Георгий Победоносец, великомученик, происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Римский офицер, храбрый и мужественный воин; открыто считал себя христианином. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный сан и явился исповедником христианства, но был подвергнут самым изощренным пыткам. Несмотря на это, он своим мужеством и твердой верой обратил ко Христу несколько человек уже во время своих истязаний, за что был обезглавлен в Никомедии около 303 года. Существует много сказаний о его жизни, подвигах и чудесах. Древнейшие календари относят его кончину к 23 апреля по старому стилю. Святого Георгия изображают юношей, воином на белом коне, копьем поражающим дракона.
Святой великомученик Георгий Победоносец — небесный покровитель Российской столицы и русского воинства. Со времен Ярослава изображение святого Георгия встречается на княжеских печатях и монетах. В царствование Феодора Иоанновича монету с изображением святого Георгия давали за храбрость воинам для ношения на шапке или рукаве.
Святой великомученик Георгий Победоносец — небесный покровитель Российской столицы и русского воинства. Со времен Ярослава изображение святого Георгия встречается на княжеских печатях и монетах. В царствование Феодора Иоанновича монету с изображением святого Георгия давали за храбрость воинам для ношения на шапке или рукаве.
Орденом святого Георгия награждались выдающиеся военачальники, а знак отличия ордена «Георгиевский крест» стал символом солдатской доблести. Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве.
Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, он же строитель Юрьева-Польского. С княжением великого князя Дмитрия Донского Георгий выступает как покровитель Москвы; его изображение становится гербом Государей Московских, а позже входит в состав русского государственного герба—Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Святого Георгия почитают во многих странах, и имя это меняют в соответствии с национальными особенностями: Англия — Джорут, Франция — Жорж, Германия — Иорге, у чехов — Иржи, а у русских Егорий или Юрий. Само имя святого «Георгий» означает «земледелец», и таковым он почитается как покровитель землепашества и скотоводства. Его заступйичество было одинаково близко как для князя, так и для простого землепашца, назвавшего святого Егорием Храбрым.
Чудо святого Георгия о змее и о девице: «Змей или дракон опустошает землю одного языческого царя. Этот царь и его граждане отдавали на съедение своих детей. Когда в жертву змею должны были отдать царскую дочь, явился Георгий и словом своим и крестом усмиряет змея, а царская дочь привела змея в город на поводке... После этого царь и многие тысячи его подданных принимают крещение».
Егорий. Юрий. Егорий храбрый, Егорий вешний. Народ почитал Егория:
На Егория скотину в первый раз отгоняли на летний выпас, потому что «На Егория из-под спуда зеле-ну траву выгоняет». Скот же выгоняли вербою с вербного воскресенья (воскресенья перед Пасхой), считали вербу символом силы, роста и здоровья. Слегка ударяя скот, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растет, так и ты расти!» В поле стадо сгоняли и Егория окликали: «Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лтукавого». Пастухи говорили: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь».
Выгоняли скот на Юрьеву росу, приговаривая: «Будь здоров, как Юрьева роса», «Юрьева роса от семи недугов», «На Юрия роса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу», «На Юрия дождь —скоту мягкий год».
Юрий — праздник пастухов, их кормят в поле мирскою яичницей, наделяют холстом и деньгами, при этом веселятся все поселяне. На Егория пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
На Егория запахивают пашню. Ранний посев ярового с Егория, средний с Николы (22 мая), поздний— С: Ивана до Тихона (7—29 июня), «Яровое сей до Егория», но говорили: «На Егория выезжает ленивая^ соха», «Егорий — ленивая сошка». «Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия».
Любил русский народ сравнивать Егория и Николу: «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий с водой (с росой), а Никола с травой», «Егорий с ношей, а Никола с возом», «Егорий с кузовом, Никола с возом», «Егорий с полувозом, а Никола с целым возом», «Коли зесенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом», «Святой Юрий запасает (то есть начинали пасти скот) коров, Никола — коней». «Корма достает: у дурня до Юрия, у разумного до Николы» или «До святого Юрия корм есть и у дурня», про богатого мужика говорили: «Он сыт, как Юрьева гора», «Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса».
В этот день народ валялся, катался по нивам, по росе, говорили: «Юрьева роса от сглаза, от семи недугов» или «Будь здоров, как Юрьева роса», но считали, что ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари. Считали: «Здоровье дороже богатства».
На Юрия святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы, считали: «Что у волка в зубах, то Егорий дал» и что «Все звери, вся живая тварь у Егория под рукой», «Волк — Юрьева собака», «Без Юрьева наказу и серый сыт не будет», «На то Егорий волку зубы дал, чтобы кормился». «На Руси два Егория: один холодный (9 декабря), а другой голодный (6 мая), а везде Божья благодать!»
Существует много примет на этот день: «Ясное утро на Егория — ранний сев, ясный вечер — поздний сев», «На Егория роса — будут добрые проса», «На Егория мороз — будет просо и овес, гречи хороши», «На Егория мороз — под кустом овес», «Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь», «Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку».
На Юрьев день начинаются сельские гулянья, водят вечерние хороводы, поют песни.
Раньше поселяне ориентировались по Юрьеву дню, между собой говорили: «А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день».
На Егорьевской неделе прилетали ласточки.
Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, он же строитель Юрьева-Польского. С княжением великого князя Дмитрия Донского Георгий выступает как покровитель Москвы; его изображение становится гербом Государей Московских, а позже входит в состав русского государственного герба—Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Святого Георгия почитают во многих странах, и имя это меняют в соответствии с национальными особенностями: Англия — Джорут, Франция — Жорж, Германия — Иорге, у чехов — Иржи, а у русских Егорий или Юрий. Само имя святого «Георгий» означает «земледелец», и таковым он почитается как покровитель землепашества и скотоводства. Его заступйичество было одинаково близко как для князя, так и для простого землепашца, назвавшего святого Егорием Храбрым.
Чудо святого Георгия о змее и о девице: «Змей или дракон опустошает землю одного языческого царя. Этот царь и его граждане отдавали на съедение своих детей. Когда в жертву змею должны были отдать царскую дочь, явился Георгий и словом своим и крестом усмиряет змея, а царская дочь привела змея в город на поводке... После этого царь и многие тысячи его подданных принимают крещение».
Егорий. Юрий. Егорий храбрый, Егорий вешний. Народ почитал Егория:
По колена ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егорья вся жемчужная,
Во лбу-то солнце, в тылу-то месяц,
По косицам звезды перехожия...
Говорили: «Пришел Егорий —и весне не уйти», «Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) пето кончает», «На Егория с кормом, на Александра (6 декабря) с мостом» — зимний путь.По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егорья вся жемчужная,
Во лбу-то солнце, в тылу-то месяц,
По косицам звезды перехожия...
На Егория скотину в первый раз отгоняли на летний выпас, потому что «На Егория из-под спуда зеле-ну траву выгоняет». Скот же выгоняли вербою с вербного воскресенья (воскресенья перед Пасхой), считали вербу символом силы, роста и здоровья. Слегка ударяя скот, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растет, так и ты расти!» В поле стадо сгоняли и Егория окликали: «Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лтукавого». Пастухи говорили: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь».
Выгоняли скот на Юрьеву росу, приговаривая: «Будь здоров, как Юрьева роса», «Юрьева роса от семи недугов», «На Юрия роса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу», «На Юрия дождь —скоту мягкий год».
Юрий — праздник пастухов, их кормят в поле мирскою яичницей, наделяют холстом и деньгами, при этом веселятся все поселяне. На Егория пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
На Егория запахивают пашню. Ранний посев ярового с Егория, средний с Николы (22 мая), поздний— С: Ивана до Тихона (7—29 июня), «Яровое сей до Егория», но говорили: «На Егория выезжает ленивая^ соха», «Егорий — ленивая сошка». «Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия».
Любил русский народ сравнивать Егория и Николу: «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий с водой (с росой), а Никола с травой», «Егорий с ношей, а Никола с возом», «Егорий с кузовом, Никола с возом», «Егорий с полувозом, а Никола с целым возом», «Коли зесенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом», «Святой Юрий запасает (то есть начинали пасти скот) коров, Никола — коней». «Корма достает: у дурня до Юрия, у разумного до Николы» или «До святого Юрия корм есть и у дурня», про богатого мужика говорили: «Он сыт, как Юрьева гора», «Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса».
В этот день народ валялся, катался по нивам, по росе, говорили: «Юрьева роса от сглаза, от семи недугов» или «Будь здоров, как Юрьева роса», но считали, что ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари. Считали: «Здоровье дороже богатства».
На Юрия святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы, считали: «Что у волка в зубах, то Егорий дал» и что «Все звери, вся живая тварь у Егория под рукой», «Волк — Юрьева собака», «Без Юрьева наказу и серый сыт не будет», «На то Егорий волку зубы дал, чтобы кормился». «На Руси два Егория: один холодный (9 декабря), а другой голодный (6 мая), а везде Божья благодать!»
Существует много примет на этот день: «Ясное утро на Егория — ранний сев, ясный вечер — поздний сев», «На Егория роса — будут добрые проса», «На Егория мороз — будет просо и овес, гречи хороши», «На Егория мороз — под кустом овес», «Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь», «Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку».
На Юрьев день начинаются сельские гулянья, водят вечерние хороводы, поют песни.
Раньше поселяне ориентировались по Юрьеву дню, между собой говорили: «А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день».
На Егорьевской неделе прилетали ласточки.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.