Быстрый переход

День святого великомученика Георгия Победоносца

Оцените материал
(0 голосов)

День святого великомученика Георгия Победоносца.
23 апреля по старому стилю.

Георгий Победоносец, великомученик, происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Римский офицер, храбрый и мужественный воин; открыто считал себя христианином. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный сан и явился исповедником христианства, но был подвергнут самым изощренным пыткам. Несмотря на это, он своим мужеством и твердой верой обратил ко Христу несколько человек уже во время своих истязаний, за что был обезглавлен в Никомедии около 303 года. Существует много сказаний о его жизни, подвигах и чудесах. Древнейшие календари относят его кончину к 23 апреля по старому стилю. Святого Георгия изображают юношей, воином на белом коне, копьем поражающим дракона.
Святой великомученик Георгий Победоносец — небесный покровитель Российской столицы и русского воинства. Со времен Ярослава изображение святого Георгия встречается на княжеских печатях и монетах. В царствование Феодора Иоанновича монету с изображением святого Георгия давали за храбрость воинам для ношения на шапке или рукаве.
Орденом святого Георгия награждались выдающиеся военачальники, а знак отличия ордена «Георгиевский крест» стал символом солдатской доблести. Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве.
Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, он же строитель Юрьева-Польского. С княжением великого князя Дмитрия Донского Георгий выступает как покровитель Москвы; его изображение становится гербом Государей Московских, а позже входит в состав русского государственного герба—Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Святого Георгия почитают во многих странах, и имя это меняют в соответствии с национальными особенностями: Англия — Джорут, Франция — Жорж, Германия — Иорге, у чехов — Иржи, а у русских Егорий или Юрий. Само имя святого «Георгий» означает «земледелец», и таковым он почитается как покровитель землепашества и скотоводства. Его заступйичество было одинаково близко как для князя, так и для простого землепашца, назвавшего святого Егорием Храбрым.
Чудо святого Георгия о змее и о девице: «Змей или дракон опустошает землю одного языческого царя. Этот царь и его граждане отдавали на съедение своих детей. Когда в жертву змею должны были отдать царскую дочь, явился Георгий и словом своим и крестом усмиряет змея, а царская дочь привела змея в город на поводке... После этого царь и многие тысячи его подданных принимают крещение».
Егорий. Юрий. Егорий храбрый, Егорий вешний. Народ почитал Егория:

По колена ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егорья вся жемчужная,
Во лбу-то солнце, в тылу-то месяц,
По косицам звезды перехожия...

Говорили: «Пришел Егорий —и весне не уйти», «Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) пето кончает», «На Егория с кормом, на Александра (6 декабря) с мостом» — зимний путь.
На Егория скотину в первый раз отгоняли на летний выпас, потому что «На Егория из-под спуда зеле-ну траву выгоняет». Скот же выгоняли вербою с вербного воскресенья (воскресенья перед Пасхой), считали вербу символом силы, роста и здоровья. Слегка ударяя скот, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растет, так и ты расти!» В поле стадо сгоняли и Егория окликали: «Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лтукавого». Пастухи говорили: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь».
Выгоняли скот на Юрьеву росу, приговаривая: «Будь здоров, как Юрьева роса», «Юрьева роса от семи недугов», «На Юрия роса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу», «На Юрия дождь —скоту мягкий год».
Юрий — праздник пастухов, их кормят в поле мирскою яичницей, наделяют холстом и деньгами, при этом веселятся все поселяне. На Егория пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
На Егория запахивают пашню. Ранний посев ярового с Егория, средний с Николы (22 мая), поздний— С: Ивана до Тихона (7—29 июня), «Яровое сей до Егория», но говорили: «На Егория выезжает ленивая^ соха», «Егорий — ленивая сошка». «Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия».
Любил русский народ сравнивать Егория и Николу: «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий с водой (с росой), а Никола с травой», «Егорий с ношей, а Никола с возом», «Егорий с кузовом, Никола с возом», «Егорий с полувозом, а Никола с целым возом», «Коли зесенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом», «Святой Юрий запасает (то есть начинали пасти скот) коров, Никола — коней». «Корма достает: у дурня до Юрия, у разумного до Николы» или «До святого Юрия корм есть и у дурня», про богатого мужика говорили: «Он сыт, как Юрьева гора», «Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса».
В этот день народ валялся, катался по нивам, по росе, говорили: «Юрьева роса от сглаза, от семи недугов» или «Будь здоров, как Юрьева роса», но считали, что ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари. Считали: «Здоровье дороже богатства».
На Юрия святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы, считали: «Что у волка в зубах, то Егорий дал» и что «Все звери, вся живая тварь у Егория под рукой», «Волк — Юрьева собака», «Без Юрьева наказу и серый сыт не будет», «На то Егорий волку зубы дал, чтобы кормился». «На Руси два Егория: один холодный (9 декабря), а другой голодный (6 мая), а везде Божья благодать!»
Существует много примет на этот день: «Ясное утро на Егория — ранний сев, ясный вечер — поздний сев», «На Егория роса — будут добрые проса», «На Егория мороз — будет просо и овес, гречи хороши», «На Егория мороз — под кустом овес», «Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь», «Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку».
На Юрьев день начинаются сельские гулянья, водят вечерние хороводы, поют песни.
Раньше поселяне ориентировались по Юрьеву дню, между собой говорили: «А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день».
На Егорьевской неделе прилетали ласточки.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

  • Дата по новому стилю: 6 мая
  • Дата на старому стилю: 23 апреля