Быстрый переход

День преподобного Алипия, святого Иннокентия, епископа Иркутского. Освящение храма Георгия

Оцените материал
(0 голосов)

День преподобного Алипия, святого Иннокентия, епископа Иркутского. Освящение храма Георгия.
26 ноября по старому стилю.

Георгий Победоносец, Егорий (Юрий) осенний, холодный. Юрьев день. Легенда приписывает Георгию победу над змеем. Возле города было болото, в котором поселилось чудовище: ему давали на съедение юношей и девушек. Когда очередь дошла до дочери правителя города, Георгий вступился за нее. Он обратился с молитвой к Богу, по воле Господа обессилевший змей сам падает к ногам Георгия. Подвиг Георгия запечатлен на множестве икон, а с XIV века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, затем входит в герб нашей столицы, а затем — в состав государственного герба Российской империи.
Изданные в 1497 и 1500 году новые судебники ограничивали уход крестьян от своих господ. Только окончив полевые работы, крестьянин мог уйти от своего господина, то есть перейти от одного помещика к другому. Это происходило в течение двух недель: одна неделя до Юрьева дня и неделя после него. Переходы совершались после предварительного объявления помещику и при свидетелях, семь дней назначались для объявлений и сделок и семь дней для сборов.
Об этом дне сохранилось много поговорок: «Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день», «Мужик болит и сохнет по Юрьев день», «На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день», «Крепки ряды Юрьевым днем», «Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков», «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора». Так было до XVI века, когда безземельные крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому.
В 1592 году Борис Годунов отменил право перехода крестьян к другому владельцу земли, закрепив их навечно за боярами, вотчинниками.
Царь Борис Феодорович первый остановил бродяжничество крестьян и укрепил их за владельцами. Царь Василий Иоаннович Шуйский указом 1607 года, 9 марта, решительно запретил крестьянские переходы. Царь Михаил Феодорович введением Писцовых книг и всеобщей переписью определил права помещичьи и оставил крестьян навсегда при землевладельца. Отсюда и пошли пословицы: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет», «Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре».
Говорили: «На Егория осеннего змеи-именниницы», поэтому в народных представлениях Егорий-змееборец наделен способностью отвращать змей от человека и домашних животных, так как «Змеи в Егорьев день ни грешных, ни святых не оставляют».
К Егорьеву дню обивали двери войлоком или рогожами, конопатили окна и погреба.
Считали: «Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков», «С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам», начинают ходить за добычей, но «Что у волка в зубах, то Егорий дал».
Были и приметы: «В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется, зима будет теплая, послышатся звуки — ожидай сильных вьюг и морозов», «Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня».
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

  • Дата по новому стилю: 9 декабря
  • Дата на старому стилю: 26 ноября