Быстрый переход

Религия

Оцените материал
(1 Голосовать)
Религия (от лат. religio — "святыня", набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere — собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя "культурный аспект анализа религии", дает ее определение также как системы символов, "которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными". При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) — это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую — догматика, апологетика; практическую — гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени.

Происхождение религии. К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К. Маркс и Ф. Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: "… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.

Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая "высшая" реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.

Ранние формы религии. Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм — почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.

К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: "Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос".

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.
 
Современное распространение религий
На протяжении XX в. число верующих христиан в Европе сокращалось. Однако роль христианства существенно возросла в Африке, где, кроме того, многие обратились в ислам. В Европе и Северной Америке число христиан, относящихся к давно признанным сектам, в общем уменьшилось, и призвание к богослужению и религиозной жизни пошло на убыль. Практика религиозной деятельности резко сократилась на Дальнем Востоке. В Китае традиционные верования сохранились теперь только среди меньшинства, большая часть китайцев нерелигиозна. В Японии практика синтоизма и буддизма стала для подавляющего большинства скорее социальным обычаем, чем религиозным убеждением.
В то же время примечательно распространение ислама. Число людей, исповедующих ислам, в Европе увеличилось как среди мигрантов, так и среди постоянного населения. Более широкой стала религиозная практика, нежели формальная принадлежность к мусульманскому сообществу, о чем свидетельствует зримый рост фундаментализма в таких странах, как Иран, Египет и Турция. Кроме того, наблюдается возрождение ислама в Средней Азии, последовавшее за развалом Советского Союза, в котором отправление религиозного культа мусульман было ограничено. Еще одним заметным явлением, характеризующим религиозную жизнь этого века, стал рост «новых» религий, особенно в Северной Америке. Трудно подсчитать, однако, количество приверженцев, как активных, так и пассивных, основных мировых религий. Цифры, которые приводятся здесь, приходятся на 1995 и относятся к религиозным «общинам», имеющим до некоторой степени формальную или номинальную связь с религией. В некоторых случаях число верующих, регулярно участвующих в религиозной жизни, значительно меньше.
Современное распространение религий
Мировое распределение

Ниже приводится перечень религий, существующих в мире на сегодняшний день, а также число приверженцев в миллионах и в процентах от общего числа их исповедующих, Необходимо иметь в виду, что сумма процентов не дает цифру 100, т. к. сторонники некоторых религий могут являться последователями еще одного культа.

Религия

млн. чел.

%

ХРИСТИАНСТВО

930

33,7

Римско-католическая церковь

970

17

Протестантские церкви

395

6,9

(исключая англиканство)

 

 

Пятидесятнические церкви*

100

1,7

Реформаторские и

70

1,2

кальвинистские церкви

 

 

Лютеранские церкви

60

1

Методистские церкви

60

1

Баптистские церкви

35

0,6

Православные церкви

220

3,8

Англиканские церкви

70

1,2

Другие христианские церкви

275

4,8

Коптские церкви(включая

27

0,5

православную церковь Эфиопии;

 

 

Адвентисты седьмого дня

20

0,3

Мормоны

10

0,2

Кимбангуистская церковь

6

0,1

Свидетели Иеговы

5

<0,1

ИСЛАМ

1100

1Э,2

Сунниты

915

16

Шииты

175

3,1

ИНДУИЗМ

780

13,7

БУДДИЗМ

325

5,7

КИТАЙСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ

 

(включая даосизм)

225

3,9

СИНТОИЗМ**

120

2,1

НОВЫЕ РЕЛИГИИ

120

2,1

Кандомбле

15

0,25

Сайентологи

11

0,2

Спириты

10

0,2

Сознание Кришны (Кришнаиты)

8

0,2

Бехаизм

6

0,1

Трансцендентальная медитация

4

<0,1

Чхондогё

4

<0,1

Као-дай

3

<0,1

Викка (черная магия)

3

<0,1

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

115

2

Африканские традиционные

 

 

религии

75

1,3

Азиатские традиционные религии

 

(включая шаманизм)

40

0,7

СИКХИЗМ

19

0,3

ИУДАИЗМ

14

0,2

ДЖАЙНИЗМ

5

0,1

КОНФУЦИАНСТВО

5

0,1

НЕВЕРУЮЩИЕ И АТЕИСТЫ

1060

18,5

Неверующие

840

14,7

Атеисты

220

3,8


* По подсчетам, количество пятидесятников варьируется между 60 и 130 миллионами.
** В Японии синтоизм и буддизм частично перекрывают друг друга, и многие люди исповедуют обе религии.
 
Классификация религий. В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к "языческим и откровенным", "естественным и этическим", "естественным и богодухновенным" и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть:
  • монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);
  • родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
  • народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
  • мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления — махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности — католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления — суннизм и шиизм).

 

Энциклопедия «Кругосвет».
ГИННЕСС. Большая книга Знаний, Guinness Publishing Ltd. - Религии.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986
Элиаде М. Космос и история. М., 1987
Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Что такое религия и в чем сущность ее? Христианство »