Быстрый переход

Военная медицина – вчера, сегодня, завтра

Оцените материал
(4 голосов)

В Вооруженных Силах Российской Федерации создана и устойчиво функционирует многоуровневая система медицинского обеспечения войск (сил). Она является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Развитие современной системы медицинского обеспечения в ВС РФ проходило в условиях реформирования Вооруженных Сил, сложной социально-экономической обстановки в стране, нерешенных социально-экономических проблем. В эти годы существенно возросли приоритет здоровья военнослужащих и роль человеческого фактора, от которых напрямую зависят боеготовность войск (сил), социальное благополучие личного состава и общества в целом. Вот почему проблема здоровья человека в государстве перестала быть чисто медицинской. Сейчас она обоснованно рассматривается как один из основных элементов национальной безопасности и боевой готовности Вооруженных Сил России.

К числу ведущих факторов, определяющих специфику деятельности военного здравоохранения, относятся величина и структура обслуживаемых контингентов.

В 1996 г. законодательным правом на медицинское обеспечение по линии Минобороны России пользовались 5,7 млн. человек, из которых более 4 млн. – невоеннослужащие. Соотношение военнослужащих и прочих контингентов изменилось с 2:1 в 1992 г. до 1:2,5 в 1996 г. и продолжало расти в сторону последних.

Такое положение дел обуславливалось все более усугубляющейся диспропорцией между возможностями военных лечебно-профилактических учреждений и потребностью в предоставлении медицинских услуг гражданам в установленном законодательством объеме.

Военная медицина, рассчитанная при ее создании, в основном, на обеспечение военнослужащих, оказалась в крайне сложном положении. Рост числа лиц пожилого и старческого возраста, многие из которых являются инвалидами, требовал более широкого развития дорогостоящих видов специализированной медицинской помощи, формирования системы медико-социальной помощи одиноким, увеличения закупок лекарственных препаратов, эндопротезов и другого медицинского имущества.

В 1998 г. в соответствии с Федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к 5,7 млн. граждан, ранее прикрепленных на медицинское обеспечение к лечебно-профилактическим учреждениям Минобороны России, добавились еще около 600 тысяч. Это право получили прапорщики и мичманы, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранений травм, контузий) или болезней, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

Все это происходило в условиях недостаточного и постоянно снижающегося финансирования медицинской службы. Поскольку оказание медицинской помощи и лечение не могли быть отсрочены, главная задача медицинской службы состояла в обеспечении минимально необходимого уровня лечебно-диагностической работы. Эта задача решалась в двух направлениях:

поиск возможностей дополнительного финансирования медицинской службы за счет внедрения и совершенствования системы медицинского страхования, платных медицинских услуг, использования других источников;

развитие организационных (более экономных) форм лечебно-диагностического процесса и создание режима жесткой экономии бюджетных средств.

Эти направления работы наиболее адекватно отражали условия деятельности медицинской службы в тот период. В практику внедрялись методы экономической теории управления и новые формы организации лечебной деятельности. Все это позволило стабилизировать ситуацию.

В настоящее время военная медицина это составная часть государственной системы здравоохранения, осуществляющая реализацию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации. Она стала гарантом выполнения комплекса мероприятий, проводимых в целях сохранения и укрепления здоровья личного состава, оказания им необходимой медицинской помощи и поддержания санитарного благополучия войск.

Основными направлениями деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации являются:

сохранение и укрепление здоровья военнослужащих;

повышение доступности и качества медицинской помощи всем контингентам, имеющим законодательное право на медицинское обеспечение за счет средств Минобороны России;

укрепление материально-технической базы военно-медицинских подразделений, частей и учреждений;

комплексное переоснащение современным медицинским оборудованием медицинских пунктов воинских частей, санитарно-эпидемиологических учреждений и военных госпиталей;

участие в реализации федеральных целевых программ;

интеграция с учреждениями гражданского здравоохранения в целях сохранения и укрепления здоровья членов семей военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил.

Перед медицинской службой всегда стояла и стоит задача организационного оформления системы предупреждения, экспертизы, наблюдения и коррекции состояния здоровья молодежи на всех этапах, начиная с допризывного периода. Эта работа была начата давно и ведется по настоящее время. Она имеет долговременный характер и является в деле сохранения и укрепления здоровья одним из важнейших ниже перечисленных приоритетов:

реализация всеми должностными лицами требований законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по охране здоровья военнослужащих;

ужесточение барьерной функции при призыве граждан на военную службу с целью недопущения в Вооруженные Силы больных;

тесное сотрудничество органов военного управления с органами законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне в решении вопросов комплектования Вооруженных Сил здоровым пополнением;

обеспечение устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава и районов дислокации войск (сил) на основе строгого соблюдения уставных положений, регламентирующих условия жизни и быта военнослужащих, безаварийной эксплуатации всех систем жизнеобеспечения военных городков;

профилактика наиболее актуальных для армии и флота болезней, особенно инфекционных, психических, наркомании, алкоголизма, болезней кожи и подкожной клетчатки, травматизма;

формирование у личного состава армии и флота активной жизненной позиции в вопросах сохранения здоровья;

приоритетное финансирование расходов на военное здравоохранение, в том числе, за счет внебюджетных источников;

создание условий для гарантированного медицинского обеспечения прикрепленных контингентов.

Необходимо отметить - действующая система отбора граждан, поступающих на военную службу по контракту, и требования к их состоянию здоровья позволяют комплектовать Вооруженные Силы Российской Федерации здоровыми и практически здоровыми лицами.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих определены в качестве приоритетных задач и в профессиональной деятельности должностных лиц армии и флота.

Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется по территориальному принципу, в границах военного округа (флота). Принцип территориальности является организационной основой построения всей современной системы лечебно-диагностической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ведет к оптимизации всей системы медицинского обеспечения. Создание в конкретном регионе полноценной инфраструктуры амбулаторно-поликлинического и госпитального звеньев, обеспечивающих необходимый объем диагностики и специализированного лечения больных, позволяет увеличить возможности существующей лечебно-диагностической базы и обеспечить доступность медицинской помощи больным в территориальном и временном отношениях, ведет к экономии выделяемых бюджетных ассигнований, рациональному расходованию материальных ресурсов, эффективному использованию предоставляемых услуг, ликвидации дублирующих (по решаемым задачам) структур медицинской службы. Это важнейший приоритет в деятельности медицинской службы в последние годы.

Сегодня в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют около 7,0 млн. человек, в том числе: военнослужащие 16,1 % и члены их семей 21,5 %; военные пенсионеры 13,1 % и члены их семей 37,9 %; лица гражданского персонала Вооруженных Сил 11,4 %.

Для медицинского обеспечения прикрепленных контингентов медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации располагает широкой сетью военно-лечебных учреждений, от Калининградской области на западе до полуострова Камчатки на северо-востоке, имеет в своем составе свыше 150 военных госпиталей и лазаретов, а также клиники Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Военно-медицинских институтов (Саратовского, Самарского, Томского) общей емкостью более 55 тыс. коек.

Ежегодно в военно-лечебных учреждениях стационарное лечение получают более 800 тыс. человек, из которых 69,1 % составляют военнослужащие Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, 13,4 % – пенсионеры Минобороны России, 7 % – члены семей офицеров кадра, запаса (в отставке), 0,9 % – гражданский персонал Вооруженных Сил и 9,6 % – прочие.

Приоритетными направлениями в совершенствовании работы военных госпиталей и клиник являются:

реорганизация стационарной помощи с учетом имеющейся материальной базы, а также величины и структуры обслуживаемых контингентов;

дальнейшее углубление специализации медицинской помощи на основе целевых программ ее развития;

пересмотр роли места восстановительного лечения в лечебном процессе;

усиление контроля над работой войсковой медицины и военных поликлиник.

Продолжает развиваться система амбулаторно-поликлинических учреждений, где обслуживается более 14 млн. посетителей, выполняется около 5 млн. лечебных процедур и около 16 млн. диагностических исследований, проводится более 100 тыс. амбулаторных хирургических операций.

Основная цель развития амбулаторно-поликлинической помощи – переориентация основных усилий с госпитального на амбулаторно-поликлиническое звено медицинской службы, усиление профилактической направленности работы последнего, повышение качества медицинской помощи и снижение ее затрат. В современных условиях альтернативы такому подходу нет.

Вот почему, начиная с 1996 года, в перспективах развития службы приоритет отдается амбулаторно-поликлиническому звену, в связи с чем была проделана большая работа по сокращению коечного фонда.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 1997 г. № 1387, основным направлением в совершенствовании организации оказания медицинской помощи на базе муниципального здравоохранения является перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный. В механизмах реализации Концепции предусматривалось проведение реструктуризации стационарной помощи с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений и созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому.

Использование последних показало высокую экономическую и медицинскую эффективность. Экономически лечение больного в условиях дневного стационара поликлиники в 7,2 раза дешевле, чем в госпитале. Медицинская эффективность дневных стационаров подтверждена не только положительными результатами лечения, но и многочисленными социологическими опросами.

При этом реорганизация амбулаторно-поликлинической помощи и сегодня остается весьма актуальной проблемой. Основными направлениями ее совершенствования являются:

создание многоуровневой системы амбулаторно-поликлинической помощи. Оптимизация сети амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с количеством и структурой обеспечиваемых контингентов;

реорганизация системы управления (обеспечения) качеством лечебно-диагностической работы в амбулаторном звене медицинской службы;

придание роли равноценного (ведущего) в системе поликлиника -госпиталь первому звену. Поиск новых путей улучшения взаимодействия военных госпиталей и поликлиник;

снижение затратности амбулаторно-поликлинической помощи;

внедрение стационарозамещающих технологий как основы
реформирования лечебно-диагностической базы военного здравоохранения
(развертывание дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии,
специализированных отделений по приоритетным направлениям);

дальнейшая специализация медицинских центров и крупных консультативно-диагностических поликлиник;

изменение методологических подходов к диспансеризации и основным ее составляющим - углубленному медицинскому обследованию и диспансерному динамическому наблюдению;

использование медицинских стандартов в диагностике и лечении больных;

улучшение материальной базы и повышение диагностических возможностей за счет оснащения современной аппаратурой и оборудованием.

Реализация этих задач является обязательной предпосылкой для развития военных госпиталей, углубления и расширения специализации медицинской помощи, повышения ее качества и эффективности.

Важнейшей задачей в организации работы военных госпиталей и поликлиник является оптимальная интеграция этих учреждений и поиск новых путей их развития.

Продолжается работа по оптимизации сети военно-лечебных учреждений в соответствии с реальными возможностями по их развертыванию и с учетом требований санитарных правил и норм, формированию единых госпитально-поликлинических комплексов.

В целом, ежегодно в военно-лечебных учреждениях медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации оказываются высокотехнологичные виды медицинской помощи более 20 тыс. человек из числа контингентов Минобороны России.

Особое место в работе службы всегда занимает оптимизация функционирования ее войскового звена, которому принадлежит главная роль в организации первичной профилактики болезней военнослужащих.

Реализация этого направления деятельности во многом обеспечивается системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля, функционирующей в Вооруженных Силах, через центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Вооруженных Сил путем пресечения нарушений санитарных норм и правил на объектах жизнедеятельности воинских частей и учреждений в районах ответственности, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и, прежде всего, вакцинопрофилактики, использования автоматизированной системы сбора и анализа информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, базирующейся на использовании современных программно-аппаратных средств и позволяющей оперативно принимать необходимые управленческие решения, совершенствования лабораторной базы санитарно-эпидемиологических учреждений. Все это и многое другое позволило обеспечить последовательное снижение инфекционной заболеваемости в Вооруженных Силах, стойкое санитарно-эпидемиологическое благополучие среди личного состава войск и сил флота, объективизировать информацию об условиях жизнедеятельности военнослужащих. Так, за последние пять лет заболеваемость вирусным гепатитом А в Вооруженных Силах снизилась более чем в 40 раз, заболеваемость детскими инфекциями, такими как корь, эпидемический паротит и дифтерия сведена к уровню спорадической.

Войсковая медицина - основное звено в деле охраны здоровья воинов, базис стройной системы оказания военнослужащим всех видов медицинской помощи, в полном объеме и в оптимальные сроки, как в мирное, так и в военное время.

Основным содержанием медицинской службы Вооруженных Сил в военное время является сохранение жизни наибольшему числу раненых, пораженных и больных, содействие их быстрейшему излечению, восстановлению боеспособности и возвращению в строй, предупреждение возникновения инфекционных болезней и заболеваний, связанных с особенностями боевой деятельности военнослужащих.

Как известно, в современных вооруженных конфликтах среди личного состава резко увеличивается количество боевых санитарных потерь, особенностью которых являются не только их массовость, но и одномоментность возникновения, необычное разнообразие и клиническая сложность контингентов, требующих оказания различных видов медицинской помощи. При этом любой вооруженный конфликт, перерастая в широкомасштабную войну может превратиться в травматическую эпидемию, эпидемию комбинированных поражений, когда ранения, поражения и заболевания, вызванные воздействием различных видов оружия, будут сочетаться друг с другом, взаимно отягощаясь.

В таких условиях как никогда выявляются существенные отличия военной и гражданской медицины, особенности и важность сохранения стройной системы организации медицинского обеспечения Вооруженных Сил, в основе которой лежит современная военно-медицинская доктрина с ее основными принципами: единого понимания боевой патологии; применения научно обоснованных, практически проверенных в боевой обстановке методов лечения раненых и пораженных; этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению в специализированные лечебные учреждения в соответствии с медицинскими показаниями и конкретными условиями боевой обстановки; строгой регламентации лечебно-эвакуационных мероприятий и их преемственности; единого руководства медицинской помощью раненым и пораженным, подкрепленным краткой и четкой медицинской документацией.

Все это вызывает необходимость уделения пристального внимания войсковой медицине, существенного улучшения подготовки военных врачей, систематического повышения их квалификации, разработки рациональных и высокоэффективных методов лечения раненых, пораженных и больных, соответствующего технического оснащения и снабжения медикаментами.

Поэтому главные усилия в войсковом звене всегда были сконцентрированы на следующих направлениях:

реформирование системы профессиональной подготовки специалистов войскового звена;

профилактика наиболее распространенных в войсках заболеваний и травм;

повышение значимости и качества профилактической и лечебно-диагностической работы;

дальнейшее совершенствование системы диспансеризации;

формирование активной позиции военнослужащих в вопросах сохранения здоровья;

совершенствования системы медицинского снабжения.

На протяжении всей истории существования военно-медицинской службы организация оптимального функционирования ее войскового звена является одной из важных составляющих, определяющей все наши успехи в работе по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья военнослужащих. От состояния этого звена зависит многое и, в первую очередь, готовность военной медицины к выполнению задач по предназначению, своевременность и качество профилактики, медицинской помощи на передовых этапах медицинской эвакуации, исходы лечения раненых и больных, успех профилактической работы в войсках.

В состав войскового звена медицинской службы входят медицинские роты (медицинские пункты) частей, соединений, учебных центров, отдельные медицинские батальоны дивизий, аэромобильные госпитали воздушно-десантных дивизий и другие структурные подразделения и части. Сравнительно новой формой организации работы в войсках являются объединенные медицинские пункты, создаваемые, как правило, в отдаленных гарнизонах и военных городках. В таких условиях это позволяет комплексно и качественно организовывать и проводить всю работу по медицинскому обеспечению военнослужащих и других прикрепленных контингентов, с привлечением всех сил и средств медицинских служб, дислоцированных в военном городке.

В настоящее время роль войсковой медицины возросла в связи с переходом соединений и воинских частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также планируемым переходом на один год военной службы по призыву. Это обстоятельство требует внедрения новых подходов к организации работы медицинской службы, дальнейшего совершенствования лечебно-диагностической и профилактической работы.

Особое значение придается частям и соединениям постоянной готовности. Переход на новую структуру военно-медицинской службы в войсках, на оптимальное соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала в свое время был начат в Воздушно-десантных войсках. Именно там создавались медицинские роты и аэромобильные госпитали. И этот опыт, оправдавший себя в «горячих точках», распространяется на Вооруженные Силы. Сегодня во всех соединениях и частях постоянной готовности мы имеем оптимальную структуру медицинской службы, имеющую комплект сил и средств постоянной готовности, предназначенный как для участия в ликвидации последствий экстремальных ситуаций мирного времени, так и для развертывания в условиях боевых действий.

Главным военно-медицинским управлением МО РФ разработана подпрограмма «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» (далее - Подпрограмма), входящая в федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 832.

Целью Подпрограммы является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций и ставших инвалидами, усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни.

В рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» в Вооруженных Силах создана система противодействия проникновению лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, и их активного выявления, начиная с момента постановки на воинский учет, призыва на военную службу, в период ее прохождения и до увольнения из рядов Вооруженных Сил. В целом, она работает достаточно эффективно. Благодаря этому, повысилась выявляемость таких лиц при призыве на военную службу (этот показатель составляет 6,5 человек на 1000 освидетельствованных). За последние 3 года не отмечается роста числа военнослужащих и уволенных из Вооруженных Сил по поводу наркомании и токсикоманий.

Учитывая, что готовность к оказанию качественной медицинской помощи больным и раненым в медицинских подразделениях, частях и учреждениях в мирное и военное время обеспечивается, в первую очередь, состоянием их материально-технической базы, Министром обороны Российской Федерации 4 октября 2001 г. была утверждена целевая программа «Развитие материально-технической базы военно-медицинских учреждений на 2001-2010 годы». Руководством Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации особое внимание уделяется частям постоянной готовности. Ежегодно около 5-6 млрд. рублей выделяется на закупку медицинской продукции.

Приобретаемые для нужд военной медицины техника и имущество военно-медицинского назначения, как правило, отечественного производства и официально разрешенные к применению в медицинской практике на территории Российской Федерации.

Ведется работа по выполнению других ведомственных программ, в частности - «Совершенствование онкологической помощи в лечебных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации до 2011 года».

Продолжает развиваться система оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Основной потенциал высоких технологий сосредоточен в военно-лечебных учреждениях Центра, прежде всего, в Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, ГВКГ им. академика Н.Н.Бурденко, 2 ЦВКГ имени П.В. Мандрыка, 3 ЦВКГ им. А.А.Вишневского. В них оказывается свыше 90 видов высокотехнологичной медицинской помощи в полном объеме. Указанные виды помощи покрываются частично из средств Минобороны России и спонсорской помощи. Для оказания таких видов помощи в военно-лечебных учреждениях Минобороны России необходимы денежные средства в размере не менее 1,2 млрд. руб. в год.

В целях решения проблемы оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи целесообразно:

перейти на единую государственную систему оказания дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи с учетом всех медицинских учреждений, включая учреждения федеральных органов исполнительной власти. Это позволит избежать строительства дублирующих центров и, как следствие, сэкономить средства государственного бюджета;

включить в Перечень федеральных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, военно-медицинские учреждения.

Решение этой проблемы находится в тесной связи с выполнением поручения Президента Российской Федерации о проработке медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики и развития Российской Федерации возможности участия медицинских учреждений и медицинских подразделений Минобороны России в приоритетном национальном проекте «Здоровье».

По мнению руководства Минобороны России, участие медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в приоритетном национальном проекте «Здоровье» может быть осуществлено по следующим направлениям:

оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи военнослужащим и другим категориям граждан, прикрепленным на медицинское обеспечение к военно-медицинским учреждениям Минобороны России. Предполагается включить, наряду с уже упомянутыми выше ведущими военно-медицинскими учреждениями, центральные военные госпитали видов и родов войск, окружные госпитали Московского военного округа, Ленинградского военного округа и Дальневосточного военного округа в Перечень федеральных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь;

проведение дополнительной иммунизации вышеуказанных категорий военнослужащих и граждан, а также дополнительной диспансеризации гражданского персонала Вооруженных Сил, работающего в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях и, прежде всего в учреждениях сферы образования, культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях;

обеспечение военно-медицинских учреждений Минобороны России за счет средств федерального бюджета диагностическими средствами и антиретровирусными препаратами в целях профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С.

В Вооруженных Силах Российской Федерации совершенствуется система санаторно-курортного лечения военнослужащих и членов их семей.

В этой связи необходимо отметить, что произошедшие геополитические процессы существенно изменили географию военных здравниц России. С распадом СССР около 60 процентов военных санаториев и домов отдыха перешло под юрисдикцию государств СНГ.

Учитывая потерю здравниц, основные усилия были направлены на сохранение сложившейся системы санаторно-курортного обеспечения и дальнейшее развитие военных здравниц.

Руководству Минобороны России за истекшие годы удалось не только не допустить развала и приватизации здравниц, но и осуществить ряд важных мероприятий по сохранению и дальнейшему развитию сети санаторно-курортных учреждений.

За последние 15 лет создано шесть новых санаторно-курортных учреждений более чем на 2 тыс. коек, в том числе санатории: Пятигорский детский, «Лазурный берег» (KB) в Сочи, «Золотой берег» (РВСН) и «Десантник» (ВДВ) в Анапе; дома отдыха: «Космодром» (KB) в Подмосковье, «Баргузин» (СибВО) в Геленджике. Завершено строительство 5 крупных спальных корпусов более чем на 2 тыс. коек.

На основе всестороннего анализа лечебно-диагностической работы в военных санаториях активно внедрены новые медицинские технологии в области мануальной терапии, психотерапии, фитотерапии, галлотерапии, а также новые методы аппаратной физиотерапии. Во многих санаториях повысился уровень лечебно-диагностической работы, качество и эффективность лечения больных. Приоритеты в дальнейшем совершенствовании санаторно-курортного лечения и реабилитации больных отдаются по-прежнему научно обоснованному применению естественных лечебных факторов, физиотерапии, лечебной физкультуре и др. методам традиционной медицины.

Ежегодно санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом охвачены до 200,0 тыс. человек, в том числе в военных санаториях более 160,0 тыс. человек, из них военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, более 21,2%, пенсионеров Минобороны России - 18,4%, членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, более 32,5%, гражданского персонала Вооруженных Сил - 4,1%, прочих - 23,9%.

Обеспеченность контингентов санаторно-курортным лечением по медицинским показаниям в Вооруженных Силах составляет более 65 % от числа всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, а больных, перенесших операции на сердце и коронарных сосудах, инфаркт и инсульт, 85-90%.

Это стало возможным благодаря дифференцированному подходу к использованию коечной сети здравниц. Так, учитывая высокую потребность в путевках в летний период, в приморских здравницах срок путевок сокращен до 12 дней, что позволило почти вдвое увеличить обеспеченность оздоровительным отдыхом военнослужащих и членов их семей. Тем же из них, кто нуждается в курсовом лечении, путевки предоставляются с полным сроком.

Сегодня военные санатории России располагают мощным лечебно-диагностическим потенциалом и успешно конкурируют с санаторно-курортными учреждениями различных ведомств и форм собственности. По итогам широко известных в стране всероссийских форумов «Здравница года» военные санатории постоянно занимают передовые позиции и награждаются золотыми медалями и дипломами первой степени.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы санаторно-курортного лечения и отдыха являются: адаптация деятельности военных здравниц к рыночным условиям, дальнейшее развитие и совершенствование материально-технической базы военных санаторно-курортных учреждений, оснащение их современной медицинской аппаратурой и оборудованием, внедрение в практику современных медицинских технологий, оптимизация организационно-штатной структуры и системы управления санаторно-курортным делом в Вооруженных Силах, совершенствование системы подготовки специалистов санаторно-курортного дела.

Развитие медицинской службы планируется в рамках Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия) в направлении совершенствования медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала, заботы об их здоровье и увеличения профессионального долголетия, а также членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

Ожидаемыми результатами Стратегии являются:

увеличение доли здоровых военнослужащих;

увеличение профессионального долголетия военнослужащих проходящих военную службу по контракту;

увеличение обеспеченности санаторно-курортным лечением по медицинским показаниям для всех контингентов, имеющих законодательное право на получение медицинской помощи по линии Минобороны России;

полная обеспеченность медико-психологической реабилитацией и организованным отдыхом отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье;

повышение уровня удовлетворенности качеством и доступностью медицинских и санаторно-курортных услуг;

уменьшение трудопотерь военнослужащих, связанных с госпитализацией;

улучшение основных показателей деятельности медицинских частей и учреждений, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с современными стандартами оказания медицинской помощи;

развитие стационарозамещающих технологий;

повышение уровня удовлетворенности качеством отдыха детей военнослужащих в детских оздоровительных лагерях Минобороны России;

повышение уровня удовлетворенности качеством услуг в дошкольных образовательных учреждениях Минобороны России.

В рамках Стратегии ведется разработка программы «Совершенствование медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2008 – 2020 годы», которая включает в себя 15 подпрограмм по наиболее актуальным вопросам: ВИЧ-инфекция в Вооруженных Силах Российской Федерации; туберкулез в Вооруженных Силах Российской Федерации; предупреждение и борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Вооруженных Силах Российской Федерации; совершенствование материально-технической базы военно-медицинских подразделений, частей и учреждений, военных санаториев и военных домов отдыха; диспансеризация и пропаганда здорового образа жизни; профилактика стоматологических заболеваний; сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации; оказание высокотехнологичной медицинской помощи; обеспечение льготным санаторно-курортным лечением гражданского персонала ВС РФ; медико-психологическая реабилитация и организованный отдых отдельных категорий военнослужащих, после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье; обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением многодетных семей; совершенствование оздоровительного отдыха детей военнослужащих; развитие дошкольного образования детей военнослужащих.

В целях развития военной медицины планируются научные исследования военно-медицинской направленности, осуществляется сопровождение опытно-конструкторских работ, включающих разработку базовых программно-технических средств автоматизации технологических процессов в военно-медицинских учреждениях, системы программно-технических средств военной телемедицины, информационной системы мониторинга за состоянием здоровья прикрепленных контингентов и качеством оказания им медицинской помощи.

Учитывая характер современных угроз, в том числе и террористических, приоритетное внимание при выполнении НИОКР в интересах ГВМУ МО РФ уделяется обеспечению военнослужащих специальными средствами медицинской защиты, как от обычного оружия, так и от факторов оружия массового уничтожения, средствам эвакуации, лечебно-диагностическим комплексам. Данные направления работ являются актуальными не только для Вооруженных Сил Российской Федерации, но и для государства в целом.

Одним из приоритетных направлений технического оснащения медицинских подразделений войскового звена для действий в условиях современных военных конфликтов является использование средств роботизации там, где она возможна и целесообразна. Развитие этого направления будет способствовать повышению производительности труда медицинского персонала, повышению эффективности розыска, сбора, вывоза раненых с поля боя, снижению риска боевых поражений, защите от воздействия экстремальных факторов физической, химической и биологической природы.

В настоящее время в интересах медицинской службы Вооруженных Сил в ходе реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы проводятся НИОКР по созданию (модернизации) технических средств обеспечения кислородом, устройств из полимерных материалов для реинфузии крови, перевязочных средств, медицинских средств защиты от новых видов оружия, новых средств и методов профилактики, диагностики и лечения боевых поражений и травм, а также других средств медицинского назначения.

Веление времени – средства военно-медицинского применения, как правило, должны быть «двойного назначения», пригодные для применения в стационарных и полевых условиях мирного и военного времени, отвечать формируемому современному облику медицинской службы, а также позволять принципиально повысить эффективность оказания медицинской помощи раненым и пострадавшим в военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Проблема использования возможностей нанотехнологий для военной медицины объективно приобретает специфический и неоднозначный характер. Она вынуждена одновременно выступать и в роли одного из главных потребителей достижений нанотехнологий и клеточных биотехнологий, и в качестве объективного цензора. Это диктует необходимость тщательного изучения и всестороннего учета как возможных позитивных эффектов, так и потенциальных опасностей для человека от внедрения нанотехнологий.

Определен ряд перспективных направлений в развитии военно-медицинской техники, прямо или косвенно ориентированных на возможности нанотехнологий:

разработка базовых военных технологий, направленных на повышение эффективности оказания медицинской помощи раненым и больным;

оснащение полевых подразделений медицинской службы приборами и аппаратами современного уровня для диагностики и лечения ранений и заболеваний;

совершенствование средств медико-профилактического назначения, в первую очередь, для войскового звена медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, планируется ряд НИОКР с использованием нанотехнологий, направленных на:

совершенствование средств медицинской защиты, повышение боевой эффективности и живучести личного состава Вооруженных Сил;

совершенствование медицинских средств и технологий военной медицины для оказания медицинской помощи раненым;

учет потенциальной опасности воздействия наноматериалов и нанотехнологий на живые клетки и ткани.

Уделяется должное внимание работам по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Применение информационных технологий в деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации позволит поднять на качественно новый уровень проведение мероприятий медицинского обеспечения войск (сил), в частности, мероприятий по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, повышению боевой и мобилизационной готовности медицинской службы, управлению профилактической и лечебно-диагностической работой на основе оперативного обеспечения должностных лиц необходимой информацией для принятия решений и их максимального освобождения от рутинной бумажной работы.

Продолжает совершенствоваться один из современных методов оказания высокоспециализированной медицинской помощи в Вооруженных Силах, основанный на использовании программно-технических средств системы военной телемедицины, обеспечивающих использование знаний и опыта ведущих медицинских специалистов центральных военно-медицинских учреждений – консультативных центров для оказания консультативно-методической помощи врачам и пациентам в медицинских учреждениях войскового звена в окружных и гарнизонных госпиталях и поликлиниках, дислоцированных на значительном удалении от Центра.

В военно-медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации создана система телемедицинских абонентских пунктов, установленных в 26 военно-медицинских учреждениях, и 5 телемедицинских консультативных центрах. Цель системы – оказание плановой и неотложной консультативно-диагностической помощи врачам и больным в сложных клинических ситуациях. В то же время данная система предназначена для обучения медицинского состава и повышения квалификации как в процессе телемедицинских консультаций, так и при проведении специальных занятий в режиме телеконференций и других форм дистационного обучения. В конечном итоге это позволит повысить эффективность медицинского обеспечения прикрепленных контингентов и, соответственно, снизить летальность, увольняемость по болезни и трудопотери.

Таким образом, в свете коренных перемен, происходящих в военном здравоохранении: изменение подчиненности медицинской службы Вооруженных Сил на мирное и военное время; создание двухуровневой системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ; завершение перехода к межведомственной (унифицированной) системе медицинского обеспечения Вооруженных Сил, совершенствование и укрепление материально-технической базы остается одним из приоритетных направлений развития медицинской службы Вооруженных Сил. При этом вся проводимая нами работа направлена на совершенствование качества работы военной медицины, решение конечной задачи - сохранение и укрепление здоровья военнослужащих и, в конечном итоге, поддержание постоянной готовности войск.

Военная медицина – вчера, сегодня, завтра.

Другие материалы в этой категории: « Железнодорожные войска