Быстрый переход

Общественный строй восточных славян накануне образования государства

Оцените материал
(6 голосов)

Производительные силы восточнославянского общества в VI—IX вв.

Во II — V вв. только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производительных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI — IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, которые пользовались как древним ралом, так и плугом с железным лемехом, продвигается далеко в глубь лесной зоны на север. И на юге и на севере практиковались посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, гороха, бобов, проса. Из огородных культур сажали репу. Воздел ы-вались технические культуры (лен, конопля). В лесных районах продолжала применяться подсечная система земледелия, при которой вырубались и выжигались леса, после чего прямо в золу производился посев. В результате в течение первых лет собирались большие урожаи, а затем земля истошалась и забрасывалась. Из домашнего скота разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз.
К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Создавались ремесленные поселки. Концентрация ремесленных мастерских происходила, на городищах-погостах, которые являлись средоточиями небольших округов, и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стиралось.
К IX в. значительно расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселялись в землях северо-восточных угро-финских племен (Приладожье, Верхняя Волга) и отдельными потоками в VI и VIII вв. колонизовали черноземные степи. До нашествия печенегов в X в. у славян находились значительные пространства плодородных южных земель, благоприятных для земледелия. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.

Распад родо-племенных связей

На протяжении VI —IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных
семей. Появилась возможность ухода из родовой общины без риска гибели для «изгоев» — выходцев из рода. Родовая замкнутость общин нарушалась в результате приема чужих «изгоев», процесса колонизации и пополнения общин патриархальными рабами. Судя по небольшим размерам жилищ на поселениях этого времени, у славян складывалась моногамная семья. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользования угодьями (пастбищами, лесами и т. д.), принадлежавшими общине. Родовые отношения дольше всего сохранялись в глубине лесных массивов.
В пределах общины развивался институт частной собственности. Появилось право на расчищенную «лядину» и т. п. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество.
Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать — князья и бояре.
Византийские источники VI—VII вв. сохранили имена славянских князей IV — VI вв. В некоторых случаях отмечалось имя отца князя, что может свидетельствовать о передаче власти по наследству. В этих же источниках имеются известия о пленных, уводимых в страну славян («антов»), и о выкупе за них. Удачные походы, несомненно, укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой все более отличались по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.
Создание как временных, так и длительных союзов племен еще более усложняло структуру славянского общества и выдвигало на место старых кровных связей связи территориальные.

Восточная Европа в VI VII вв. н. э.
 Границы государств около 565 г.

 Границы Византии в Закавказье в 591-628 гг.

 Границы Византии на Балканах в конце VI в.

 Примерные направления передвижений славян (в конце VI -начале VII в.).

 Примерные направления передвижений других народов.
 
Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства — все это подготавливало возникновение нового феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.
Сохранились воспоминания арабского автора середины X в. — Масуди о союзе племен под главенством волынян. «Славяне составляют многие племена и многочисленные роды... Мы уже выше рассказали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари, т. е. Меджак, царь валинаны (волынян), которое племя есть одно из коренных племен славянских; оно почитается между племенами и имело превосходство между ними».
Давно уже обращено внимание на сходство имени Маджака (в арабской передаче) с именем славянского князя Мусокия (в греческой передаче), воевавшего в конце VI в. с византийцами близ Дуная. Если такое сопоставление верно, то образование союза под главенством племени «валинан» следует относить к VI в. Некоторые исследователи считали этот союз первым восточнославянским государством. Однако имеются все основания относить известие Масуди к западным славянам.

Культура восточных славян в VI-IX вв.

Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна очень неполно. Богатым источником по истории культуры является русский язык, который в то время был очень близок к другим славянским языкам.
Неисчерпаемой сокровищницей народной мудрости является фольклор. Не сохранились произведения народной словесности, которые с достоверностью можно было бы отнести именно к рассматриваемому времени. Но анализ архаических черт фольклора восточных славян и сопоставление его с западно- и южнославянским материалом позволяет считать весьма древним целый ряд трудовых обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, воспитывавших смекалку у детей, сказок, отразивших сложный мир взаимоотношений человека с силами природы, сельскохозяйственных примет, имевших большое значение в жизни земледельцев, и т. п. К далекой древности восходят многие детские и юношеские игры, развивавшие силу, ловкость и смелость.
Вероятно, очень важную роль в воспитании патриотических чувств играла эпическая поэзия, но от нее дошли до нас только фрагменты. Так, автор «Слова о полку Игоре-ве» сохранил в записи XII в. отголоски дунайских походов антов, во время которых они «ристали в тропу трояню через поля на горы». Он же вспоминает о песнях, сложенных
по поводу смерти Буса (Боза) — антского князя, погибшего в борьбе с готами в IV в. н. э. Византийские хроники сохранили отрывки сказаний о бооьбе славян с аварами. Русские летописи XI —XII вв. содержат ряд сказаний, восходящих к VI—VIII вв. (об основании Киева, насилиях аваров и др.).
Дошедшие до нас образцы прикладного искусства древних славян свидетельствуют о своеобразии и самостоятельности творчества выделявшихся из общин ремесленников.
В бассейне реки Роси найден интересный клад русских вещей VI —VII вв., среди которых особенно выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для многих серебряных изделий VI —VII вв. южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты сближают славянское искусство VI — VIII вв. с русским народным искусством XVIII -XIX вв.
В VII — VIII вв. возникла потребность в письменности. Славянские князья, находившиеся на византийской службе, начали использовать буквы греческого алфавита для передачи славянских слов. В середине IX в. византийский миссионер Константи философ (Кирилл) видел в городе Херсонесе в Крыму богослужебную книгу, написанную «руськыми писмены».

Религия славян

Существенной чертой древнесловянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее проявлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления рассматриваемого времени, но и многочисленные наследия далеких первобытных времен. Сознание человека было в плену ложных представлений о злых и добрых силах природы, возможности воздействия на природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостивительных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были неразрывно связаны с языческими представлениями.
Культ предков, связанный с родовым строем, принимал новые формы.Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей- курганов. Вера в загробный мир сказывалась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие, пищу, а на их могилах ежегодно устраивали поминки в честь священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, леших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и медвежьих зубов, применялись словесные заговоры, вносились магические знаки в орнамент, Рождение, свадьба, смерть- все эти события в жизни человека сопровождались заклина-тельными обрядами.
Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Пережитки многих древних обрядов дожили до XIX в. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. Широко были распространены различные виды гаданья о будущих событиях.
Главными божествами славян являлись: божество вселенной — Род, божество солнца- Даждьбог, богиня земли, бог скота- Белес, бог огня-Сварог, бог грозы-Перун. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священными считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню молились под овином (в котором сушилось зерно). В деревнях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (т.е. всей общиной) приносились жертвы. Богов угощали специально откормленными баранами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения наиболее важных дел.
Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные, как холмы, курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабынь и справляли «тризну», т.е. устраивали боевые игры и конские ристания в честь' умершего военачальника. Стали строить пышные языческие храмы, поражавшие иноземцев роскошной отделкой. Появились каменные изваяния с изображениями славянских божеств. Особенно интересен идол, найденный в 1848 г. в районе города Збруча (в земле древних бужан). Четырехгранный каменный столб разделен на три яруса. Внизу изображен бог подземного мира, держащий на своих руках Землю; в середине - фигурки людей (мужчин и женщин). Верхний ярус отведен главным божествам: богине земли с турьим рогом в руках, богу (Перуну?), изображенному в виде вооруженного всадника, и др. Возможно, что идол изображал Рода.
Произошло изменение и в языческом пантеоне. Главным божеством князей и воинов становится бог грозы Перун, превратившийся в бога войны, славянского Марса. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры.
Изменения в языческих религиозных представлениях отражали существенные сдвиги в славянском обществе, происходившие особенно интенсивно с VI в., когда шел процесс классобразования.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.