Быстрый переход

Русско - крымские столкновения XVI в.

Оцените материал
(5 голосов)

Угроза нападений вынуждала Москву держать на южных границах государства крупные военные силы. В XVI-XVII вв. там проводились грандиозные строительные работы по созданию сплошных оборонительных линий из лесных засек, заграждений, частоколов, земляных валов. В местах проходов через укрепления располагались опорные пункты со сторожевыми башнями, а на путях наиболее частых вторжений - города-крепости. От Брянска и Белгорода до Симбирска и Сызрани на сотни километров тянулись оборонительные укрепления. Так, на южных рубежах родилась знаменитая пограничная засечная система, ставшая в конечном итоге непроходимым щитом для набегов.

Нашествие Магмет-Гирея (1521). Воспользовавшись отвлечением русских войск на войну с Литвой (1512-1522) и подчинив своему влиянию Казань, крымский хан Магмет-Гирей совершил летом 1521 г. нашествие на Россию. В походе были задействованы и силы посаженного Крымом на казанский престол хана Сагиб-Гирея (Саип-Гирея, брата Магмет-Гирея). Это позволило нанести комбинированный удар по южным и восточным районам России. Разгромив на Оке не ожидавшие нападения сторожевые московские отряды, Магмет-Гирей соединился у Коломны с войском брата (?), которое к тому времени разорило Владимирскую и Нижегородские области. Передовые отряды крымско-казанских сил появились 29 июля 1521 г. у стен Москвы, посеяв в населении панику и напомнив о страшных временах Золотой Орды.

Московский князь Василий III покинул столицу и отправился собирать полки, поручив руководство обороной города татарскому царевичу Кудайкулу (в крещении Петру). Но крымский хан не стал штурмовать Москву. Он ограничился получением от Василия III грамоты, в которой тот обязывался выплачивать дань Крымскому ханству. На обратном пути Магмет-Гирей пытался взять Рязань. В обороне города отличились артиллеристы под командованием пушкаря Иордана. После первых их выстрелов атакующие понесли большие потери и бросились бежать. Не взяв Рязани, крымское войско ушло в степи, уведя с собой огромное число пленных. Их число, по весьма завышенным оценкам современников, достигало 800 тыс. чел. Столь разрушительного нашествия Русь не знала со времен Едигея. Отныне восточные и южные рубежи России становятся объектом бесконечных жестоких нападений.

Нашествие Саип-Гирея (1541). Другим крупным нашествием стал поход на Москву в конце июля - начале августа 1541 г. войска крымского хана Саип-Гирея (до 100 тыс. чел.). В походе были задействованы и военные силы Османской империи - отряды янычар и турецкая артиллерия. К активным действиям крымского хана подтолкнуло ослабление России в период "боярского правления". "От Крыма до Казани до полуземли пусто бяше", - вспоминал о том времени Иван IV. Тем не менее Москва располагала достаточными силами для отражения нападения. По совету бояр и митрополита Иоасафа молодой великий князь Иван IV остался в столице, а не уехал в провинцию (в отличие от прежних московских правителей). Это сыграло большую роль в укреплении морального духа русского войска.

30 июля армия Саип-Гирея подошла к Оке, которая служила в те годы основным рубежом на пути к Москве с юга. Навстречу крымцам и туркам были посланы полки под командованием князей Турунтая-Пронского, Микулинского и Серебряного. Когда крымская конница начала переправляться через реку, в бой с ней вступил передовой отряд князя Турунтая-Пронского. Тогда хан велел турецким артиллеристам открыть огонь, чтобы отогнать русских от берега. После залпов турецких пушек воины Пронского дрогнули, но тут им на помощь подоспели полки под командованием князей Микулинского и Серебряного. Узнав, что к русским подошла крупная подмога с артиллерией, Саип-Гирей отступил к Пронску. Попытка взять город окончилась для его войска неудачей, и хан отступил в свои владения. Воеводы преследовали отступавших до Дона. Поражение крымско-турецкого войска на Оке позволило вскоре русским усилить натиск на Казанское ханство (Казанский поход 1545 года).

Нашествие Девлет-Гирея (1552). Наибольшая активность крымских набегов пришлась на время правления хана Девлет-Гирея (1551-1577). Первый его поход против Москвы был связан с попыткой помешать походу русских на Казань (1552). 21 июля 1552 г. крымско-турецкое войско во главе с Девлет-Гиреем (60 тыс. чел.) осадило Тулу. Ее защищал небольшой гарнизон во главе с воеводой Григорием Темкиным. На следующий день начался штурм крепости. После обстрела турецкой артиллерией города зажигательными ядрами янычары пошли на приступ. Однако немногочисленные защитники Тулы не дрогнули. Часть гарнизона тушила пожар, другая сражалась с янычарами на стенах. К вечеру ожесточенный приступ повсеместно был отбит. Наутро хан хотел возобновить штурм, но в это время защитники Тулы увидели со сторожевых башен облака пыли на горизонте. То шли им на помощь войска Ивана Грозного. С криками "Царь православный идет!" воины гарнизона сделали смелую вылазку. По свидетельству летописи, вместе с ними бросилось в бой все население города, включая женщин и детей. Узнав о приближении крупного русского войска, хан не выдержал решительного натиска защитников Тулы и отступил, понеся значительные потери (среди убитых был и ханский шурин). Отразив нашествие Девлет-Гирея, Иван Грозный двинулся к Казани.

Судбищенская битва (1555). Одолев Казанское ханство, Иван Грозный начал наступательные действия против Крыма. В июне 1555 г. царь послал к Перекопу отряд князя Ивана Шереметева (13 тыс. чел.). Но по пути Шереметев узнал о движении к Туле войска крымского хана Девлет-Гирея (60 тыс. чел.). Дав знать об этом царю, воевода повернул обратно и двинулся вдогонку за противником. Идя по тылам крымцев, отряд Шереметева громил их обозы и захватил в общей сложности 60 тыс. лошадей, 200 аргамаков и 80 верблюдов. Оставив треть своих сил, чтобы стеречь трофеи, Шереметев двинулся дальше. Тем временем хан узнал о нахождении у него в тылу русских сил. Он прервал поход и повернул со всей своей силой против Шереметева.

Встреча войск хана с русским отрядом произошла у села Судбищи (в 150 км от Тулы). Несмотря на подавляющее численное превосходство крымцев, 9-тысячный отряд Шереметева смело вступил с ними в бой, который длился от полудня до ночи. Русские не только сумели отбиться, но и нанесли поражение ханскому авангарду, захватив у него знамя. Ночь развела сражающихся. Шереметев использовал это время, чтобы послать гонцов к части своего отряда, которая находилась при крымском обозе. Но пришло немного воинов, поскольку остальные разошлись по городам с захваченной добычей.

Тем временем Девлет-Гирей узнал от пленных, что в округе нет крупных русских войск, а перед ним всего лишь небольшой отряд. Наутро хан возобновил сражение. Вначале русские потеснили крымцев. Но тут Шереметев получил тяжелое ранение и не смог руководить боем. Лишившись предводителя, его отряд смешался. В этот критический момент командование приняли воеводы Басманов и Сидоров. Они сумели собрать остатки разбитых сил, отвели их в овраг, где заняли круговую оборону. Там русские отбивались до темноты. Ночью Девлет-Гирей, узнав о приближении к Туле царского войска, начал общий отход.

Поход Ржевского (1556). На следующий год царь возобновил наступательные действия. Весной 1556 г. из Путивля в поход против Крымского ханства выступил отряд под командованием дьяка Матвея Ржевского. Одновременно царь осуществил и Астраханский поход. На Днепре к Ржевскому присоединилось 300 украинских казаков. Они не только усилили отряд русских, но и стали для него опытными проводниками.

Доплыв до турецкой крепости Очаков на Черном море, отряд Ржевского захватил и разрушил крепостной острог, а затем повернул обратно отразив пытавшихся преследовать его турок. У днепровской крепости Ислам-Кермень русско-украинский отряд в течение шести дней отражал атаки крымского войска под командованием старшего сына Девлет-Гирея. Во время этого сражения Ржевский отбил у крымцев конские табуны и благополучно вернулся в Россию с большой добычей. Это было первое появление московского войска в низовьях Днепра. Оно произвело сильное впечатление на украинское казачество, которое отныне увидело в русском царе могущественного и реального союзника в борьбе против крымско-турецкой агрессии. Поход Ржевского вынудил хана Девлет-Гирея отказаться от наступательных планов и повернуть свои войска на защиту Крыма.

Крымский поход Адашева (1559). Это была уже совместная военная операция русско-украинских отрядов под командованием окольничего Даниилы Адашева и князя Вышневецкого против Крымского ханства. Весной 1559 г. отряд украинских казаков во главе с Вышневецким (5 тыс. чел.) разгромил близ Азова крымскую конную группировку, которая готовилась идти в поход на Казань. В это время русский отряд Адашева (8 тыс. чел.) спустился на ладьях по Днепру, захватил на море два турецких корабля, охранявших крымское побережье, и высадился в Крыму. Этот налет посеял панику среди жителей Крыма. Решив, что на них напала огромная армия во главе с царем Иваном Грозным, они бежали в горы. Успеху русских способствовала сильная засуха в Крыму, от которой пало множество боевых коней. Это лишило крымское войско главной боевой силы. Отряд Адашева в течение двух недель смог свободно передвигаться по западной части полуострова, где освободил много русских пленных, а затем невредимым вернулся домой.

Несмотря на успешное завершение первой крупной высадки русских в Крыму, сил для покорения ханства у Москвы было недостаточно. Это требовало не только преодолеть сотни верст безводных степей, но и сломить сопротивление находившейся рядом Османской империи. Кроме того, Иван Грозный уже втянулся в то время в Ливонскую войну и задачи борьбы на южном направлении надолго отошли на второй план. Однако набеги крымцев на южные русские границы продолжались (1569 - на Рязань). В том же 1569 году состоялся крупный крымско-турецкий поход на Астрахань, закончившийся безрезультатно.

Нашествие Девлет-Гирея (1571). Во время Ливонской войны основные вооруженные силы России находились в Прибалтике. Это не только парализовало начавшееся давление Москвы на Крым, но и ослабило защиту южных рубежей. Этим воспользовался Девлет-Гирей, который весной 1571 г. во главе 100-тысячного войска совершил поход на Москву. Походу предшествовал разведочный набег 1570 г. на южные окраины России. Весной следующего года к Оке выступило 50-тысячное русское войско во главе с воеводой Иваном Шереметевым. Сюда же с отрядом опричников подошел и царь Иван Грозный, который занял участок обороны у Серпухова. Однако Девлет-Гирею удалось на сей раз перехитрить своих противников. Большую помощь ему в этом оказали некоторые представители русской знати, которые провели войска хана через Оку вдали от мест сосредоточения русских войск. В результате хан сумел незаметно и беспрепятственно переправиться через реку. Обойдя военные заслоны, его отряды оказались в тылу у русских войск, которые поддались панике и потеряли связь друг с другом. Царь, отрезанный с опричниками в Серпухове, отступил на Бронницы, а затем к Александровой слободе, едва не попав в плен. Другие воеводы отошли к Москве.

Подойдя к столице 24 мая 1571 г., войско Девлет-Гирея не стало штурмовать столицу, а воспользовалось уже проверенным в свое время Мазовшей методом. Рассыпавшись по предместьям, крымцы зажгли российскую столицу. При сильном ветре пожар за три часа распространился по деревянному городу. Погибла огромная масса войска и мирных жителей. По свидетельству современников, реку Москву запрудило от трупов. Первый воевода, князь Иван Бельский, задохнулся от дыма в своем дворе. От пожара уцелел лишь Кремль. Спалив Москву, Девлет-Гирей не стал штурмовать Кремль, а ушел обратно в степи при известии о движении к Москве большого русского войска. По некоторым известиям, он увел с собой до 150 тыс. пленных. Общие же русские потери иностранцы оценивали в 800 тыс. чел. Даже если эти данные завышены, они все же дают представление о страшных последствиях наиболее удачного набега крымцев на Русь.

Битва у Молодей (1572). После успешного набега на Москву (1571) Девлет-Гирей укрепился в степях и вынудил русских покинуть свои укрепления в предгорьях Кавказа (на Тереке). Затем он стал требовать у русского царя Ивана Грозного отдать Казань и Астрахань. Летом 1572 г., желая подкрепить свои требования силой, хан двинулся на российскую столицу во главе большого крымско-турецкого войска (до 120 тыс. чел.). У села Молоди (60 км южнее Москвы) путь ему преградила 60-тысячная армия воеводы Михаила Воротынского, который в конце июля дал здесь генеральное сражение. Оно длилось несколько дней и представляло собой ряд последовательных маневренных боев.

Для отражения натиска русские укрепили свои позиции "гуляй-городом" - подвижной крепостью из телег, на которые ставились деревянные щиты с прорезями для стрельбы. В начале боя крымская конница обошла эти укрепления и устремилась к Москве. Но тут в тыл Девлет-Гирею ударил отряд под командованием князя Хворостинина, который ликвидировал опасный прорыв. Затем мнимым отходом Хворостинин заманил отряды Девлет-Гирея к "гуляй-городу", откуда по ним был произведен дружный залп из пушек и пищалей. Понеся большие потери, крымцы отступили.

После ряда маневренных стычек основные силы Девлет-Гирея двинулись 2 августа на штурм "гуляй-города", стремясь уничтожить главную базу русских. Тогда Воротынский во главе большого полка обошел атакующих с фланга и ударил им в тыл. Одновременно из-за телег сделали вылазку стрельцы. Воины Девлет-Гирея, атакованные с двух сторон, не выдержали и побежали. Хан, надеявшийся на быстроту и внезапность своего набега, был не готов к затяжным боям, в которых его войска несли большие потери. Получив сильный отпор, он был вынужден отступить. Эта победа спасла Москву и остановила крымско-турецкую агрессию против России в годы Ливонской войны. Битва при Молодях разрушила также планы Турции и Крыма относительно возврата Поволжья в сферу своего влияния.

Нашествие Казы-Гирея (1591). Последнее крупное нашествие крымцев произошло в годы царствования Федора Иоанновича (1584-1598). Оно связано с именем хана Казы-Гирея, который, воспользовавшись отвлечением русских сил на войну со шведами, совершил летом 1591 г. набег на Москву. Прорвавшись через заслоны на Оке, он надеялся, что российская столица слабо защищена. Но у ее стен отряды хана встретило большое войско под командованием воевод Мстиславского, Черкасского и Трубецкого. 4 июля части хана подошли к Коломенскому. Целый день войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, стремясь найти в ней уязвимые точки и прорваться к центру города. Но москвичи стойко отразили все атаки и нанесли войскам хана большой урон (в том числе артиллерийским огнем).

К вечеру Казы-Гирей, не добившись успеха ни на одном из направлений, перенес свою ставку в село Воробьево (район Воробьевых гор). Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Взятые же в бою пленные сообщили хану, что стрельба ведется в знак радости от прихода с севера в столицу свежих войск. Убедившись, что Москва надежно защищена, и опасаясь возможной атаки новых войск, Казы-Гирей не стал дожидаться рассвета и отступил. Это было последнее нашествие войск Крымского ханства, при котором им удалось вплотную подойти к стенам Москвы. В честь этой победы в Москве был основан Донской монастырь.

Укрепление засечных черт и сторожевой службы привело к ограждению русских рубежей от постоянных набегов. Правда, в годы Смутного времени система обороны была разрушена. Но в 30-е годы XVII в. она была восстановлена и дополнена более мощными укреплениями. Они уже были расположены значительно южнее от Оки, в районе Белгорода. В результате уже в 40-е гг. XVII в. набеги крымских войск прекращаются. Теперь от набегов страдали, прежде всего, районы Украины, которые подобной защиты не имели.

Отражение натиска Дикого поля и победа над ним были достигнуты не только за счет военной силы. Не меньшую роль сыграла здесь русская крестьянская колонизация и хозяйственное освоение степи. Они шли параллельно созданию засечных черт. Ведь борьба со степью заключалась не только в отражении набегов. Это была и великая битва за хлеб, за черноземный центр - продовольственное будущее России. Медленно, но верно шли бок о бок в степь русский воин и пахарь, выдавливая оттуда ее прежних хозяев. В своем движении на юг они, в конце концов, столкнулись с главным покровителем крымских налетчиков - Османской империей. Поэтому дальнейшая русско-крымская борьба протекала уже в рамках русско-турецких войн.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Т.М. Фадеева "По горному Крыму" М., "Искусство", 1987.