Быстрый переход

Май

Оцените материал
(15 голосов)

Слово май, или маий, — не русское, оно пришло к нам из Византии. Май посвящен богине Майе, матери Меркурия и Юпитера. По-гречески Майя — мать, кормилица. На Востоке — прародительница, мать мира. Римляне считали Майю покровительницей женщин, богиней обольщения, плодородия, вешнего обновления.

Поэтому май — месяц цветов и любви. Наши предки называли его травен, травный. В народе его величали светодень, птичий пересвист, соловьиный месяц.

На Руси май также прозывали листопук, так как пучком появлялись молодые листочки, мур, что связано с появлением травы-муравы, росеник — обильные майские росы, пролетень — конец весны, преддверие лета, ранопашец — пора сева, маковей — цветение алых маков.

В старой русской жизни май считался третьим пролетным месяцем, а когда год считали наши отцы с сентября, тогда он считался девятым. С 1700 года по счету он приходится уже пятым. Говорили: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает», «Май весну венчает, лето встречает», «Знаю по цвету, что дело идет к лету», «Пришел май, под кустиком рай», май — венец весны: все в природе зеленеет, цветет, звенит и веселится. Н. А. Некрасов писал:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

В мае даже ветер поет, а земля надевает свой лучший наряд. Уже начинают распускаться листья на березе, орешнике, рябине, вязе — «Май леса наряжает, лето в гости ожидает», зацветают черемуха, сирень, верба, жасмин и ландыши с неповторимым ароматом, нежным цветом покрывается слива, яблоня — «В мае все принарядится — там листком, тут цветком, а где и травинкой».

Но ненадежно майское тепло, «май сманит», опасно обольщаться чарами обманщика-мая, народ говорил: «Май обманет, да в лес уйдет», поэтому и береза не торопится распускаться полностью, только набухла соком, того гляди брызнет. Но май коварен: хорошее начало месяца, даже если в первых числах жара, то во второй половине жди холода, особенно под конец мая. Говорят: «В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается», «В рубахах пахать — в шубах сеять». Бывало, и в мае выпадали снега, но снег лету чий, тут же стает — «Бывает май коню сена дай, а сам на печь полезай», и все-таки «Майский мороз не выдавит слез», и были довольны, так как «Май холодный — год хлебородный», но бывает «Холодный май — много сена, мало хлеба». Тяжел бывает май в иные годы и для скота, если весна запоздает и долго не будет подножного корма. Поэтому на май полагаться нельзя, он может донять и холодами и бескормицей.

Кроме того, крестьяне ждали мая дождливого, считали, что «Дождь — кормилец», «Как в мае дождь, так будет и рожь», «Дождь в мае хлеба поднимает», «Когда мокрый май, будет хлеба каравай», «Май сырой — много в колосе зерна», «Майский дождь — хлеба на год», «Без дождя и трава не растет», а «Майская трава и голодного кормит».

Сырость, дожди в мае — с холодом или теплом, что почти безразлично, — составляют наилучшую примету, приносят благословение полям, обещают наилучший урожай. Еще заметили: «Окладные дожди в мае — на весь день», а «После дождичка будет солнышко», «Роса ранним утром на траве — к хорошей погоде», «Одна майская роса коням лучше овса».

Проходили первые грозы, первые теплые дожди, недаром поэт писал: «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Поселяне были довольны: «Гроза — милость Божья», «Частые громы — к изобилью».

А работы у крестьянина в мае — непочатый край, так как «Вешний день целый год кормит», «Вешняя пора — поел, да и со двора», «За вешней пашней шапка с головы свалилась, не подыму» — некогда!

В мае оживают муравейники, а бабочки-белянки, капустницы, собирают нектар с первых цветов. Всюду птицы: ласточки, зяблики, стрижи, поют соловьи, малиновки, жаворонки, кукует кукушка, неоперившиеся воронята слетают с гнезда, стремясь начать самостоятельную жизнь.

В это время года появляются на свет лосята, волчата, лисята, ласкает их солнце, нашептывает что-то ветер. А медведь в это время шерсть теряет, линяет. Квакают лягушки, откладывают икру. Цветут анютины глазки, душистая фиалка, незабудки. Земля покрывается зеленым ковром, начинается заготовка лекарственных трав, после скудной зимы выгоняют скотину на вольные зеленые пастбища.

А в основном идет разгар полевых работ: «Сей и холь яровое в май, так будет зимой добро», «Понадеялся на май да на сладкий ветерок — вот тебе и хлебец». Народ приметил: «Если к концу месяца дождливо, то хлеба будет мало», «Если в мае гуси летят высоко, то овес будет высок; если низко, то овес будет низок». Если дождей в мае много, то их мало в сентябре (и наоборот). Если начало мая теплое — в конце будут холода (и наоборот). Туманы в мае обещают плодородие, грозы — обилье, град — градобойное лето.

Были и такие приметы: «В мае родиться — весь век маяться», «В мае жениться — век маяться», «В мае добрые люди не женятся» (в мае было много работы, крестьянские свадьбы обычно играли осенью), «Рад бы жениться, да май не велит», «Захотел ты в мае добра», «Захотел ты у мужика да в май перепутья» — дорожной пищи, «Живи — веселись, да каково-то будет в мае», «Наш пономарь понадеялся на май, да без коровы стал». А народ приговаривал: «Ай, ай, месяц май, тепел, а голоден», «Ай, ай, месяц май — не холоден, так голоден», «Ай, ай, месяц государь май, тепел да холоден».

Согласно календарю сбора лекарственных растений, в мае заготавливают чагу, цветки бессмертника, ландыша и ромашки, листья брусники, кору калины, листья ландыша, траву трехцветной фиалки.

Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Апрель Июнь »