Быстрый переход

Бирюков

Оцените материал
(2 голосов)
БИРЮКОВ Николай Павлович — подполковник. В 1891 г. первым по списку выпускников окончил Симбирский кадетский корпус. После окончания Павловского военного училища служил в 16-м стрелковом полку, откуда с должности командира роты поступил в академию Генерального штаба. После окончания академии командовал 13-м стрелковым полком.

ЗАПИСКИ ПО ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Методика обучения молодого солдата
...По прибытии в часть молодые солдаты поступают в ведение ротного начальства, непосредственно в ведение особо назначенного офицера, который организует постоянное и неослабное за ними наблюдение, а также их воспитание и обучение с помощью так назыв. учителей молодых солдат. Таковыми являются старослужащие, т. е. прослужившие не менее года, как рядовые, так ефрейтора и унтер-офицеры.
При настоящем 3-летнем сроке службы в каждую роту назначается 35—40 молодых солдат. Так как положение об обучении молодых солдат требует, чтобы каждому учителю было дано от 6 до 10 мол. солдат, то, следовательно, минимальное количество учителей будет 4, а максимальное 7. Практика жизни указывает, что даже 6 человек много для успешного управления ими одним человеком, поэтому надо стараться приближаться именно к минимальной цифре учеников.
Для успеха воспитания и образования молодых солдат офицеру необходимо быть уверенным, что учителя сами знают дело, понимают основы военной педагогики и знают сноровки, как передавать свои знания. Поэтому важно, чтобы офицер сам заблаговременно проверил учителей и дал им надлежащие указания, как выполнять требования службы в духе общей задачи. Учитель должен обладать следующими качествами:
1) Твердо знать все то, чему он будет учить.
2) Уметь легко передавать свои знания.
3) Быть вполне надежным в нравственном отношении.
Первое необходимо для той цели, чтобы учитель являлся пред своими учениками в качестве как бы ходя-чего справочника, ибо обнаруженное незнание или ошибка тотчас подрывает его авторитет в глазах учеников, а поддержание авторитета безусловно необходимо в целях воспитания.
Второе качество обеспечивает быстроту усвоения.
Наличность 3-го качества, т. е. надежная нравственность, важна в особенности при первоначальном пребывании молодых солдат в казармах. Как ротный командир, так и заведующий молодыми офицер, уходя из казарм, должны быть спокойны за то, что учителя, пользуясь неопытностью молодых, не позволят себе какого-либо насилия в смысле вымогательства денег, обещая какие-либо поблажки. Если полной уверенности в этом нет, то необходимо, по возможности, не затрагивая самолюбия учителей, дать им понять, что обнаружение такого проступка повлечет за собою предание суду.
Проверка знаний строевой службы и словесности учителями происходит в сентябре и октябре до времени прибытия молодых солдат, и называется подготовкой учителей. Офицер проходит с ними весь курс и попутно обучает их правилам передачи молодым солдатам их знаний. По поводу обращения с молодыми солдатами и вообще о способах воспитательного воздействия офицер должен сказать учителям по возможности непосредственно перед самым началом прибытия молодых, для того чтобы беседа эта не из-гладилась бы скоро из их памяти.
Прибывающие партии молодых солдат, в зависимости от ожидаемого числа, встречаются офицерами или унтер-офицерами на станциях или пристанях и строем, вздвоенными рядами, предшествуемые музыкой, приводятся на казарменный двор. Разбивка их по ротам производится лично командиром полка на основании правил, указанных в уставе «Внутренней службы». Ротный командир разбивает их повзводно и с помощью офицера и взводных указывает им их места в казармах.
«Положение» требует, чтобы каждому учителю было назначено немедленно полное число молодых. Это назначение должно быть произведено так, чтобы учитель получил приблизительно одинаковых по степени развития молодых. Определить, который солдат развитее, который нет, можно только с помощью личных расспросов... Все это нужно выяснить не далее, как в первые 2 дня, чтобы в дальнейшем не было бы перевода из партии в партию. Земляков одной деревни можно и даже хорошо назначить в разные партии, тем более, если они покажутся различными по степени развития. Рота — одна семья, и чем скорее все молодые между собою перезнакомятся, тем лучше...
Обучая молодых солдат, по указанию ротного командира и согласно «Положению», учителя должны следовать тому методу, который им самим преподавался на занятиях. Метод этот следующий:
1) Показ — рассказ. Показ без рассказа — ничто и рассказ без показа — тоже ничто; только соединение их дает желаемые результаты.
2) Не трогать руками. Это необходимо по 2 причинам: а) учить обучаемого самого запоминать правила и соображать, б) чтобы обучающий не переходил границ в раздражении.
3) Настойчивость и терпение: тугое понимание, лень и нерадение могут быть побеждены только настойчивостью требований; но для этого необходимо, чтобы сам обучающий был терпелив.
4) Спокойствие. Если у обучающего нет природного спокойствия, то необходимо научиться его создавать искусственно. Волнуется начальник — полбеды; передалось это волнение   подчиненным — дело плохо.
5) Сначала показать, что надо сделать; потом объяснить зачем, потом показать как, т. е. расчленить, если это возможно.(...)
6) Вести обучение весело. Живая речь, энергичные движения бодрят обучающихся. Слишком долгое обучение одному и тому же наводит скуку. Счет вслух, подобно песне на работе, помогает делу и веселит.
7) Почаще повторять пройденное. Когда обучающиеся быстро схватывают и усваивают преподаваемое, то учитель не должен обольщаться успехами. Пройдет два дня, и оказывается, что ученики все забыли. Надо повторять, повторять и повторять. «Только то навсегда выучено, что семь раз было забыто». Учителям и офицеру надлежит всеми мерами способствовать запоминанию правил и положений военного обучения, т. е. применять к делу хотя бы простейшие мнемонические приемы.
Учителя должны быть обучены таким приемам, с помощью которых они могли бы обучать не только среднего развития молодого солдата, но даже и самого слабого, неграмотного, ничего, кроме своей деревни, не видавшего на свете и притом еще, может быть, и не русского; не понимающего вполне языка, на котором его обучают.
Необходимо, чтобы особенно в первое время обучения молодых солдат поселить в них, во-первых, доверие к своему начальнику (надлежащая подготовка учителей, ласковое и снисходительное обращение и знание дела) и, во-вторых, вселить в них уверенность в своих силах, в возможности и способности усвоить все предметы преподавания, для чего хвалить и поощрять даже за малые успехи.
Офицер, поверяя обучающихся и выражая похвалу за выказанные успехи, должен хвалить, а не благо-дарить. Этим способом надо дать понять, что начальник является беспристрастным ценителем успеха его подчиненных и хвалит их не потому, что эти успехи ему нравятся, а потому, что они хороши абсолютно. Он хвалит их за то, что они успевают в службе... а не ему угождают. (...)
Основы военной педагогики
...2) Успех воспитания и образования основывается на уважении подчиненных к своим начальникам и на вере в их авторитет. Откуда же возьмутся это уважение и вера? Начальник может и должен сам создавать их, ибо и то и другое в его руках. Если он сам во всем являет собой пример своим подчиненным, знает отлично свое дело и умеет передавать его, то всем этим он создает свой авторитет. В то же время всегда ровным и справедливым отношением к подчиненным он неминуемо вызовет уважение к себе. Итак, офицер, который всегда и во всех отношениях стоит на высоте своего призвания, будет пользоваться уважением и авторитетом в глазах своих подчиненных, а эти два фактора создадут ему благоприятную почву для успеха воспитания и образования.
3) Средство правильного воспитания есть строгость. Строгость заключается не в применении наказаний, а в постоянном наблюдении за точным и неуклонным исполнением известных, раз установленных, правил и порядков. Всякое малейшее исключение, если оно не имеет веской причины, наносит вред воспитанию, подрывает веру в авторитет начальника и в пригодность и целесообразность существующих правил...
4) Воинская дисциплина должна быть не только внешняя, но и внутренняя. Последняя явится как результат выполнения вышеуказанных основ воспитания и послужит показателем степени восприимчивости этого воспитания...
5) Начальники  по  отношению к подчиненным должны всегда хранить спокойствие; они не должны горячиться и раздражаться. Если же начальник волнуется, то он должен владеть собой настолько, чтобы это волнение сердца не парализовало бы способности здраво и логично рассуждать...
6) Подчиненные должны воспитываться так, чтобы они не боялись начальников. Драгомиров говорит: «Кто приучен бояться своего начальника, тот этим самым приучен бояться неприятеля, ибо свой заявляет требования под страхом наказания, а неприятель — под страхом смерти»...
7) Высшие начальники не должны подрывать авторитета низших в глазах подчиненных этих последних. Это легко понятное правило, однако, далеко не всегда соблюдается на практике, и не столько по нежела-нию, сколько просто по невниманию к своим поступкам и словам. Можно ставить новые требования или переиначивать старые, можно даже исправлять действительные ошибки ближайших подчиненных, но делать все это так, чтобы у их учеников не являлось и тени сомнения в пригодности или непригодности их учителей. Не только резкое замечание, но даже одно вырвавшееся слово, нетерпеливый жест, взгляд, подмеченные учениками, в один миг подорвут в их глазах авторитет их ближайших начальников-учителей, и в этот миг все долго строенное и с тяжким трудом здание нравственного и умственного развития будет разрушено. И кем же? Тем, кто поставлен наблюдать за его созиданием. Созидание чего бы то ни было требует долгого времени, а разрушение — дело   одного мгновения...

 

Н. Бирюков. «Записки по военной педагогике». Орел, 1909
О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, 0-11 документов и статей / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова.— 2-е изд. М.: Воениздат, 1991.— 368 с: ил.
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.
Другие материалы в этой категории: « Райковский Трескин »