Быстрый переход

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Оцените материал
(27 голосов)
Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.
Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Декабрь 1991 года ознаменован двумя событиями, определившими главное направление движения в третье тысячелетие Западной Европы и новых независимых государств, образованных на территории бывшего Советского Союза. 8 декабря в Беловежской Пуще подписано Соглашение о прекращении существования СССР и создании СНГ, а 9 декабря в голландском городе Мавстрихате подписан договор о трансформации Европейского сообщества в Европейский союз и об углублении и расширении экономической и политической интеграции входящих в него стран. Страны-участники ЕС намечают до конца века ввести единую валюту, единый центральный банк и на прочной экономической основе проводить общую внешнюю политику и политику безопасности.

Однако, еще в 1991 году существовал проект Договора "О союзе суверенных государств (ССГ)".

В постановлении Верховного Совета СССР "О проекте Договора о Союзе Суверенных Государств", в частности, отмечалось:

"...поддержать в основном проект Договора о Союзе Суверенных Государств, представленный 18 июля 1991 года Президентом СССР от имени Подготовительного комитета, образованного четвертым съездом народных депутатов СССР. Признать возможным подписать Договор после соответствующей доработки и согласования между республиками, с участием полномочной союзной делегации.
 
Согласно процедуре подписания Союзного договора, подписание было намечено на 20 августа 1991 года.

4 августа М. С. Горбачев уехал в отпуск в Форос, а 19 августа в Москве произошел путч, сорвавший подписание договора.

8 декабря руководители России, Украины, Беларуси на встрече в Беловежской Пуще объявили: "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". На встрече были приняты:

"Соглашение о создании Содружества Независимых Государств", "Заявление глав государств об образовании Содружества Независимых Государств", "О координации экономической политики".

10 декабря 1991 года Верховные Советы Украины и Беларуси ратифицировали Беловежские соглашения.

13 декабря в Ашхабаде состоялась встреча, в которой приняли участие президенты: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. В принятом ими Заявлении говорится, что в процессе формирования Содружества Независимых Государств необходимо:

-Обеспечить равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие Содружество, должны быть признаны в качестве учредителей и указаны в тексте Соглашения как высокие договаривающиеся стороны;

-учесть в этих документах, решениях и соглашениях исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана, которые при подготовке Соглашения о Содружестве, к сожалению, не принимались во внимание...

-мы заявляем о готовности стать равноправными соучредителями Содружества Независимых Государств, учитывающего интересы всех его субъектов. Вопросы формирования Содружества Независимых Государств должны быть рассмотрены на совещании глав суверенных государств".

Учитывая положительное отношение к Ашхабатскому Заявлению не только в бывшем Союзе, но и во всем мире, Президент Казахстана предложил собраться для обсуждения поставленных в нем вопросов и принятии совместных решений в Алма-Ате. В новой встрече участвовали 11 глав бывших союзных республик - А. Муталибов (Азербайджана), Л. Тер-Петросян (Армения), С. Шушкевич (Беларусь), Н. Назарбаев (Казахстан), А. Акаев (Кыргызстан), М. Снегур (Молдова), Б. Ельцин (Россия), Р. Набиев (Таджикистан), С. Ниязов (Туркменистан), И. Каримов (Узбекистан) и Л. Кравчук (Украина). 21 декабря 1991 года участники подписали Алма-Атинскую Декларацию. В ней, в частности, говорится: "Взаимодействие участников содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства...

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

Эмблема СНГС образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства-участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР".

Кроме того, в Алма-Ате был принят ряд документов. В их числе "Соглашение о координационных институтах СНГ". В нем предусмотрено для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества "Совет глав государств", а также "Совет глав правительств".

На Алма-Атинской встрече был завершен процесс преобразования бывших союзных республик Советского Союза в суверенные государства и создания нового международного образования - Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот момент, на наш взгляд является исходным как для становления политической системы каждой из входящих в Содружество стран, так и для формирования системы организации политических взаимоотношений между ними.

Следует отметить, что в деятельности СНГ можно выделить несколько этапов, на каждом из которых, с одной стороны, решались специфические задачи формирования нового типа политических отношений, а с другой - создавались экономические основы сотрудничества. При этом начальный этап жизни Содружества к которому, думается, можно отнести 1992-1993 годы, ознаменовался наличием определенного дуализма в интеграционной стратегии стран Содружества. В этот период был заключен ряд принципиальных соглашений.

30 декабря 1991 года в Минске на совещании глав государств было принято временное соглашение о Совете глав государств на Совете глав правительств, образованных согласно Алма-Атинской декларации. В нем предусматривалось, что каждое государство в Совете имеет один голос. Решения Совета принимаются с общего согласия - консенсусом. Но любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Соглашением была признана необходимость объединенного командования стратегическими силами.

В целом, можно сказать, 1992 год по существу явился организационным годом в деятельности нового Содружества. За год состоялось шесть встреч глав государств и семь встреч глав правительств. На первом этапе раздела СССР особенно большое внимание уделялось военным вопросам.

На рубеже 1993 года все более решительно стали звучать призывы к реинтеграции, восстановлению хозяйственных связей.

В 1993 году завершалось организационное становление СНГ и началось интенсивное формирование правовой основы взаимодействия его участников. Уже на первой встрече, состоявшейся 22 января в Минске, принят Устав Содружества Независимых Государств, в котором сформулированы цели, принципы деятельности и характер взаимоотношений государств - членов. По сути дела Устав СНГ - основополагающий документ, определяющий правовые нормы сотрудничества государств в рамках СНГ, - является стержнем всей системы взаимоотношений как самих стран Содружества, так и созданных ими органов.

Согласно Уставу, высший орган Содружества - Совет глав государств. На нем обсуждаются и решаются принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере из общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств - членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Флаг СНГБлижайшую задачу на пути к Экономическому союзу главы государств-участников Содружества видят в развитии таможенного сотрудничества: образовании Таможенного союза, последовательном освобождении от таможенных тарифов, снятии любых нетарифных ограничений. Они считают также необходимым проводить скоординированную финансовую, кредитно-денежную и валютную политику.

Принятие решения о создании Экономического союза свидетельствовало, по нашему мнению, о том, что во взаимодействии государств, возникших на постсоветском пространстве, наметился коренной перелом в сторону реальной интеграции.

Резкие дискуссии и нелицеприятные выступления привели не к крушению СНГ, а, напротив, к заключению реалистичного Договора об экономическом союзе, который был заключен главами государств 24 сентября 1993 года в Москве.

Юридической основой договора послужил Устав СНГ и другие ранее принятые нормативные документы. В нем также был учтен накопленный почти двухлетний опыт практического сотрудничества в новых условиях. В Договоре указывается, что целями Союза являются:

формирование условий стабильного развития экономики Договаривающихся Сторон в интересах повышения жизненного уровня населения;

поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;
решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Далее в нем предусмотрены:

свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

согласованная денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, ценовая, внешнеэкономическая, таможенная и валютная политика;

межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

таможенный союз;

общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

валютный (денежный) союз;

последовательное снижение и отмена таможенных пошлин, налогов и сборов;

гармонизация таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования.

1992 и 1993 годы явились, следовательно, периодом активного становления деятельности Содружества и его институционного оформления, создали определенную основу для интеграционного процесс. В 1994 году наметился прогресс и в развитии военно-политической интеграции. Была подписана Концепция коллективной безопасности, в которой сформулированы основы общей военной политики, принципы, приоритеты и этапы построения системы коллективной безопасности. Одновременно Содружество стало наращивать свою роль в такой важной сфере, как миротворчество, урегулирование конфликтов. Позитивную роль, в частности, играло и играет СНГ в урегулировании ситуации в Народном Карабахе, Абхазии, Таджикистане.

Как уже указывалось выше, Договор об Экономическом союзе требовал для своей реализации главного - интеграционного органа, пусть даже только координирующего, но ответственного за выполнение уже принятых решений.

В октябре 1994 года Советом глав государств СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического Комитета (МЭК), который был призван стать постоянно действующим координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Это вселило огромные надежды на оживление интеграции.

С самого начала в деятельности МЭКа во главу угла было поставлено последовательное продвижение по пути становления и обеспечения эффективного функционирования Экономического союза государств Содружества, практическое претворение в жизнь решений Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ.
 
МЭК подготовил ряд аналитических материалов о ходе экономических реформ в государствах - участниках Содружества, о структурных изменениях в экономике, о тенденциях изменения внешнеэкономических связей государств Содружества, о состоянии взаимной торговли государств Содружества, проблемах и перспективах его дальнейшего развития о состоянии топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного и агропромышленного комплексов, легкой и ряда других отраслей промышленности, социальной и инвестиционной сферы.

МЭК разработал пакет важнейших конвенций:

-         о единых принципах заключения международных залоговых сделок в государствах - участниках СНГ;

-         о международном лизинге;

-         о налоговой политике государств - участников СНГ.

Утверждены конвенции о защите прав инвестора и о транснациональных корпорациях, устанавливающие правовые основы деятельности инвестора.

МЭКом проводится работа по созданию условий и подготовке нормативной базы для формирования общего энергетического пространства, эффективного функционирования топливно-энергетических комплексов, бесперебойной работы, транснациональных систем электро-, газо- и нефтеснабжения, обеспечения энергетической безопасности государств СНГ. Разработаны и подписаны два соглашения в области транзита природного газа и в области транзита нефти и нефтепродуктов.

МЭК участвует в разработке и реализации согласованной военно-экономической политики государств Содружества.

В целом, Межгосударственный экономический комитет проводит большую работу по анализу, подготовке, согласованию и принятию главами государств и правительств СНГ огромного количества документов, охватывающих самые разные стороны экономического взаимодействия. Но каков же коэффициент полезного действия всей этой многотрудной деятельности, какова отдача? Вот, что пишут об этом сами составители этих договоров, решений, соглашений в справке "О результатах анализа реализации межгосударственных и межправительственных актов по вопросам социально-экономических отношений государств - участников Содружества Независимых Государств, принятых в 1991-1995 годах[8]

1. Значительная часть межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам социально-экономического характера, принятых в 1991-1995 годах, носят декларативный характер, в них, как правило, не предусмотрен механизм реализации целей и задач, сформулированных в данных соглашениях.

2. В соглашениях, как правило, отсутствуют пункты о финансовом обеспечении принимаемых решений.

3. В соглашениях не определяются национальные (внутригосударственные) органы управления, ответственные за их выполнение.

4. В соглашениях не предусматривается межгосударственный контроль за выполнением государствами, подписавшими данное соглашение, взятых на себя обязательств.

5. Принимая новое Соглашение, разработчики не предусматривают отмену принятых Соглашений и решений по данному вопросу, потерявших свою актуальность или частично выполненных.

В составленной через два года коллегией МЭК другой справке "О повышении эффективности и совершенствовании механизмов экономической интеграции государств - участников Содружества Независимых Государств", сделан глубокий, но мало отличающийся от предыдущего, анализ сложившегося положения.

Таким образом, в экономической интеграции государств СНГ достигнуты более чем скромные результаты, что констатировала Кишиневская (1997г) встреча глав государств.[9]

Создание и развитие СНГ было вызвано рядом общих и особенных тенденций функционирования политической системы в целом, обусловило, в свою очередь, дальнейшее развитие демократических процессов на всем пространстве бывшего Советского Союза.

Научный анализ документов и событий последних лет существования Советского Союза свидетельствует о том, что необходимость демократизации господствующей в нем политической системы находила понимание не только среди ученых и политических деятелей, но и среди широких слоев населения. Это подтверждает народная поддержка перестройки, центральным звеном которой объявилась демократизация и гласность. Поэтому в сложившихся условиях образование на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств представляется позитивным фактором, позволившим не только регулировать последствия дезинтеграции сверхцентрализованной супердержавы, но и направлять межгосударственную деятельность в созидательное русло.

В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются следующие:

- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

- содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом Содружества, в котором на уровне глав государств обсуждаются и решаются принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств – участников в сфере их общих интересов.

В настоящее время председательство в Совете глав государств СНГ осуществляется Киргизской Республикой в лице ее Президента К.С.Бакиева. В соответствии с решением СГГ СНГ от 10 октября 2008 года председательство в СНГ в течение 2009 года будет осуществлять Республика Молдова, сопредседательство – Российская Федерация и Киргизская Республика.

Совет глав правительств (СГП) Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.

С мая 2008 года функции председателя в Совете глав правительств СНГ осуществляет премьер-министр Белоруссии.

Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств – участников СНГ.

При Совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам. Комиссия состоит из полномочных представителей государств Содружества. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств.

Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.

Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Грузии, Молдавии, Туркменистана и Украины).

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них.

Членами СКПВ являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств-участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Участниками МПА являются восемь государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан. Грузия подписала, но не ратифицировала Конвенцию. Туркменистан, Украина и Узбекистан Конвенцию не подписали.

Экономический Суд Содружества создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ (изначально – 8, в настоящее время – 5, по одному судье от Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана).

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 80 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств – участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств – участников СНГ.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ, со штаб-квартирой в г.Минске и отделением Исполкома в г.Москве.

С октября 2007 г. Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ является С.Н.Лебедев.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

Постпредами при органах СНГ в Минске работают представители 10 государств. Постпред Грузии в конце 2002 года приостановил свою деятельность в Минске в связи с финансовыми проблемами. Азербайджан своего постпредства в Минске не имеет.

В Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ (территориально расположена в здании московского отделения Исполкома СНГ) работают полномочные представители от всех государств – участников Содружества, кроме Азербайджана, Грузии, Туркмении и Узбекистана.

Важной вехой для СНГ стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).

Сегодня Содружество переживает очередной этап своего реформирования начало которому было положено на казанском саммите 26 августа 2005 года, когда было принято решение о реализации комплекса мер, направленных на дальнейшее повышение эффективности работы уставных и других органов Содружества. В соответствии с договоренностями, достигнутыми на казанском саммите СНГ, и решением СМИД 21 апреля 2006 года по предложению российской стороны была создана Группа высокого уровня (ГВУ) по вопросам повышения эффективности СНГ («Группа мудрецов»).

Вопросы реформирования Содружества были в центре внимания неформального саммита СНГ 21-22 июля 2006 года в Москве и очередного саммита СНГ 28 ноября 2006 года в г.Минске. На минской встрече была рассмотрена представленная руководителем ГВУ главам государств СНГ информация о Докладе Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ, подготовленном на основе предложений государств – участников Содружества. По поручению Совета глав государств СНГ была сформирована Межгосударственная рабочая группа (МРГ) в составе заместителей глав внешнеполитических ведомств, с участием представителей Исполкома СНГ, которая на основе Доклада Группы высокого уровня и предложений государств – участников подготовила проект Концепции дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации.

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года за № 1315 создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, которому отводится важная роль в реализации государственной политики в контексте Концепции на пространстве Содружества.

18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующей в Содружестве Киргизии, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ.

Государства-участники активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества. Главы государств также одобрили Стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая затем была утверждена на заседании Совета глав Правительств СНГ. На бишкекском саммите были определены основные направления сотрудничества в рамках СНГ на 2009 год: принято решение определить энергетику ключевой сферой взаимодействия государств-участников СНГ в 2009 году и объявить 2009 год в Содружестве – «Годом молодежи», а 2010 – «Годом науки и инноваций».

На заседании Совета глав правительств СНГ в Кишиневе 14 ноября 2008 года была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, реализация которой позволит повысить стабильность экономического развития всех государств-участников Содружества.
 
Султыгов М.И. К вопросу создания Содружества Независимых Государств.
Правда 1991, 15 августа.
Казахстанская правда, 1991, 13 декабря.
Информационный вестник Совета глав государств СНГ "Содружество". Выпуск первый. Минск, 1992. 15-16.
Информационный вестник Совета глав государств СНГ "Содружество". Выпуск первый. Минск, 1992. с.12.
Информационный вестник Совета глав государств СНГ "Содружество". Выпуск первый. Минск, 1992. с. 21-25.
Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. Алматы,1997, с.156.
Коротченя И.М. "Экономический совет суверенных государств:стратегия и тактика становления". Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. 1995, с.45.
Исингарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы, 1998. с.245.
Исингарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы, 1998. с. 321.
Назарбаев Н.А.В потоке истории. Алматы, 1999, с.206
Назарбаев Н.А. Становление и развитие Казахстана как суверенного государства. Алматы, 1992, с.40.
Другие материалы в этой категории: « Устав СНГ Северная война 1700 - 1721 »