Быстрый переход

Преподобный Кассиан Римлянин

Оцените материал
(0 голосов)

Преподобный Кассиан Римлянин.

В ряду святых угодников Кассиан занимает совершенно исключительное место —это нелюбимый святой, «немилостивый». В некоторых местах он даже не считался святым и не признавался русским, а само имя «Касьян» слыло как позорное.
О Касьяне народ рассказывал: «Святой Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем святой этот сблизился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он, раскаясь в своем предательстве, пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Бог внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его три года тяжёлым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю».
Касьянов день бывает только в високосном году. Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным и приписывать ему многие небывалые беды: будто и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся, потому что Касьян — символ беды. Считали: Касьян-завистник, Касьян-злопамятный, Касьян-скупой, Касьян-немилосердный, Касьян-корыстник, Касьян-остудный. Говорили: «Касьян на что ни взглянет — все вянет: Касьян на народ — народу тяжело, зинул Касьян на крестьян — беда, Касьян на скот взглянет — скот валится, дохнет, на дерево — дерево сохнет, Касьян на траву — трава сохнет».
А в народе про угрюмого, тяжелого человека говорили: «Он Касьяном смотрит». «Глаз Касьяна» считался очень опасным, даже советовали не выходить из избы, чтобы не случилось несчастья. «Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут».
Благому чудотворцу Николаю два праздника в году (весной и зимой), а Касьяну немилостивому — один в. четыре года. А почему? Народ рассказывает так:
Раз в осеннюю пору увязил мужик воз на дороге. Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: «Помоги, родимый, воз вытащить!» — «Поди ты! — сказал ему Касьян-угодник. — Есть мне когда с вами возиться!» Да и пошел своею дорогою.
Немного спустя идет тут же Никола-угодник. «Батюшка,— завопил опять мужик,— батюшка! Помоги мне воз вытащить!» Никола-угодник помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к Богу в рай. «Где ты был, Касьян-угодник?»— спросил Бог. «Я был на земле, — отвечал тот, — прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он просил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья». — «Ну, а ты где так выпачкался?» — спросил Бог у Николы-угодника. «Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз», — отвечал Никола-угодник. «Слушай, Касьян! — сказал тогда Бог.— Не помог ты мужику — за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, — за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год».
С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный только год служат молебны, а Николе — два раза в год.
Была и такая примета: «Большой снег на Касьяна — воды много будет», но «Рано затает, долго не растает». В феврале месяце была еще одна примета: «Ненастье в воскресенье перед масленой — к урожаю грибов».
Февраль — конец зимы, поэтому говорили: «Сколько зима не злится, а весне покорится», «Зима кончается, весна начинается», «Не пугай, зима, весна придет», «Зима лето пугает, да все равно тает».
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

  • Дата по новому стилю: 29 февраля