Христос въехал в Иерусалим на осле, что символизировало его кротость и миролюбие, в сопровождении множества народа. Толпа приветствовала его как мессианского царя.
Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями. Приписывая устройство встречи ученикам Христа, они сказали ему: «Учитель, запрети ученикам твоим!» Христос отвечал: «Если они умолкнут, то камни возопиют».
По обычаю, Христос направился к храму, и там дети, вероятно, из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: «Осанна * Сыну Давидову!» Фарисеи и книжники обратили его внимание на это, когда он ответил им: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»
Вспоминая это событие, церковь видит в нем шествие Господа для принесения себя в жертву за грехи мира и приносит Ему хвалу как победителю смерти.
На Руси этот праздник совершался особенно пышно. Крестный ход до обедни. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, в далекие времена возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными плодами и цветами (финиками, изюмом). Затем, взамен дерева, стали использовать вербу. Верующие стали приходить в храм с веточками вербы, так как особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение финиковых, пальмовых ветвей, а в России — вербовых веток. Отсюда и народное название — Вербное воскресенье.
Возвратясь домой после освящения вербы, легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Это делалось, чтобы человек был здоровым, а ребятишек трогали вербой, чтобы они быстро росли. Того, кто проспит заутреню, стегали посильнее, приговаривая: «Верба хлес — бей до слез!» Освященной вербе приписывалась целебная сила. Поэтому от лихорадки съедали девять почек или сережек, клали вербу в воду, в которой купали больного ребенка. Освященной вербой ударяли скотину при первом выгоне в поле, а чтобы скот не болел, втыкали вербу в дверь хлева. Считалось, что присутствие вербы надежно защищает дом от всякой нечистой силы.
В старину народ изготовлял различные украшения из вербы и цветов, расставлял по улице, а также торговал ими.
Приготовление верующего к ПАСХЕ. От Пасхи зависят даты многих церковных праздников, как предшествующих ей, так и следующих за Пасхой. Предшествуют Пасхе: Мясопустная неделя (девятая перед Пасхой); Масленица, или Сырная неделя (восьмая перед Пасхой).
Далее следует семинедельный Великий пост, последняя неделя его — Страстная седмица.
Страстная неделя. Неделя святая, славная, великоденская, великая, радостная.
Перед Пасхой соблюдают Великий пост — семь пред-пасхальных недель. Страстная неделя — это последняя неделя Великого поста, включающая шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Всю эту неделю полагается для верующих особенно строгий пост «ради Страстей Христовых» и для достойной внутренней подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения.
В Страстную седмицу все дни называются Великими по причине Великих воспоминаний, совершаемых Церковью. А страсти — это страдания, которые претерпел на кресте Христос за грехи человеческие. Отсюда и неделя, когда он был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и когда воскрес, называется Страстной.
В эти Великие дни перед верующими проходит вся жизнь Христова, все чудеса, сотворенные им на земле, и все его учение: в Великий понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня как образ человека, погибающего в нераскаянии; в Великий вторник — притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде и др.; в Великую среду вспоминают о женщине, помазавшей Спасителя мирром; в Великий четверток — богослужения посвящены Тайной Вечере.
В четверг Иисус Христос провел со своими учениками последнюю праздничную трапезу — вечерю. Так как Христа преследовали, то вечеря была тайной. Иисус сел с двенадцатью учениками за стол и сказал им: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Взяв чашу и благодарив, сказал: «Примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие». И, взяв хлеб и благодарив, переломил и подал им, говоря: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается». На этой вечере Христос впервые установил для всех христиан, в том числе своих учеников, таинство Евхаристии (Причащения), во время которого под видом хлеба и вина христиане принимают Тело и Кровь Спасителя.
Богослужение этого дня также посвящено молению Спасителя в саду Гефсиманском, куда после тайной вечери Иисус Христос пришел со своими учениками; вспоминается и взятие Спасителя стражей, происшедшее вследствие предательства Иуды, одного из учеников Христа. Иуда привел воинов и священников в сад и предательским поцелуем указал на Иисуса. Тогда Иисус со скорбью спросил его: «Иуда, целованием ли предаешь Сына человеческого?» Так Иуда Искариот выдал своего Учителя, получив за это тридцать сребреников.
В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на кресте. На утрене Великой пятницы (совершается обычно вечером в четверг) читаются двенадцать чтений из Четвероевангелия, повествующих о Страстях Христовых. Верующие во время этого богослужения держат в руках зажженные свечь символизирующие величие Спасителя во время страданий, любовь к Нему и духовное бодрствование христианина. В этот день литургии не бывает. Вместо нее утром служатся «Царские часы». А в третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие сопереживают крестную смерть Спасителя, снятие тела Христова со креста и погребение Его.
Великая суббота (или Суббота Покоя). В этот день все служит приготовлением к великому торжеству Воскресения. В канун Пасхи вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе и Его сошествие душою в ад. Во время литургии (она соединяется с вечерей) читаются пятнадцать паремий — отрывков из Ветхого завета, пророчеств, возвещающих, .Воскресение Спасителя. Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника.
Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, творожные пасхи и крашеные яички. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, а ровно в полночь при трезвоне колоколов — крестный ход вокруг храма. Начинается Светлая Заутреня, во время которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Народные обряды и обычаи. Страстной четверг в народе называли Чистым. Вовсю шла подготовка к Пасхе. Хозяева все мыли, чистили, скребли в избе, а основное в этот день — купание, обливание, умывание, поэтому он и называется Чистым.
Воду надо брать до восхода солнца, до того, пока ворон детей в воде не купал. Поэтому часто девицы и молодцы ровно в полночь, после пения первых петухов, ходили на речку, пока «ворон не обмакнул крыла», умыться или искупаться в холодной воде. Они также верили, будто в полночь с этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и здоровье, и ей они пели песню: «Весна, весна красная, приди, весна, к нам с милостью, со тою милостью, с великою благостью». А если-купались дома, принеся воду до первого луча солнца, бросали в воду золото и серебро (монету, колечко) для того, чтобы деньги в доме водились. «Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и яйца, здоров и чист будет».
И еще одно поверье: достать хотя бы каплю воды с вороненка, тогда всю жизнь будешь здоров и всеведущ.
На заре некоторые проводили окуривание, сжигая можжевельник в избе. Этот обычай как бы избавлял от грехов, а также от болезней.
Готовили в этот день и «четверговую соль» (пережигали соль в печах или просто ставили хлеб и соль на стол в ночь под четверг). Эта соль употреблялась в домашнем лечении как лекарство для людей и скота от многих болезней.
Выносилось мыло на улицу на ночь, это мыло делало лицо особо чистым и здоровым.
Объезжали избу на помеле, чтобы никто не видел, тогда целый год в доме будет добро.
И еще готовили различные кушанья: варили щи, лапшу, каши, пекли пироги для званых гостей, красили к Пасхе яйца, варили брагу, пиво, мед. «Для праздника Христова не грех выпить чарочку простова».
Веря в великую силу Великого четверга, люди в этот день соблюдали такие обычаи: «В Великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (сливки)», «В Великий четверток стегают скот вереском, чтоб не лягался», «Калят (жгут, пекут) соль с квасной гущей; четверговая соль целебная», «В чистый четверток золу выносят в курятник, чтобы куры неслись», «Печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя», считали, «Кто в Великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год».
Были на этот день и приметы: «В Великий четверток мороз, так и под кустом овес»1 тогда приговаривали: «Мороз, мороз, не бей наш овес!» «Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесение». «Если в Велккий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели; если дождь — то мокрая». «Коли в чистый четверток горящие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы». «В Великий четверток полнолуние — весной большая вода», а «На Святой гром — к урожаю».
Страстная неделя — последняя неделя Великого поста.
В дни поста христианам рекомендовалось не только воздерживаться от скоромной пищи, но предписывалось избегать развлечений и праздного времяпровождения, необходимо было посвящать себя молитве, участию в богослужениях, чтению Священного Писания и творений святых отцов; а также, по мере сил и возможностей, — делам благотворительности и милосердия.
Суть Великого поста выражена в церковных песнопениях из Постной Триоды: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых дел отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей, оглаголания (оговоров), лжи и клятвопреступления; сих оскудение есть. Пост истинный и благоприятный».
Осанна — торжественное или молитвенное восклицание, означает «помоги» или «дай счастье».