Быстрый переход

Законодательная деятельность II Государственной Думы

Оцените материал
(0 голосов)
Депутаты, избранные во II Думу от правых и партии кадетов, с самого начала решили доказать правительству свою решимость вести конструктивную законотворческую работу, чтобы уберечь Думу от еще одного досрочного роспуска.
Во II Думе интенсивно работало свыше 20 комиссий, рассматривавших вносимые правительством и депутатами законопроекты. Почти в десять раз по сравнению с I Думой сократилось количество депутатских запросов правительству, вызывавших, как правило, негативную реакцию представителей власти. В то же время депутаты-социалисты, видевшие в Думе прежде всего всероссийскую агитационную трибуну, место критики правительства и либералов, по-прежнему старались обострить обстановку в Таврическом дворце, вступить в конфронтацию с правительством.
Кабинет Столыпина за время более чем полугодовой паузы в работе Думы (июль 1906 - февраль 1907 года) подготовил для депутатов большое количество самых разных законопроектов и ходатайств об отпуске средств на нужды тех или иных ведомств и учреждений. Среди этих законопроектов было много так называемой законодательной "вермишели". Направляя такие законопроекты в Думу, правительство пыталось создать в обществе видимость полного контакта власти с парламентариями и в то же время всячески оттягивало решение ряда острых политических вопросов.
6 марта 1907 года в Думе был "большой день": с правительственной декларацией выступил П.А.Столыпин, развернувший перед депутатами обширную программу будущих реформ (правда, большинство из них никогда не было проведено в жизнь). Речь премьера положила начало обсуждению в Думе важнейших внутриполитических вопросов. Характерно, однако, что, если не считать социал-демократов, сразу же бросившихся в атаку на правительство, остальные фракции воздержались от конфронтации с кабинетом и ограничились тем, что приняли декларацию Столыпина к сведению.
Впервые в истории России весной 1907 года в Думе прошло парламентское обсуждение бюджета страны - так называемой росписи государственных доходов и расходов. Социал-демократы и эсеры предлагали отклонить проект министерства финансов, представленный депутатам министром финансов В.Н.Коковцовым, но Дума провела предварительное обсуждение, документ был сдан в бюджетную комиссию, что фактически было равносильно его принятию. Бюджетная комиссия провела 16 заседаний, но полностью бюджет так и не был рассмотрен, хотя и не по вине Государственной Думы. Резкой критике была подвергнута действовавшая в России система косвенных налогов, падавших в первую очередь на малоимущие слои населения. Много говорилось и о явном несоответствии между колоссальными тратами на содержание раздутого государственного аппарата и мизерными расходами на народное образование. Левые депутаты пытались привлечь внимание общественности к росту ассигнований на полицейское ведомство и чрезмерным, по их мнению, расходам на армию и флот. Говоря о бюджете, следует помнить, что бюджетные права Думы были сильно ограничены: она не могла изменить ни одной статьи росписи, предусмотренной действующим законодательством или личными распоряжениями императора.
Но главным камнем преткновения для сотрудничества Думы с правительством, как и год назад в I Думе, стал аграрный вопрос, обсуждение которого заняло два с половиной месяца. Основной материал для прений дали законопроект трудовой группы (фактически в него была заложена идея национализации всей земли и ее радикального перераспределения в пользу крестьян) и внесенные Н.Н.Кутлером предложения кадетской фракции о принудительном отчуждении части помещичьих земель за выкуп и передаче их сельским труженикам, в основном повторявшие, хотя и с некоторыми отступлениями, кадетский проект 1906 года Для П.А.Столыпина идеи трудовиков и кадетов были совершенно неприемлемы, т.к. они ущемляли права помещиков. Но поставить на обсуждение II Думы свой проект закона (разрушающий крестьянскую общину), введенный в действие в ноябре 1906 года в период "междодумья", премьер не рискнул, понимая, что при том составе депутатов, который был во II Думе, добиться его утверждения будет невозможно. В итоге обсуждение аграрного вопроса практически зашло в тупик.
В соответствующие комиссии после предварительного обсуждения были переданы вопросы о помощи голодающим и безработным, отмене военно-полевых судов, а также о политической амнистии, внесенные левыми депутатами. Предложение трудовиков об отмене смертной казни Дума решила вообще не обсуждать, чтобы не обострять отношений с правительством. Вместе с тем Дума уклонилась и от прямого осуждения "красного террора", к чему ее усиленно подталкивали правые, играя на приверженности кадетов к мирным, ненасильственным методам политической борьбы.
Еще одной важной стороной деятельности II Государственной Думы стала работа над Наказом. К трем уже принятым I Думой главам Наказа комиссия под председательством В.А.Маклакова подготовила к началу мая 1907 года еще две. Новые главы меняли порядок рассмотрения законопроектов.
Последним большим законопроектом, который начала рассматривать Государственная Дума второго созыва, стал законопроект Министерства юстиции о преобразовании местного суда. Комиссия под председательством И.В.Гессена внесла серьезные изменения в представленный министерством законопроект, но никакого решения по этому законопроекту Дума принять не успела.
Вопреки отрицательному мнению левых фракций II Думой были приняты, а затем, после утверждения Государственным Советом и царем, обрели силу закона контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежавших призыву на военную службу в 1907 году. Сравнительно гладкое и, главное, быстрое решение этого вопроса должно было продемонстрировать государственный подход депутатов к проблеме обороны страны.
Итак, 102 дня II Государственной Думы закончились 2 июня 1907 года. Из более чем 200 законопроектов, внесенных различными ведомствами, Дума сумела рассмотреть лишь 31, отклонив 6. Через Государственный совет прошло 3 законопроекта из Государственной Думы. Законопроект об отмене военно-полевых судов Государственный совет отклонил. Два законопроекта поступили к Николаю II и были им подписаны: об ассигновании 6 млн.руб. на помощь пострадавшим от неурожая и голода и о контингенте новобранцев в армию на 1907 год. Безусловно, депутаты Государственной Думы второго созыва продвинулись вперед по пути ее превращения в настоящую законодательную палату, хотя окончательные результаты выглядели более чем скромно.
 
Государственная Дума Второго Созыва
Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".