В СССР до 1977 отмечался 5 декабря, в день принятия Конституции СССР 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября (день принятия новой конституции СССР — «Конституции развитого социализма»). Традиция празднования Дня Конституции продолжена и в современной России.
24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днём, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
История
поправки в главы 3-8 - изменения вносятся законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;
поправки в статью 65 (в которой перечислены субъекты Российской Федерации), которые могут быть связаны с:
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:
24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днём, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
История
- В Российской империи в 1906 году, следуя обещанию, данному императором в манифесте 17 октября 1905 года, были созданы и приняты «Основные государственные законы». Первая конституция Российской Федерации была принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР.
- В 1925 году была принята новая Конституция (Основной Закон) РСФСР
- В 1937 году была принята новая Конституция (Основной Закон) РСФСР
- В 1978 году была принята новая Конституция (Основной Закон) РСФСР
Конституция Российской Федерации 1993 года
Структура
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:
Структура
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:
- Преамбула
- Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
- Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)
- Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
В Главе 9 Раздела первого Конституции Российской Федерации рассматриваются вопросы пересмотра Конституции и внесения поправок в Конституцию. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Кроме того, в статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Субъект конституционной законодательной инициативы - это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:
В Главе 9 Раздела первого Конституции Российской Федерации рассматриваются вопросы пересмотра Конституции и внесения поправок в Конституцию. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Кроме того, в статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Субъект конституционной законодательной инициативы - это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
- подтверждает неизменность Конституции;
- разрабатывает проект новой Конституции, который:
- принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
- выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
поправки в главы 3-8 - изменения вносятся законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;
поправки в статью 65 (в которой перечислены субъекты Российской Федерации), которые могут быть связаны с:
- принятием в Российскую Федерацию и образованием в её составе нового субъекта Российской Федерации, а также изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации - в данном случае изменения вносятся Федеральным конституционным законом;
- изменением наименования субъекта Российской Федерации - изменения вносятся Указом Президента Российской Федерации.
Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие поправки:
На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие поправки:
- Указ Президента РФ от 9 января 1996 года
- Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года
- Указ Президента РФ от 9 июня 2001 года
- Указ Президента РФ от 25 июля 2003 года
- Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации - Пермским краем;
- Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года: Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации - Красноярским краем;
- Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года: Камчатская область и Корякский АО изменили свой конституционно-правовой статус и с 1 июля 2007 года стали единым субъектом Российской Федерации - Камчатским краем;
- Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 года: Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО изменият свой конституционно-правовой статус и с 1 января 2008 года станут единым субъектом Российской Федерации - Иркутской областью (поправка не вступила в силу).
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:
- Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
- Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
- Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
- Ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведенные в предыдущем пункте цели.
- Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ.
В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.
Всенародное голосование по Конституции России
Всенародное голосование 12 декабря 1993 года было проведено по инициативе президента Ельцина (в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации») после разгона Верховного Совета и фактического прекращения действия Конституции Российской Федерации — России, принятой в 1978 году. Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России, дающей президенту более широкие полномочия. В референдуме приняли участие 54,81 % избирателей. За принятие новой Конституции высказалось 58,43 % от принявших участие в голосовании, что, однако, составило гораздо менее половины всех избирателей. Конституция всё же была принята, так как голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утвержденным указом Президента, а не в соответствии с Законом «О референдуме Российской Федерации», требовавшим при принятии изменений в Конституцию большинства от списочного состава избирателей, хотя ст. 121-8 действовавшей Конституции гласила:
Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.
Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва — органы, предусмотренные проектом новой Конституции. На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный «Выбор России») в сумме получили менее половины голосов избирателей (менее 17 % от списочного состава). В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о масштабных фальсификациях на этом референдуме (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам этой комиссии, в референдуме принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей, а следовательно, Конституция не была принята на референдуме. Центризбирком отвергал эти обвинения. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова.
Всенародное голосование по Конституции России
Всенародное голосование 12 декабря 1993 года было проведено по инициативе президента Ельцина (в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации») после разгона Верховного Совета и фактического прекращения действия Конституции Российской Федерации — России, принятой в 1978 году. Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России, дающей президенту более широкие полномочия. В референдуме приняли участие 54,81 % избирателей. За принятие новой Конституции высказалось 58,43 % от принявших участие в голосовании, что, однако, составило гораздо менее половины всех избирателей. Конституция всё же была принята, так как голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утвержденным указом Президента, а не в соответствии с Законом «О референдуме Российской Федерации», требовавшим при принятии изменений в Конституцию большинства от списочного состава избирателей, хотя ст. 121-8 действовавшей Конституции гласила:
Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.
Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва — органы, предусмотренные проектом новой Конституции. На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный «Выбор России») в сумме получили менее половины голосов избирателей (менее 17 % от списочного состава). В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о масштабных фальсификациях на этом референдуме (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам этой комиссии, в референдуме принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей, а следовательно, Конституция не была принята на референдуме. Центризбирком отвергал эти обвинения. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова.
ru.wikipedia.org.