Быстрый переход

Украина и Белоруссия в первой половине и середине XVII в.

Оцените материал
(2 голосов)

Феодальный и национальный гнет

Крепостничество в Польско-Литовском государстве отличалось особенной жестокостью, феодал мог по своему произволу убить или искалечить крестьянина. Такими же правами обладал и арендатор имения, феодалы лишали часть крестьян земли и стремились увеличить их повинности. В районах усиления фольварочного хозяйства (Галиция) создались особенно тяжелые условия для крестьянского хозяйства. Число малоземельных и безземельных крестьян превышало 40% дворов. Даже на Киевщине и Брацлавщине, где было еще много свободных земель, рост крупного магнатского землевладения давил на крестьянское хозяйство. По ревизии 1629 г. 18 магнатов Брацлавского воеводства имели 80% всех дворов. В Киевском воеводстве в 1640 г. 27 магнатов владели 60% всей земли.
Гетман Конецпольский только в районе Южного Буга имел 740 сел и местечек. Князь Острожский владел 2760 селами и 80 городами и местечками на всей Украине. Почти вся Полтавщина была собственностью князя Иере-мии Вишневецкого. Продолжался рост и среднего .шляхетского землевладения. Много сел находилось во владении католических, а отчасти и православных монастырей.
Наряду с тяжелым экономическим и юридическим положением народные массы Украины страдали от национального и религиозного гнета. Польские феодалы запрещали украинским крестьянам совершать православные обряды, заставляли их переходить в католичество или принимать унию, а также содержать католическое духовенство.
Польские феодалы и власти создавали тяжелейшие условия для украинского купечества, в особенности для ремесленников. Бесчисленные государственные и частные пошлины тормозили торговлю. Например, от Дрогобыча до Ярослава пошлину взимали 174 раза. Все это задерживало развитие городов. Наиболее доходные промыслы (винокуренный, мельничный, пивоваренный и др.) были в руках государства и шляхты. Украинские мещане даже в крупных городах (Киев, Львов) испытывали на себе гнет королевской администрации и католического духовенства. Например, киевские мещане десятую часть улова рыбы должны были отдавать католическому духовенству, принимать в свои дома жолнеров и кормить их и т. д.
Многие мещане все чаще стали уходить в степь и становились казаками.

Культура Украины в XVII в.

Украинское училище; с гравюры из букваря Василия Бурцева. 1637 г.Культура Украины, как и ранее, имела самые тесные связи с культурой России, Белоруссии, Литвы и Польши. Ведущими очагами культуры в городах Украины стали братства, поднявшие борьбу против католицизма . Братства сумели сосредоточить вокруг школ и типографий все прогрессивные силы из среды духовенства, мелкой украинской шляхты и мещанства. Они создали школы в Киеве, Львове, Ярославе, Перемышле, Виннице, Каменец-Подольске, Немирове, Луцке, Кременце и других городах. В этих школах изучались украинский, греческий, латинский языки. Преподавание шло на древнеславянском языке. Видное место среди этих школ заняла коллегия, образовавшаяся в начале 30-х годов путем объединения Киевской братской школы со школой Киево-Печерского монастыря. Она получила название Киево-Могилянской в честь митрополита Петра Могилы. В пятигодичных классах изучали грамматику, риторику, поэтику, а также славянский, греческий, латинский и польский языки, в двухгодичном классе — философию. Из Киевской коллегии вышло много деятелей просвеще-ния, оставивших заметный след в истории культуры Украины, Белоруссии и России. Наиболее известные из них — Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановскийи др.
Правительство Речи Посполитой стремилось подчинить развитие украинской культуры своему влиянию и в этих целях использовало основанный им в 1661 г. Львовский университет. Шляхетско-католическому идеологиче-скому влиянию на Украине противостояли братства, ученые кружки при дворах отдельных украинских магнатов (кн. В. К. Острожского и др.) и полемическая литература. Особенно большую роль сыграли «послания» — памфлеты Ивана Вышенского, «Тренос» и «Плач» Мелетия Смотрицкого, которые отличались острой социальной сатирой и содействовали объединению народных сил для борьбы против польско-шляхетского гнета и засилия украинских феодалов.
В ходе политической и идеологической борьбы первой половины XVII в. росло национальное самосознание украинского народа. Захарий Копыстенский в своем труде «Палинодия», написанном в 20-х гг., провозгласил идею родственности русского, украинского и белорусского народов и право двух последних на свою национальную независимость, выступил против католицизма и униатской церкви.
Во второй половине XVI I в. большую деятельность развернула типография Киево-Печерской лавры, напечатавшая 117 изданий.
На Украине, в особенности в Киеве, получила распространение школьная драма на темы «Священного писания». Ее авторами были профессора коллегии, а исполнителями — ее слушатели.
Очень популярен в широких слоях населения был вертеп (кукольный театр). Его представления происходили на ярмарках, в избах и на площадях.
Значительное развитие получила живопись, в первую очередь портрет, а также искусство гравюры; особенно прославились О. и Л. Тарасевичи, И. Щирский и др. В тематике гравюр все большее место начинают занимать светские мотивы.
В архитектуре преобладала монументальность и декоративность, в ней отразились черты ренессанса и барокко.

Освободительное движение на Украине в первой половине XVII в.

Украинское казачество своими смелыми походами под руководством запорожского гетмана Петра Конашевича Сагайдачного ослабляло турецко-татарский натиск. Особенно прославился поход на Кафу, которую казаки взяли штурмом, уничтожив турецкий гарнизон в 14 тыс. чел. Ведя борьбу против турок и татар, запорожское казачество усиливало свое значение в жизни всей Украины.
Борьба русского народа против польских интервентов содействовала усилению крестьянских восстаний на Украине. Это заставило гетмана Сагайдачного отойти от соглашательской политики с польским правительством и принять деятельное участие в восстановлении высшей православной иерархии, открытии и укреплении школ с русским и греческим языком. Часть православных епископов во главе с новым митрополитом Иовом Борецким также повела борьбу против польско-шляхетского гнета на Украине. В 1620 г. Сагайдачный написал царю Михаилу Федоровичу письмо о готовности казаков служить Российскому государству.
Начавшаяся война с Турцией помешала польскому правительству осуществить репрессивные меры против Киевского братства и православного духовенства.
В эти же годы было несколько местных выступлений казачества против польско-католического гнета на Украине и в Белоруссии: в 1618 г. в Киеве был утоплен в Днепре наместник униатского митрополита, а в Витебске восставшие мещане убили униатского митрополита Кунцевича. Коронный гетман Конецпольский в 1625 г. потерпел в боях с казаками у озера Курукова (около Кременчуга) неудачу и вынужден был заключить с ними так называемое Куруковское соглашение. Число реестрового казачества по этому соглашению увеличилось до 6 тыс. Реестровым казакам устанавливалось ежегодное жалованье в 60 тыс. золотых; они получили право выбора гетмана (утверждавшегося королем).
Выписчики (не попавшие в реестр) не признали Куруковского соглашения, обеспечивавшего интересы только казацкой верхушки, и повели борьбу против проведения его в жизнь. Часть выписчиков ушла в Запорожье, а многие перешли на земли России.

Крестьянсно-казацкие восстания в 30-х годах XVII в.

В 1630 г. нереестровые казаки во главе с избранным ими гетманом Тарасом Федоровичем (Трясила) выступили против реестровых, разбили и казнили их гетмана, стоящего на стороне польских властей и магнатов. Это послужило толчком к подъему крестьянского движения на Киевшине и Полтавщине. Отряды
Тараса Федоровича, укрепив Полтаву, в мае 1630 г. отбили все штурмы гетмана Конец-польского. Казацкая верхушка использовала этот успех, заключив с Конецпольским соглашение об увеличении реестра до 8 тыс. казаков.
Во время войны России с Польшей в 1632 — 1634 гг. польское правительство вынуждено было признать существование православной церкви и возвратить епископам и монастырям часть их бывших имений. Вместе с тем оно стремилось укрепиться на Украине. С этой целью в 1635 г. была построена на Днепре перед Кодакским порогом крепость, в которой был расположен гарнизон из немецких наемных солдат.
Но запорожские казаки во главе с Иваном Сулимой обрушились на Кодак и разрушили его. Весной 1637 г. восстание развернулось с еще большим размахом. Нереестровые казаки под предводительством Павлюка (Павел Бут) казнили гетмана реестровых казаков. Но шляхте удалось подавить восстание. Павлюк был казнен.
В начале 1638 г. реестр был сокращен до 6 тыс., уничтожен казацкий суд и право выборности старшины. Но казачество не сложило оружия. Весной 1638 г. вновь восстали нереестровые казаки под предводительством Якова Острянина (Яцко Остряница) и Карпа Скидана.
Польский гетман Н. Потоцкий с большим трудом по частям нанес поражение плохо вооруженным крестьянско-казацким отрядам. Тогда Острянин с несколькими тысячами казаков перешел на службу к России. Оставшиеся казаки во главе с Д. Гуней еще продолжали вести борьбу, укрепились на р. Суле, а потом бежали на Дон. Острые классовые противоречия между украинским крестьянством и польскими помещиками стали основой противоречий между Украиной и шляхетской Польшей. Крестьянство Украины поэтому стало основной и главнейшей решающей освободительной силой в борьбе украинского народа.
Политика грубейшего насилия и усилившийся национальный гнет украинского народа содействовали его стремлениям к объединению с братским русским народом.

Начало освободительной войны

Весной 1648 г. началась освободительная борьба украинского народа против господства шляхетской Польши. Во главе этой борьбы стал выходец из мелкой украинской шляхты Богдан Хмельницкий.
Отличаясь храбростью и умом, Б. Хмельницкий быстро завоевал большой авторитет у казаков и стал войсковым писарем накануне восстания 1637 — 1638 гг. После подавления этого восстания Б. Хмельницкий лишился должности писаря и был назначен Чигиринским сотником.
Хмельницкий с рядом своих единомышленников бежал в конце декабря 1647 г. в низовья Днепра, собрал там небольшой отряд повстанцев и разгромил польских жолнеров, находившихся в Запорожской Сечи. Большинство реестровых казаков в Сечи перешло на сторону Б. Хмельницкого и избрало его своим гетманом. Восстание в Запорожье и призывы Б. Хмельницкого выступить против польского и шляхетского гнета вызвали могучие отклики по всей Украине. Из крестьян и мещан стали создаваться многочисленные отряды, провозгласившие себя вольными казаками. Они уничтожали помещичьи усадьбы, громили шляхту, многие из них пополнили собой войско Хмельницкого. 6 мая 1648 г. Б. Хмельницкий полностью уничтожил передовой отряд польского войска и через 10 дней разбил главные силы польских гетманов Н. Потоцкого и М. Калиновского. Оба они были взяты в плен и отданы крымскому хану Ислам-Гирею, с которым Хмельницкий предварительно заключил союз для обеспечения своего тыла и во избежание соглашения хана с Польшей.
Освободительная война вскоре охватила всю Украину и большую часть Белоруссии. К казацкому войску стали прибывать отряды даже из Северной Буковины и Бессарабии. Ряды повстанцев на Украине пополнились и русскими крестьянами и казаками. Главной движущей силой в народной войне под руководством Хмельницкого было угнетенное крестьянство. Очень велика в освободительной войне была роль казачества, обладавшего большим опытом в военном деле и отличавшегося лучшим пониманием политической обстановки. В состав движущих сил восстания входило и городское население, вплоть до значительной части городской верхушки. В народной борьбе приняла участие и часть украинской шляхты, раздраженной своеволием и грабежом со стороны магнатов. Украинские магнаты и богатая шляхта стали на сторону поработителей украинского народа. Если представители низшего православного духовенства стали на сторону народа, то его верхушка во главе с митрополитом Сильвестром (Носовым) скрытно от народа поддерживала польско-шляхетские власти.
Б. Хмельницкий уже в июне 1648 г. обратился к русскому правительству с предложением о воссоединении и оказании помощи украинскому народу. Но Россия, связанная Поляновским мирным договором с Польшей и испытывавшая большие экономические и политические внутренние осложнения, не могла открыто выступить в это время на поддержку украинскому народу. Русское правительство оказало большую помощь Украине в неурожайный 1648 год посылкой хлеба и других продуктов, а также оружия и денег для казацкого войска.
Польское правительство, напуганное размахом народного восстания на Украине, лихорадочно стало готовить летом 1648 г. новое войско для карательного похода. Это войско во главе с Иеремией Вишневецким начало вершить страшные зверства над украинским крестьянством. Б. Хмельницкий послал Максима Кривоноса — одного из самых талантливых и популярных казацких полковников — против польских карателей. Он нанес ряд поражений шляхетским отрядам и очистил от них все Брацлавское воеводство. В сентябре Польша мобилизовала большое шляхетское и наемное войско числом до 50 тыс. со 100 пушками. Но Б. Хмельницкий сумел 11 — 13 сентября 1648 г. в трехдневном бою на р. Пилявке (на Волыни) полностью разгромить это польское войско. Были освобождены Волынь и большая часть Подолии. Усилилась борьба крестьян в Восточной Галиции. Дорога на Краков и Варшаву была открыта. Это способствовало росту антифеодальной борьбы крестьян и городского рядового населения в самой Польше. Польские крестьянские повстанческие отряды появились даже в окрестностях Варшавы.
Народное восстание в Белоруссии против гнета шляхетской Польши стало приобретать общенародный характер: Хмельницкий послал в Белоруссию казацкое войско во главе с А. Небабой, Гаркушей и Кривошапкой. Размах восстания был таким, что под одним Пинском находилось около 46 тыс. повстанцев. Восстание в Белоруссии помешало гетману Радзивиллу направить свои войска на помощь польской армии.
20 сентября 1648 г. казацкое войско подошло ко Львову. М. Кривонос взял штурмом Львовский замок. Взяв контрибуцию с купечества и католического духовенства, казацкое войско сняло осаду Львова, двинулось на Замостье и окружило его.

Продолжение освободительной войны Переговоры о воссоединении с Россией

Освободительная война украинского и белорусского народов в 1648- 1654 гг.
Положение осажденных польских войск под Замостьем было очень тяжелым. Новый король Ян Казимир не был в состоянии собрать военные силы и выступить против украинского войска. Но положение последнего также было трудным. Недоставало продовольствия и одежды, началась эпидемия чумы, от которой погиб М. Кривонос. Вместе с тем мощный размах крестьянского движения стал пугать украинскую старшину. Поэтому Б. Хмельницкий согласился на перемирие, когда король пообещал пойти на большие уступки казачеству.
В октябре 1649 г. Б. Хмельницкий отправил в Москву посольство для переговоров о воссоединении Украины с Россией и об оказании ей помощи. В феврале же в Киев прибыли для переговоров со старшиной королевские комиссары. Они стремились оторвать казацкую верхушку от восстания и обещали ей всякие льготы. Турецкая дипломатия также пыталась вести переговоры о принятии Хмельницким турецкого подданства. Гетман избегал каких-либо прямых ответов, стремясь заручиться согласием на продолжение помощи со стороны Крымского хана.
Все эти месяцы перемирия с осени 1648 г. Хмельницкий и его окружение использовали для организации власти зарождавшейся украинской государственности. Освобожденная от шляхетской власти Украина была разделена на полки, а последние — на сотни. Полковники и сотники командовали казаками и управляли населением на всей территории полка и сотни. Этот аппарат власти содействовал объединению сил украинского народа, но вместе с тем он укреплял и позиции старшины.
Новый польский король с весны 1649 г. начал собирать большую армию. Украинский народ в ответ на призыв Хмельницкого единодушно поднялся на защиту родины.
Свои главные силы Хмельницкий направил против королевского войска и, не дав ему соединиться с осажденным казаками гарнизоном крепости Збараж, нанес решительное поражение 5 августа под Зборовом. От полного разгрома король был спасен крымским ханом, который вынудил Хмельницкого пойти на переговоры и заключить с поляками 8 августа 1649 г. договор. По Зборовскому договору власть польской шляхты ограничивалась в трех воеводствах — Киевском, Черниговском и Брацлавском. В этих воеводствах все должности могла занимать только православная украинская шляхта. Число реестровых казаков устанавливалось в 40 тыс. человек. Такой договор, конечно, мало что давал широким массам Украины. Крестьяне, не вошедшие в реестр, опять должны были превращаться в подданных своих старых панов. Зборовский договор вызвал большое возмущение на Украине. С другой стороны, и Речь Посполитая не собиралась мириться с такими условиями. Король стал собирать силы для нового похода.

Продолжение освободительной войны

Управление Левобережной Украиной во второй половине XVII в.
После Зборовского договора 1649 г. Б. Хмельницкий добился разрыва союза Молдавии с Речью Посполитой, заключив с последней союз, договорился о совместных выступлениях с князем Трансильвании Ракоци, вел переговоры с султаном об общих действиях с крымским ханом.
В феврале 1651 г. Земский собор в Москве высказался в пользу воссоединения Украины с Россией. Русские власти пропустили через свои границы большое украинское казачье войско на помощь белорусским повстанцам.
Но в этом же году польской армии удалось одержать победу над украинской армией под Берестечком (на р. Стырь) из-за новой измены крымского хана. В ходе боя хан покинул Б. Хмельницкого. Только благодаря героизму казаков и полководческой находчивости Ивана Богуна удалось спасти основные военные силы. В тоже время Януш Радзивилл, подавив восстание в Белоруссии, вторгся с севера на Украину и взял Киев. Богдан Хмельницкий, освободившись из татарского плена, только под Белой Церковью сумел задержать наступление польского войска и в этой неблагоприятной военной обстановке 18 сентября 1651 г. был вынужден заключить новый договор. Автономия территории на Украине была ограничена Киевским воеводством, реестровое казачество было уменьшено до 20 тыс. человек, польские феодалы могли возвращаться в свои имения, в том числе даже на территории Киевского воеводства.
В октябре 1651 г. вспыхнуло большое восстание на Приднепровье и в Черниговщине, а Хмельницкий нанес решительное поражение 20-тысячному шляхетскому войску под Батогом (на Южном Буге), которое было полностью уничтожено. Осенью 1653 г. польская армия была окружена под Жванцем (на Подолии). От полного разгрома ее спасла новая измена крымского хана, заключившего с польскими властями перемирие на условиях Зборовского договора.

Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада

Русское правительство в начале 1653 г. категорически потребовало от Речи Посполитой соблюдения мира на основе Зборовского договора. Земский собор в октябре 1653 г. вынес решение о воссоединении Украины с Россией. Царское правительство 23 октября объявило войну Речи Посполитой.
Из Москвы на Украину направилось посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным. 8 января 1654 г. в Переяславле собралась открытая рада. На ней кроме- казацкой старшины и казаков присутствовали представители многих городов Украины. На раде после яркой речи Хмельницкого, призывавшего к воссоединению Украины с Россией, все единодушно заявили, «чтоб есми вовеки все едины были». Члены русского посольства поехали по городам и селам Украины принимать присягу от населения, которое оказывало им торжественную встречу.
Царское правительство признало выборность гетмана, который подлежал утверждению царя. Гетман сохранил право дипломатических сношений со всеми государствами, за исключением Польши и Турции. Сохранялся весь военно-административный аппарат, сложившийся в ходе войны, и его выборность. Суд действовал на основании местных законов и обычаев. Но царское правительство установило свой контроль над украинскими сборщиками налогов, которые поступали в царскую казну. Из собранных средств определенная часть шла на нужды Украины. Казачий реестр был по просьбе Хмельницкого определен в 60 тыс. человек. Царское правительство утвердило сословные права и привилегии украинской шляхты, казацкой старшины и крупных городов Украины.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Было положено начало освобождению украинского народа от национального и религиозного гнета шляхетской Польши и от опасности порабощения султанской Турцией. Воссоединение способствовало процессу формирования украинской нации. В результате освободительной войны ослабились крепостнические отношения на Левобережной Украине. Крестьяне могли менять свое местожительство, пользоваться землей и движимым имуществом, добились резкого уменьшения феодальных повинностей.
 
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.