Кабинет Столыпина за время более чем полугодовой паузы в работе Думы (июль 1906 - февраль 1907 года) подготовил для депутатов большое количество самых разных законопроектов и ходатайств об отпуске средств на нужды тех или иных ведомств и учреждений. Среди этих законопроектов было много так называемой законодательной "вермишели". Направляя такие законопроекты в Думу, правительство пыталось создать в обществе видимость полного контакта власти с парламентариями и в то же время всячески оттягивало решение ряда острых политических вопросов.
6 марта 1907 года в Думе был "большой день": с правительственной декларацией выступил П.А.Столыпин, развернувший перед депутатами обширную программу будущих реформ (правда, большинство из них никогда не было проведено в жизнь). Речь премьера положила начало обсуждению в Думе важнейших внутриполитических вопросов. Характерно, однако, что, если не считать социал-демократов, сразу же бросившихся в атаку на правительство, остальные фракции воздержались от конфронтации с кабинетом и ограничились тем, что приняли декларацию Столыпина к сведению.
В соответствующие комиссии после предварительного обсуждения были переданы вопросы о помощи голодающим и безработным, отмене военно-полевых судов, а также о политической амнистии, внесенные левыми депутатами. Предложение трудовиков об отмене смертной казни Дума решила вообще не обсуждать, чтобы не обострять отношений с правительством. Вместе с тем Дума уклонилась и от прямого осуждения "красного террора", к чему ее усиленно подталкивали правые, играя на приверженности кадетов к мирным, ненасильственным методам политической борьбы.
Еще одной важной стороной деятельности II Государственной Думы стала работа над Наказом. К трем уже принятым I Думой главам Наказа комиссия под председательством В.А.Маклакова подготовила к началу мая 1907 года еще две. Новые главы меняли порядок рассмотрения законопроектов.
Последним большим законопроектом, который начала рассматривать Государственная Дума второго созыва, стал законопроект Министерства юстиции о преобразовании местного суда. Комиссия под председательством И.В.Гессена внесла серьезные изменения в представленный министерством законопроект, но никакого решения по этому законопроекту Дума принять не успела.
Вопреки отрицательному мнению левых фракций II Думой были приняты, а затем, после утверждения Государственным Советом и царем, обрели силу закона контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежавших призыву на военную службу в 1907 году. Сравнительно гладкое и, главное, быстрое решение этого вопроса должно было продемонстрировать государственный подход депутатов к проблеме обороны страны.
Итак, 102 дня II Государственной Думы закончились 2 июня 1907 года. Из более чем 200 законопроектов, внесенных различными ведомствами, Дума сумела рассмотреть лишь 31, отклонив 6. Через Государственный совет прошло 3 законопроекта из Государственной Думы. Законопроект об отмене военно-полевых судов Государственный совет отклонил. Два законопроекта поступили к Николаю II и были им подписаны: об ассигновании 6 млн.руб. на помощь пострадавшим от неурожая и голода и о контингенте новобранцев в армию на 1907 год. Безусловно, депутаты Государственной Думы второго созыва продвинулись вперед по пути ее превращения в настоящую законодательную палату, хотя окончательные результаты выглядели более чем скромно.
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".