Производительные силы восточнославянского общества в VI—IX вв.
Во II — V вв. только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производительных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI — IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, которые пользовались как древним ралом, так и плугом с железным лемехом, продвигается далеко в глубь лесной зоны на север. И на юге и на севере практиковались посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, гороха, бобов, проса. Из огородных культур сажали репу. Воздел ы-вались технические культуры (лен, конопля). В лесных районах продолжала применяться подсечная система земледелия, при которой вырубались и выжигались леса, после чего прямо в золу производился посев. В результате в течение первых лет собирались большие урожаи, а затем земля истошалась и забрасывалась. Из домашнего скота разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз.
К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Создавались ремесленные поселки. Концентрация ремесленных мастерских происходила, на городищах-погостах, которые являлись средоточиями небольших округов, и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стиралось.
К IX в. значительно расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселялись в землях северо-восточных угро-финских племен (Приладожье, Верхняя Волга) и отдельными потоками в VI и VIII вв. колонизовали черноземные степи. До нашествия печенегов в X в. у славян находились значительные пространства плодородных южных земель, благоприятных для земледелия. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.
К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Создавались ремесленные поселки. Концентрация ремесленных мастерских происходила, на городищах-погостах, которые являлись средоточиями небольших округов, и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стиралось.
К IX в. значительно расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселялись в землях северо-восточных угро-финских племен (Приладожье, Верхняя Волга) и отдельными потоками в VI и VIII вв. колонизовали черноземные степи. До нашествия печенегов в X в. у славян находились значительные пространства плодородных южных земель, благоприятных для земледелия. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.
Распад родо-племенных связей
На протяжении VI —IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных
семей. Появилась возможность ухода из родовой общины без риска гибели для «изгоев» — выходцев из рода. Родовая замкнутость общин нарушалась в результате приема чужих «изгоев», процесса колонизации и пополнения общин патриархальными рабами. Судя по небольшим размерам жилищ на поселениях этого времени, у славян складывалась моногамная семья. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользования угодьями (пастбищами, лесами и т. д.), принадлежавшими общине. Родовые отношения дольше всего сохранялись в глубине лесных массивов.
В пределах общины развивался институт частной собственности. Появилось право на расчищенную «лядину» и т. п. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество.
Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать — князья и бояре.
Византийские источники VI—VII вв. сохранили имена славянских князей IV — VI вв. В некоторых случаях отмечалось имя отца князя, что может свидетельствовать о передаче власти по наследству. В этих же источниках имеются известия о пленных, уводимых в страну славян («антов»), и о выкупе за них. Удачные походы, несомненно, укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой все более отличались по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.
Создание как временных, так и длительных союзов племен еще более усложняло структуру славянского общества и выдвигало на место старых кровных связей связи территориальные.
семей. Появилась возможность ухода из родовой общины без риска гибели для «изгоев» — выходцев из рода. Родовая замкнутость общин нарушалась в результате приема чужих «изгоев», процесса колонизации и пополнения общин патриархальными рабами. Судя по небольшим размерам жилищ на поселениях этого времени, у славян складывалась моногамная семья. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользования угодьями (пастбищами, лесами и т. д.), принадлежавшими общине. Родовые отношения дольше всего сохранялись в глубине лесных массивов.
В пределах общины развивался институт частной собственности. Появилось право на расчищенную «лядину» и т. п. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество.
Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать — князья и бояре.
Византийские источники VI—VII вв. сохранили имена славянских князей IV — VI вв. В некоторых случаях отмечалось имя отца князя, что может свидетельствовать о передаче власти по наследству. В этих же источниках имеются известия о пленных, уводимых в страну славян («антов»), и о выкупе за них. Удачные походы, несомненно, укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой все более отличались по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.
Создание как временных, так и длительных союзов племен еще более усложняло структуру славянского общества и выдвигало на место старых кровных связей связи территориальные.
Границы государств около 565 г.
Границы Византии в Закавказье в 591-628 гг.
Границы Византии на Балканах в конце VI в.
Примерные направления передвижений славян (в конце VI -начале VII в.).
Примерные направления передвижений других народов.
Границы Византии в Закавказье в 591-628 гг.
Границы Византии на Балканах в конце VI в.
Примерные направления передвижений славян (в конце VI -начале VII в.).
Примерные направления передвижений других народов.
Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства — все это подготавливало возникновение нового феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.
Сохранились воспоминания арабского автора середины X в. — Масуди о союзе племен под главенством волынян. «Славяне составляют многие племена и многочисленные роды... Мы уже выше рассказали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари, т. е. Меджак, царь валинаны (волынян), которое племя есть одно из коренных племен славянских; оно почитается между племенами и имело превосходство между ними».
Давно уже обращено внимание на сходство имени Маджака (в арабской передаче) с именем славянского князя Мусокия (в греческой передаче), воевавшего в конце VI в. с византийцами близ Дуная. Если такое сопоставление верно, то образование союза под главенством племени «валинан» следует относить к VI в. Некоторые исследователи считали этот союз первым восточнославянским государством. Однако имеются все основания относить известие Масуди к западным славянам.
Сохранились воспоминания арабского автора середины X в. — Масуди о союзе племен под главенством волынян. «Славяне составляют многие племена и многочисленные роды... Мы уже выше рассказали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари, т. е. Меджак, царь валинаны (волынян), которое племя есть одно из коренных племен славянских; оно почитается между племенами и имело превосходство между ними».
Давно уже обращено внимание на сходство имени Маджака (в арабской передаче) с именем славянского князя Мусокия (в греческой передаче), воевавшего в конце VI в. с византийцами близ Дуная. Если такое сопоставление верно, то образование союза под главенством племени «валинан» следует относить к VI в. Некоторые исследователи считали этот союз первым восточнославянским государством. Однако имеются все основания относить известие Масуди к западным славянам.
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.