Быстрый переход

Вячеслав Владимирович

Оцените материал
(2 голосов)

Годы жизни:1083 - 6 февраля 1154.

Годы правления: Князь Смоленский (1113- 1125); Князь Туровский (1125-1132, 1134-1142, 1142-1146); Князь Переяславский (1132-1134, 1142); Князь Пересопнинский (1146-1149); Князь Вышгородский (1149-1151); Великий князь Киевский (1139, 1151-1154).

Из рода Рюриковичей. Сын Владимира Всеволодовича Мономаха и английской королевны Гиды Гарольдовны.

В 1134 году Ярополк II Владимирович перевел Вячеслава из Турова в Переяславль. Но спокойный Вячеслав вскоре почувствовал себя неуютно на самом юге Руси подле торков, половцев и черниговских Ольговичей. Он бросил свою волость, хотел идти обратно в Туров, но дошел на первый раз только до Днепра и воротился назад. Говорят, будто Ярополк послал сказать ему: "Что ты все скитаешься, не посидишь на одном месте, словно полочин?" Но Вячеслав успокоился не надолго: бросил Переяславль в другой раз, пошел в Туров, выгнал отсюда Изяслава Мстиславича и сел на его место.

В феврале 1139 года, по смерти Ярополка, Вячеслав, оставался самым старшим из Мономаховичей и потому беспрепятственно сел в Киеве.. Но как только глава клана черниговских князей Всеволод Оль-гович узнал о смерти Ярополка и о том, что в Киеве на его месте сидит Вячеслав, то немедленно собрал небольшую дружину и занял Вышгород; отсюда, выстроив полки, пошел к Киеву, стал в Копыреве конце и начал поджигать дворы в этой части города, послав сказать .Вячеславу: "Иди добром из Киева". Вячеслав отправил к нему митрополита с таким ответом: "Я, брат, пришел сюда на место братьев своих, Мстислава и Ярополка, по завещанию наших отцов; если же ты, брат, захотел этого стола, оставив свою отчину, то, пожалуй, я буду меньше тебя, пойду в прежнюю свою волость, а Киев тебе".

Вячеслав сел вновь в Турове. В том же году половцы вместе с Изяславом Давыдовичем повоевали его волость, но Вячеслав Ольгович и остался сидеть на своем столе. В 1142 году Всеволод Второй послал сказать Вячеславу: "Ты сидишь в Киевской волости, а она мне следует: ступай в Переяславль, отчину свою". Вячеслав отправился в Переяславль, а в Турове Всеволод посадил своего сына Святослава. Это распоряжение озлобило всех Ольговичей. Владимир и Изяслав Давыдовичи объединились с Игорем и Святославом Ольговичами, и все они поехали отнимать у Вячеслава Переяславль. Вероятно, они надеялись так же легко выгнать его из этого города, как брат их Всеволод выгнал его из Киева, но обманулись в надежде, встретили отПор у города. Между тем Всеволод послал на помощь Вячеславу воеводу Лазаря Саковского с печенегами и киевлянами; с другой стороны Изяслав Мстиславич, услыхав, что черниговские князья пришли на его дядю, поспешил отправиться с полком своим к Переяславлю и разбил их. Ольговичи побежали в свои города, но, когда Изяслав ушел в свой Владимир, Игорь вновь собрал братьев: поехали в другой раз к Переяславлю, стали у города, бились три дня и, опять ничего не добившись, возвратились домой. Вячеслав, которому очень не нравился Переяславль, выпросил у Всеволода Ольговича свой любимый непокойный Туров, а Переяславль Всеволод отдал Изяславу Мстиславичу. Часть Туровских городов он, однако, удержал за собой и раздал братьям.

В 1146 году Всеволод Ольгович умер и, после недолгого княжения Игоря Ольговича, Киев захватил Изяслав. Сам Изяслав сначала не хотел нарушать право дяди Вячеслава, которому по родовым счетам теперь следовал Киев. Отправившись в поход против Игоря Ольговича, он объявил, что идет возвращать старший стол Вячеславу, Но дела переменились, когда он действительно овладел Киевом. Между тем Вячеслав стал распоряжаться как старший: захватил города, которые отняты были у него Всеволодом Ольговичем, захватил и Владимир Волынский и посадил в нем племянника Владимира Андреевича. Но Изяслав поспешил уверить его, что не он великий князь; послал на дядю брата Ростислава , и племянника Святослава Всеволодовича; те отобрали у Вячеслава Туров, схватили в нем епископа Иоакима и посадника Жирослава. В Турове Изяслав посадил своего сына Ярослава, а Вячеславу оставил только Пересопницу.

В 1149 году, изгнанный из Киева дядей Юрием Долгоруким, Изяслав, приготовляясь к войне и зная теперь как трудно идти против общего убеждения в правах дяди перед племянником, обратился к старику Вячеславу: "Будь мне вместо отца, ступай, садись в Киеве, :а с Юрием не могу жить; если же не пойдешь в Киев, то я пожгу твою волость". Вячеслав испугался угроз и послал сказать брату Юрию: "Либо мирись с Изяславом и дай ему, чего он хочет, либо приходи ко мне с полком, защити мою волость, а если, брат, не поедешь, то на меня не жалуйся". Юрий приехал в Пересопницу, оба брата двинулись к Луцку и здесь помирились с Изяславом. После Г этого Юрий возвратился к Киеву и 1 хотел было уступить этот стол по старшинству Вячеславу, но бояре отсоветовали ему. "Брату твоему не удержать Киев, -говорили они, - не достанется он ни тебе, ни ему". Тогда Юрий вывел из Вышгорода сына своего Андрея и посадил там Вячеслава. В следующем 1150 году Изяслав Мстиславич неожиданно подступил к Киеву, когда его никто не ждал. Юрий бежал, а на его место явился старый Вячеслав. Киевляне вышли навстречу Изяславу и сказали ему так: "Юрий вышел из Киева, а Вячеслав сел на его место; но мы его не хотим". Изяслав предложил своему Дяде покинуть Киев: "Я тебя звал на киевский стол, но ты тогда не захотел; а теперь, когда брат твой выехал, так ты садишься? Ступай теперь в свой Вышгород". Вячеслав отвечал: "Хоть убей меня на этом месте, не съеду". Изяслав въехал в Киев, поклонился св. Софии, оттуда поехал на двор Ярославов со всеми своими полками и со множеством киевлян. Многие начали уговаривать Изяслава захватить князя, а иные уже начали кричать: "Подсечем под ним сени". Но Изяслав остановил их. "Сохрани меня Бог, - говорил он, - я не убийца своей братии; дядя мне вместо отца, я сам пойду к нему". Взявши с собой немного дружины, он пошел на сени к Вячеславу и поклонился ему. Вячеслав встал, поцеловался с племянником", и когда оба сели, то Изяслав стал говорить: "Батюшка! Кланяюсь тебе, нельзя мне с тобой рядиться, видишь, какая сила стоит народу, много лиха против тебя замышляют; поезжай в свой Вышгород, оттуда и будем рядиться". Вячеслав отвечал: "Ты меня сам, сын, звал в Киев, а я целовал крест брату Юрию; теперь уже если так случилось, то Киев тебе, а я поеду в свой Вышгород" - и, сошедши с сеней, уехал из Киева, а Изяслав сел здесь.

Юрий тем временем соединился с Ольговичами, Давыдовичами и Владимирком Галицким. Узнав о всей этой силе, Изяслав Мстиславич поехал в Вышгород к Вячеславу и сказал ему: "Ты мне отец; вот тебе Киев и какую еще хочешь волость возьми, а остальное мне дай" Вячеслав сначала отвечал на это с сердцем: "А зачем ты мне не дал Киева тогда, заставил меня со стыдом из него выехать; теперь, когда одно войско идет из Галича и другое из Чернигова, так ты мне Киев даешь". Изяслав говорил на это: "Я к тебе посылал и Киев отдавал тебе, объявлял, что с тобою могу быть, только с братом твоим Юрием мне нельзя управиться, но тебя люблю, как отца, и теперь тебе говорю: ты мне отец, и Киев твой, поезжай туда". Старика размягчили эти слова и он целовал крест на гробе Бориса и Глеба, что будет иметь Изяслава сыном, а Изяслав клялся иметь его отцом; целовали крест и бояре их. Изяслав отправился к Звенигороду против Владимирка Галицкого, Вячеслав же по его просьбе отдал ему дружину. Однако киевляне, бывшие с Изяславом, бежали, не приняв сражения. Тогда князья сказали друг другу: "Теперь не наше время" - и поехали из Киева: Вячеслав -в Вышгород, а Изяслав - во Владимир Волынский.

Но в том же году Изяслав опять занял Киев и первым делом послал за Вячеславом: "Батюшка! Кланяюсь тебе; если Бог отца моего Мстислава взял, то ты у меня отец. Согрешил я перед тобою сначала тогда, а теперь каюсь; и снова когда мне Бог дал победить Игоря у Киева, то я на тебе чести не оказал, но теперь, батюшка, во всем том каюсь перед Богом и перед тобою; если ты меня, батюшка, простишь, то и Бог простит; отдаю тебе, батюшка, Киев, поезжай, сядь на столе деда и отца своего!" Дядя и племянник целовали крест не разлучаться ни в добре, ни в зле. В 1151 году Вячеслав въехал в Киев. На другой день он послал сказать Изяславу: "Сын! Бог тебе помоги, что воздал мне честь, как отцу; а я вот что тебе скажу; я уже стар и всех рядов не могу рядить, между христианами или погаными. Станем вместе: дружина и полки будут у нас общие, ты ими ряди; где нам можно будет обоим ехать, оба поедем, а где нельзя, там ты один поедешь с моим полком и со своим". Изяслав с великой радостью и великой честью поклонился своему дяде и сказал: "Батюшка, кланяюсь тебе, как мы уговорились, так нам, дай Бог, и быть до конца жизни". Между тем Юрий Долгорукий выступил с союзниками из Городка, явился с войском к Киеву, а оттуда пошел к Малому Рутецу. Здесь и произошла жестокая сеча. Киевляне побили Юрьеву рать и прогнали его в Переяславль. Вячеслав с племянниками в том же году ходил на него, бились они два дня, а на третий пехота ворвалась в город и зажгла предместья. Юрий, которому неоткуда было ждать помощи, помирился с братом и племянниками и ушел в Суздаль.

В 1154 году Изяслав Мстиславич умер. Старый Вячеслав больше всех плакал по племяннику, под защитой которого он успокоился. "Сын! - причитал старик над его гробом. - Это было мое место; но, видно, перед Богом ничего не сделаешь!" После похорон Вячеслав вызвал из Смоленска Ростислава Мстиславича и сказал ему: "Сын! Я уже стар, всех рядов не могу рядить, даю их тебе, как брат твой держал и рядил, а ты почитай меня, как отца, и уважай, обходясь, как брат твой со мной обходился; вот мой полк. и дружина моя, ты их ряди". Ростислав поклонился и обещал уважать Вячеслава, как уважал его Изяслав. Урядившись с дядей, Ростислав пошел на Изяслава Давыдовича, который уже готовился к захвату клева. Вячеслав проводил племянника и после этого ночью пировал с дружиною. Потом пошел спать, но как лег, так больше и не встал и умер во сне. Ростислав вернулся с дороги, оплакал дядю и похоронил его в Софийском храме, а имение его раздал нищим и духовенству.
 
Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

 

Другие материалы в этой категории: « Ярополк Владимирович Всеволод II Ольгович »