внутренних Дел и его органов;
д) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик;
е) опротестование решений Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик в случаях несогласия с ними в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначается Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик; заместители прокурора утверждаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Прокурор Союза Советских Социалистических Республик ответственен перед Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
47. Право направления указанных в ст.43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК'а Союза ССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ Союза ССР.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и
б) дел персональной подсудности членов ЦИК'а и CНК Союза ССР.
Принятие Верховным Судом Союза ССР к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК'а Союза или его Президиума.


Глава VIII.
О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения CНК Союза ССР, образуются пятнадцать народных комиссариатов, указанных в ст.37-й настоящей Конституции, действующих на основе положений о народных комиссариатах, утвержденных ЦИК'ом Союза ССР. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
50. Народные комиссариаты Союза ССР делятся на:
а) общесоюзные народные комиссариаты - единые для всего Союза ССР;
б) об'единенные народные комиссариаты Союза ССР.
51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
обороны Союза Советских Социалистических Республик;
внутренних дел;
внешней торговли;
тяжелой промышленности;
лесной промышленности;
легкой промышленности;
пищевой промышленности;
зерновых и животноводческих совхозов;
путей сообщения;
водного транспорта;
связи. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
земледелия;
внутренней торговли;
финансов. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных, или иные непосредственно им подчиненные органы. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
54. Органами об'единенных народных комиссариатов Союза ССР, осуществляющими на территории союзных республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.
55. Во главе народных комиссариатов Союза ССР стоят члены Совета Народных Комиссаров - народные комиссары Союза ССР.
56. При каждом народном комиссариате организуется Совет, в составе которого обеспечивается не менее половины представителей местных органов и предприятий. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
57. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
58. Распоряжения отдельных народных комиссариатов Союза ССР могут быть отменяемы Президиумом ЦИК'а и СНК Союза ССР.
59. Распоряжения народных комиссариатов Союза ССР могут быть приостанавливаемы ЦИК'ами или президиумами ЦИК'ов союзных республик при явном несоответствии данного распоряжения союзной Конституции, законодательству Союза или законодательству союзной республики. О приостановке распоряжения ЦИК'и или президиумы ЦИК'ов союзных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза ССР и соответствующему народному комиссару Союза ССР.
60. Народные комиссары Союза ССР ответственны перед СНК, ЦИК'ом Союза ССР и его Президиумом.


Глава IX.
Об об'единенном государственном политическом управлении

61. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
62. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
63. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)


Глава X.
О союзных республиках

64. В пределах территории каждой союзной республики, верховным органом власти последней является С'езд Советов республики, а в промежутках между С'ездами - ее центральный исполнительный комитет.
65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и верховными органами власти Союза ССР устанавливаются настоящей Конституцией.
66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей среды президиумы, которые в период между сессиями ЦИК'ов являются высшими органами власти.
67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы - советы народных комиссаров в составе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя государственной плановой комиссии;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара местной промышленности;
народного комиссара коммунального хозяйства;
народного комиссара внутренней торговли;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения,
а также с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, - уполномоченных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, обороны, внешней торговли, тяжелой промышленности, лесной промышленности, легкой промышленности, пищевой промышленности, зерновых и животноводческих совхозов, водного транспорта и связи.
Во всех союзных республиках, кроме Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав совета народных комиссаров входит народный комиссар внутренних дел; в состав Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики входит уполномоченный Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
68. Народные комиссариаты земледелия, внутренней торговли и финансов союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за ЦИК'ами этих республик.


Глава XI.
О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик

70. Государственный герб Союза советских социалистических республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках, общеупотребительных в союзных республиках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Наверху герба имеется пятиконечная звезда. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
71. Государственный флаг Союза ССР состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение длины к ширине 1:2.
72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является гор. Москва.
Другие материалы в этой категории: Конституция СССР 1936 г. »