ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
первого созыва
12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту новой Конституции Российской Федерации. Согласно переходным положениям новой Конституции первый созыв Государственной Думы и первый созыв Совета Федерации избирались только на два года – 1994-1995.
В результате голосования в Государственную Думу были избраны 444 депутата.
По итогам выборов по общефедеральному округу Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) получила в Государственной Думе 58 мандатов, «Выбор России» – 40, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – 32, Аграрная партия России – 21, политическое движение «Женщины России» – 21, блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» («ЯБЛОКО») – 20, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – 17, Демократическая партия России (ДПР) – 14 мандатов.
В депутатском корпусе Государственной Думы работали представители 32 национальностей. Две трети депутатов – в возрасте от 20 до 50 лет. Свыше трети депутатов – доктора и кандидаты наук. Около 20 процентов депутатов пришли в палату парламента из президентских структур, федеральных и территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 12 процентов депутатов работали в профсоюзных и общественных организациях, партиях и общественно-политических движениях. 11 процентов депутатов были предпринимателями, 6,6 процента служили в правоохранительных органах.
Уже в самом начале работы Государственной Думы первого созыва было решено предоставить официальный статус самостоятельных фракций группам депутатов, избранных по партийным спискам, независимо от их численности. Депутаты, избранные по одномандатным округам, получили право объединяться в депутатские группы (не менее 35 человек). В результате в палате парламента были образованы и официально зарегистрированы 8 фракций и две депутатские группы – «Новая региональная политика» и «Либерально-демократический союз 12 декабря».
11 января 1994 года состоялось первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, его открыл старейший по возрасту депутат Георгий Григорьевич Лукава. На последующих заседаниях большинством голосов Председателем Государственной Думы был избран Иван Петрович Рыбкин – член «Аграрной партии России».
На основе фракционного представительства был сформирован рабочий орган Государственной Думы – Совет. В него вошли Председатель Государственной Думы, руководители восьми фракций и двух депутатских групп. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов были включены в состав Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса.
В ходе работы первого созыва Думы менялся численный состав некоторых депутатских объединений. По данным на 1 июня 1994 года их структура была следующей:
фракция Аграрной партии России – 55 депутатов (руководитель – Михаил Иванович Лапшин);
фракция «Выбор России» – 73 депутата (руководитель – Егор Тимурович Гайдар);
фракция Демократической партии России – 15 депутатов (руководитель – Николай Ильич Травкин);
фракция Коммунистической партии Российской Федерации – 45 депутатов (руководитель – Геннадий Андреевич Зюганов);
фракция Либерально-демократической партии России – 59 депутатов (руководитель – Владимир Вольфович Жириновский);
фракция Партии российского единства и согласия – 30 депутатов (руководитель – Сергей Михайлович Шахрай);
фракция «Женщины России» – 23 депутата (руководитель – Екатерина Филипповна Лахова);
фракция «ЯБЛОКО» – 28 депутатов (руководитель – Григорий Алексеевич Явлинский);
депутатская группа «Новая региональная политика» – 66 депутатов (руководитель – Владимир Сергеевич Медведев);
депутатская группа «Либерально-демократический союз 12 декабря» – 35 депутатов (руководитель – Борис Григорьевич Федоров).
15 депутатов не состояли в депутатских объединениях.
Взяв за основу принцип пропорционального представительства всех депутатских объединений, депутаты сформировали 23 комитета.
Государственная Дума первого созыва начала работать в период непростой политической ситуации в России. Депутатам предстояло создать целостное правовое поле законов, регулирующих основные сферы жизни российского государства и его граждан.
В самом начале своего пути, зимой 1994 года, Дума приняла Меморандум о согласии и документы об амнистии. Этот шаг получил разные оценки, но он позволил снять накал противоборства, существовавшего в обществе в октябре 1993 года.
За два года своей работы Государственная Дума первого созыва приняла 461 закон, из них 282 были подписаны Президентом и начали действовать. Это законы, посвященные вопросам государственного строительства, регулирования отношений в сфере экономики, законы, направленные на социальную защиту населения, на борьбу с преступностью. Были введены в действие три конституционных закона, принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Впервые за несколько лет совместно с Правительством Российской Федерации удалось сверстать бюджеты государства на текущий и будущий годы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
второго созыва
В отличие от Государственной Думы первого созыва на выборах 1995 года пятипроцентный барьер смогли преодолеть только четыре избирательных объединения. Наибольшего успеха добилось избирательное объединение "Коммунистическая партия Российской Федерации", получив в три с лишним раза больше депутатских мандатов, чем на выборах 1993 года.
Второе место заняло Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом – Россия" (НДР).
Избирательное объединение "Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)" получило меньше голосов избирателей, чем на выборах 1993 года, и заняло третье место.
Общественное объединение "ЯБЛОКО", наоборот, увеличило свое представительство в Думе.
В отличие от Государственной Думы первого созыва в Думу второго созыва не прошли избирательный блок "Выбор России", политическое движение "Женщины России" и Партия российского единства и согласия (ПРЕС). Не преодолела пятипроцентный барьер и Аграрная партия России, но ее кандидаты добились победы в 20 одномандатных избирательных округах.
Для Государственной Думы второго созыва характерно, что по одномандатным округам число депутатов, избранных от различных партий, движений, объединений и блоков, оказалось значительно выше, чем на выборах в Думу первого созыва. Соответственно почти в два раза (с 127 до 77) уменьшилось число депутатов, выдвигавшихся не от партий и движений, а от групп избирателей и имевших статус независимых кандидатов.
Депутатские мандаты в Государственной Думе второго созыва распределились следующим образом:
Фракция КПРФ – 146 (руководитель – Геннадий Андреевич Зюганов)
Фракция НДР – 66 (руководитель – Александр Николаевич Шохин)
Фракция ЛДПР – 51(руководитель – Владимир Вольфович Жириновский)
Фракция "ЯБЛОКО" – 46 (руководитель – Григорий Алексеевич Явлинский)
Депутатская группа "Российские регионы" – 43 (руководитель – Владимир Сергеевич Медведев)
Депутатская группа "Народовластие" – 38 (руководитель – Николай Иванович Рыжков)
Аграрная депутатская группа – 36 (руководитель – Николай Михайлович Харитонов)
Председателем Государственной Думы второго созыва был избран Геннадий Николаевич Селезнев – представитель самой многочисленной фракции – КПРФ.
На выборах 1995 года во многих избирательных округах жители отдали предпочтение не местным кандидатам, а претендентам на депутатские мандаты, проживающим в городе Москве.
Большинство депутатов Государственной Думы второго созыва – депутаты в возрасте от 30 до 60 лет, средний возраст – 47 лет.
Представительство женщин в депутатском корпусе Думы второго созыва сократилось с 13 до 10 процентов. Всего было избрано 46 депутатов-женщин.
Для депутатского корпуса Государственной Думы второго созыва характерен высокий образовательный уровень – почти у всех депутатов высшее образование, 98 депутатов – кандидаты наук, 53 – доктора наук, у многих ученые звания доцентов и профессоров, у некоторых – звания членов-корреспондентов и академиков. Среди законодателей много юристов, экономистов, историков, политологов, специалистов в других областях знаний.
Треть депутатского корпуса Думы второго созыва были депутатами Государственной Думы первого созыва.
Депутаты Государственной Думы второго созыва провели 305 пленарных заседаний, рассмотрели в разных чтениях 1730 законопроектов, приняли 1036 федеральных законов, 715 законов вступили в силу.
В развитие Конституции Российской Федерации Государственная Дума второго созыва приняла пять федеральных конституционных законов – "О судебной системе Российской Федерации", "О Правительстве Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" и закон, касающийся полномочий судов общей юрисдикции.
Государственная Дума второго созыва приняла семь кодексов Российской Федерации – Уголовный, Уголовно-исполнительный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный и Кодекс торгового мореплавания. Депутаты приняли закон "О борьбе с терроризмом", закон о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Был принят очень важный Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования".
В сфере международной политики Государственная Дума второго созыва ратифицировала 212 договоров и соглашений.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
третьего созыва
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва была избрана 19 декабря 1999 года. Уровень активности избирателей оказался ниже, чем во время выборов Думы второго созыва. Количество избирательных объединений и избирательных блоков, включенных в избирательный бюллетень, было значительно меньше, чем на выборах 1995 года (только 26). Количество кандидатов в депутаты в одномандатных округах также было меньше. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися, повторные выборы в Государственную Думу в этих округах состоялись 26 марта 2000 года.На первом заседании Думы третьего созыва 18 января 2000 года были зарегистрированы шесть фракций и три депутатские группы:
фракция Коммунистической партии Российской Федерации – 86 депутатов (руководитель – Геннадий Андреевич Зюганов);
фракция "Единство" – 84 депутата (руководитель – Борис Вячеславович Грызлов, с марта 2001 года – Владимир Алексеевич Пехтин);
депутатская группа "Народный депутат" – 62 депутата (председатель – Геннадий Иванович Райков);
фракция "Отечество – Вся Россия" – 44 депутата (руководитель – Евгений Максимович Примаков, с сентября 2001 года – Вячеслав Викторович Володин);
депутатская группа "Регионы России" (Союз независимых депутатов) – 44 депутата (председатель – Олег Викторович Морозов);
Агропромышленная депутатская группа – 42 депутата (руководитель – Николай Михайлович Харитонов);
фракция "Союз Правых Сил" – 32 депутата (руководитель – Борис Ефимович Немцов);
фракция "ЯБЛОКО" – 19 депутатов (руководитель – Григорий Алексеевич Явлинский);
фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР) – 16 депутатов (руководитель – Игорь Владимирович Лебедев).
15 депутатов не вошли ни во фракции, ни в депутатские группы.
Председателем Государственной Думы третьего созыва был избран Геннадий Николаевич Селезнев.
Как и в предыдущих созывах, абсолютное большинство депутатов Государственной Думы третьего созыва составляли мужчины, лишь 34 женщины вошли в депутатский корпус.
Возраст большинства депутатов Государственной Думы третьего созыва от 40 до 60 лет, около 100 депутатов моложе 40 лет.
Почти все депутаты (437 человек) с высшим образованием, 88 человек получили второе (а некоторые – третье) образование.
165 депутатов получили высшее техническое образование, 67 – юридическое, 56 – экономическое, 54 – партийно-политическое, 44 депутата – военное, 38 – педагогическое, остальные – специалисты в сферах государственного и муниципального управления, менеджмента и организации производства.
В депутатском корпусе Думы третьего созыва 104 кандидата наук, 63 доктора наук, 51 профессор, 4 академика Российской Академии Наук, три члена-корреспондента, 49 действительных членов и членов-корреспондентов других российских и международных академий.
В Государственную Думу третьего созыва были избраны 163 депутата второго созыва и 11 депутатов Думы первого созыва. 34 депутата непосредственно перед своим избранием в Думу третьего созыва были депутатами органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
59 депутатов пришли в Думу третьего созыва непосредственно из исполнительных органов власти.
Отличительная особенность Думы третьего созыва в том, что в ее состав вошли свыше 30 бывших руководителей исполнительных органов власти высшего ранга – бывшие председатели и заместители союзного и российского правительств, министры и руководители других федеральных ведомств, а также бывшие главы администраций субъектов Российской Федерации.
Среди депутатов Думы третьего созыва – более 40 бывших военнослужащих, 90 депутатов – представители деловых кругов – генеральные директора, президенты, управляющие промышленными, финансовыми, сельскохозяйственными и другими предприятиями, руководители предпринимательских ассоциаций и фондов.
Как и в предыдущих созывах, среди депутатов Думы несколько представителей средств массовой информации. По сравнению с Думой второго созыва избрано меньше преподавателей, руководителей высших и средних учебных заведений, работников научных учреждений и центров.
Многие депутаты Думы третьего созыва задолго до избрания в Государственную Думу достигли больших успехов в своей основной профессии – 80 заслуженных и почетных работников, два лауреата Ленинской премии, десять лауреатов Государственной премии СССР, три лауреата Государственной премии Российской Федерации, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.
Всего в период работы Государственной Думы третьего созыва состоялось двести шестьдесят пять заседаний, на которых было рассмотрено в разных чтениях около двух тысяч ста законопроектов. Из общего числа принятых в третьем созыве законов Президент Российской Федерации подписал восемнадцать федеральных конституционных законов и свыше семисот федеральных законов, среди них восемь кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации.
За время работы в 2000-2003 годах Государственная Дума приняла федеральные конституционные законы "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гимне Российской Федерации", "О военном положении", "О чрезвычайном положении", "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и другие.
Государственная Дума третьего созыва приняла Федеральный закон "О политических партиях" и блок законов, вносящих изменения и дополнения в избирательное законодательство.
Именно Думе третьего созыва удалось принять Федеральный закон "Об альтернативной государственной службе", Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Приняты Трудовой кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В сфере международной политики Государственная Дума третьего созыва приняла сто пятьдесят шесть законов о ратификации международных договоров и соглашений, которые были подписаны Президентом Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
четвертого созыва
По итогам голосования по федеральному избирательному округу партия «Единая Россия» (за которую проголосовали 22 779 279 избирателей или 37,57 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании) получила 120 депутатских мандатов, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (7 647 820 избирателей, или 12,61 процента) – 40 депутатских мандатов, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (6 943 885 избирателей, или 11,45 процента) – 36 депутатских мандатов, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз)» (5 469 556 избирателей, или 9,02 процента) – 29 депутатских мандатов.
На выборах по одномандатным округам наибольшего успеха добились партия «Единая Россия», 102 кандидата которой были избраны депутатами, Народная партия Российской Федерации (17 депутатских мандатов), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (12 депутатских мандатов), «Родина» (8 депутатских мандатов). Остальные политические партии и депутатские объединения смогли обеспечить победу лишь нескольких кандидатов – от одного до четырех. Кандидаты, зарегистрированные по одномандатным округам в порядке самовыдвижения, получили 67 депутатских мандатов.
В результате голосования в Государственную Думу четвертого созыва было избрано 447 депутатов, из них 44 депутата – женщины.
221 депутат уже имел опыт работы в Государственной Думе предыдущих созывов. 42 депутата до избрания в Государственную Думу были депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации или депутатами представительных органов местного самоуправления, 46 человек работали в федеральных органах исполнительной власти, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 11 депутатов были военнослужащими или работниками правоохранительных органов. Как и в Государственную Думу прежних созывов, в Думу четвертого созыва избрано немало руководителей федеральных и региональных организаций политических партий и общественных организаций. Свыше 60 депутатов до избрания в Государственную Думу были предпринимателями, руководили различными предприятиями, 18 депутатов вели научную, преподавательскую и экспертно-консультативную деятельность, пять депутатов были журналистами, четыре – врачами, 14 работали помощниками депутатов или в Аппарате Государственной Думы.
Средний возраст депутата Государственной Думы четвертого созыва – 49 лет. Почти все депутаты имеют высшее образование, многие из них – кандидаты и доктора наук, имеют ученое звание профессора, некоторые – действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук.
После начала работы Государственной Думы четвертого созыва были образованы и зарегистрированы следующие депутатские объединения: фракция «Единая Россия», фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), фракция Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и фракция «Родина».
На первом заседании Государственной Думы четвертого созыва, состоявшемся 29 декабря 2003 года, Председателем Государственной Думы избран Борис Вячеславович Грызлов, выдвинутый от фракции «Единая Россия».
В настоящее время в Государственной Думе зарегистрировано 5 депутатских объединений.
По состоянию на 7 декабря 2005 года в состав фракции «Единая Россия» входят 303 депутата. Это самое крупное депутатское объединение, сформировавшее устойчивое парламентское большинство в Государственной Думе. Возглавляет фракцию «Единая Россия» Председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов. С учетом численности фракции «Единая Россия» для удобства работы внутри фракции создано четыре группы, возглавляемые Первым заместителем Председателя Государственной Думы Олегом Викторовичем Морозовым, заместителями Председателя Государственной Думы Владимиром Семёновичем Катренко и Владимиром Алексеевичем Пехтиным, депутатом Государственной Думы Валерием Владимировичем Рязанским.
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) насчитывает 47 депутатов. Возглавляет фракцию Геннадий Андреевич Зюганов.
Во фракции ЛДПР 35 депутатов. Возглавляет фракцию Игорь Владимирович Лебедев.
Фракция «Родина» разделилась на два самостоятельных депутатских объединения: фракцию «Родина» (народно-патриотический союз)» и фракцию Народно-Патриотический Союз «Родина» (Народная Воля – СЕРП).
Во фракции «Родина» (народно-патриотический союз)» 32 депутата. Сопредседатели фракции - Дмитрий Олегович Рогозин, Сергей Юрьевич Глазьев, Александр Михайлович Бабаков, Валентин Иванович Варенников.
Фракция Народно-Патриотический Союз «Родина» (Народная Воля – СЕРП) насчитывает 11 депутатов. Руководит фракцией заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Николаевич Бабурин.
17 депутатов Государственной Думы не входят в зарегистрированные депутатские объединения.
На основе фракционного представительства был сформирован Совет Государственной Думы. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и 8 заместителей Председателя Государственной Думы. В работе Совета Государственной Думы также принимает участие представитель фракции «Родина» (народно-патриотический союз)".
Первыми заместителями Председателя Государственной Думы избраны Любовь Константиновна Слиска и Олег Викторович Морозов – представители фракции «Единая Россия».
Располагая более чем 300 голосами, фракция «Единая Россия» на правах парламентского большинства приняла решение о том, что должна нести полную политическую ответственность за конечные результаты деятельности Государственной Думы четвертого созыва. Поэтому на должности председателей всех 29 комитетов палаты были избраны представители фракции «Единая Россия».
С самого начала своей работы Государственная Дума четвертого созыва уделяла первостепенное внимание вопросам государственного строительства и укреплению российской государственности.
Государственная Дума поддержала инициативу Президента Российской Федерации по усилению вертикали исполнительной власти, изменив порядок избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Был принят также Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
На укрепление политической системы нашей страны направлены новый федеральный закон о переходе на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и изменения к Федеральному закону "О политических партиях" в части увеличения минимальной численности партий.
Депутаты приняли Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", который предусматривает, в частности, проведение общественной экспертизы наиболее значимых проектов законов.
Осенью 2005 года депутаты внесли изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставив субъектам Российской Федерации возможность самим выбирать сроки реализации муниципальной реформы.
Депутаты поддержали инициативу о снижении ставок единого социального налога, были законодательно облегчены условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, отменен налог на наследуемое имущество. Принят федеральный закон, позволяющий путем налогообложения и увеличения пошлин изымать сверхприбыль, полученную российскими нефтяными компаниями от добычи полезных ископаемых.
Государственной Думе четвертого созыва удалось принять откладывавшийся в течение ряда лет Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Приняты и такие долгожданные федеральные законы как закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", закон "О концессионных соглашениях".
Также принят федеральный закон о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в целях доведения его до уровня прожиточного минимума. В законодательство внесены изменения, повышающие размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий.
В 2005 году в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне депутаты приняли поправки в налоговое законодательство, предусматривающие освобождение ветеранов войны от уплаты налогов на полученные ими подарки и различные виды материальной помощи.
В течение 2004 года Государственная Дума приняла пакет федеральных законов по формированию в нашей стране рынка доступного жилья, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
В целях снижения уровня алкоголизации населения, особенно молодого поколения, принят новый федеральный закон об ограничении рекламы пива.
Первостепенное внимание Государственная Дума уделяет бюджетной политике государства. В федеральном бюджете на 2005 год была усилена социальная направленность бюджетных расходов, увеличено финансирование образования, здравоохранения, спорта, возросли расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Проект федерального бюджета на 2006 год Государственная Дума впервые рассматривает в рамках трехлетнего бюджетного планирования.
В сфере международной политики Государственная Дума в 2004 году ратифицировала Соглашение о формировании Единого экономического пространства, ратифицированное также парламентами Белоруссии, Казахстана и Украины. Кроме того, ратифицированы Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств и Соглашение между государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре. Важным международно-правовым документом, направленным на повышение стабильности и укрепление безопасности в Европе, является Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, также ратифицированное Государственной Думой в 2004 году. В том же году депутаты приняли Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии", ратифицировали Киотский протокол.
В 2005 году Государственная Дума ратифицировала Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, которое устраняет спорные вопросы на большом участке линии границы между нашими странами. В период весенней сессии 2005 года Государственная Дума ратифицировала Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур".