Быстрый переход

Социально - экономический строй Руси

Оцените материал
(1 Голосовать)

Сельское хозяйство

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие разных типов. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была «значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистых местах- сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес, просо, горох, чечевицу, лен, коноплю, сажали репу.
Возникшая на юге в глубочайшей древности земледельческая культура к этому времени распространилась вплоть до таежной зоны на севере. Земледелие играло настолько важную роль в жизни древней Руси, что засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности - «житом» (от глагола '«жить»). Древние языческие обряды и весь годовой цикл языческих праздников свидетельствуют о глубоко укоренившейся у славян традиций считать возделывание земли источником существования. К IX —Хвв. появилось большое количество «старопахотных» земель, расчищенных из-под леса. Применялась переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное земледелие сохранялось в лесных районах.
В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем к сельскому хозяйству были рыболовство, охота и бортничество (добыча меда). С развитием внешней торговли появился спрос на пушнину, что не внесло изменений в экономику деревни, но несколько усилило в хозяйстве роль охоты.
Несмотря на то что уровень производительных сил вырос по сравнению с периодом первобытнообщинного строя, в целом техника сельского хозяйства отличалась рутинностью. Частые неурожаи, неизбежные при тогдашнем уровне земледелия, угрожали крестьянам-смердам голодной смертью.

Крестьянская община

Крестьянская соседская община называлась «миром» или «вервью» и могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных поселений (сел и деревень); как из больших семей, так и из мелких крестьянских хозяйств, которые индивидуально обрабатывали землю. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Кроме смердов-земледельцев в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары, серебряных дел мастера. Ониработали главным образом на заказ, причем район сбыта их продукции был крайне узок (до 10 км в радиусе). Жители соседних «миров» экономически были слабо связаны друг с другом. Культурные связи, объединявшие древнерусскую народность, существовали и в деревне. Для заключения браков устраивались, по словам летописца, «игрища между селами». Центрами притяжения нескольких «миров» был погост - место религиозных празднеств и место общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка.
Крестьянские общины существовали на протяжении всей истории феодализма. Крестьяне, жившие на государственных землях (позднее известных под именем черносошных), платили подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от феодала. Количество таких общин с течением времени все сокращалось, и впоследствии они уцелели только на далеком севере. В изучаемое же время «черные» общины существовали повсеместно и служили объектом притязаний со стороны отдельных феодалов, феодальные отношения постепенно расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Однако общины сохранялись и под властью Феодалов.

Рост феодальной собственности на землю

Процесс повсеместного превращения родоплеменной знати в собственников земли, в феодалов, в бояр совершенно не отражен в письменных источниках, что порождало у историков ошибочные представления о якобы позднем развитии феодализма на русской почве. Археологические данные, обнаруженные в курганах IX —X вв. с погребениями бояр и дружинников, убедительно свидетельствуют о наличии вокруг крупных городов боярских вотчин (так позднее назывались имения, которые можно было передавать по наследству и отчуждать), где жили сами бояре и подвластные им дружинники.
Феодальная собственность на землю возникала в процессе роста имумщественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли,являвшейся собственностью, в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Развитие производительных сил и рост частной собственности на землю неизбежно должны были привести к образованию двух классов: феодалов и зависимых от них крестьян. Росту феодального землевладения способствовали и прямые захваты феодалами крестьянских земель. Формирующийся класс феодалов расширял свои земельные владения и закабалял крестьян при поддержке государства, которое активно способствовало укреплению феодальных отношений.
Несмотря на наличие эксплуатации, появление феодальных замков с их запасами зерна и железных изделий было безусловно прогрессивным явлением, так как создавало резервы на случай неурожая или войны.
Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась «градом», т.е. замком, крепостью. В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его тиунов (управляющих различными отраслями хозяйства) и дворовой челяди, мастерские ремесленников, входивших в состав челяди и обслуживавших барское хозяйство, закрома и амбары с «обилием» (различными запасами). Замок- «град» - был административным центром земель феодальной вотчины. Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники- его административный аппарат и полицию. Во главе вотчины стоял огнищанин, управлявший всем хозяйством.

Феодально-зависимое население

Основной производственной ячейкой феодального общества было крестьянское хозяйство. Собирательным названием крестьянства или известной части его был термин «смерды», происхождение которого недостаточно разъяснено наукой. Часть смердов еще не попала в личную зависимость отдельных землевладельцев и эксплуатировалась феодальным государством путем взимания дани; часть - была вынуждена пойти в кабалу к феодалам,и работать на их земле. Положение смердов было неполноправным. Сушествовало право «мертвой руки», по которому после смерти смерда, не оставившего потомков-мужснаго пола, его имущество переходило к князю.
Вся совокупность работающих на феодала зависимых людей называлась «челядью». В составе «челяди» были и рабы (холопы), и задолжавшие крестьяне, и люди, искавшие покровительства и службу у феодалов.
В XII в. распространенным названием временно зависимого крестьянина был «закуп». Это был смерд, вынужденный обращаться за помощью к бoярину, и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян или тягловой силы. Попытка «закупа» убежать от господина превращала его по закону в холопа. Господин имел право принуждать «закупа» к исполнению повинностей, прибегая к телесному наказанию.
Другим наименованием зависимых людей, возможно, были «рядовичи», т.е. люди, вынужденные заключать с феодалом какой-то договор, «ряд», и выполнять различные работы в вотчине согласно этому «ряду».
Существовало еще несколько терминов, обозначавших различные категории неполноправного населения: «изгой» - человек, порвавший связь с общиной, «пущенник», «прощенник» (отпущенные на волю рабы) и т.д. Но эти термины в большей мере выражают пути и причины перехода в зависимое состояние, чем оттенки самой зависимости. Они постепенно исчезают из употребления.
Не сохранилось данных, которые позволили бы определить, какая форма ренты преобладала в рассматриваемое время. По-видимому, часть лично зависимых смердов эксплуатировалась в феодальных хозяйствах, а барщине, часть — платила землевладельцу натуральный оброк. В результате экономического закабаления и внеэкономического принуждения смердов, с которых изымался прибавочный продукт, у феодалов создавались излишки всякого рода продуктов, которые служили целям дальнейшего расширения хозяйства, использовались на содержание дружины и слуг.
Несмотря на то, что основой производства являлся труд крестьянства, в рассматриваемое время еще значительную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа в рабство, женитьба на рабе или вступление в должность тиуна или ключника без специального «ряда» (договора) с господином и т.п.

Организация господствующего класса

Землевладельцы древней Руси, так же как и западноевропейских стран, различались по количеству находившейся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии - известного соподчиненная феодалов. Это выражалось в личном договоре о службе мелкого феодала в войске более крупного земельного собственника, оказывавшего своему - вассалу постоя иное покровительство.
Привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора налогов. Они сами судили население и собирали с них подати. Право феодального иммунитета давало землевладельцам возможность применять средства внеэкономического принуждения в отношении зависимых от них людей.
Иммунитет зарождается вместе с появлением феодальной собственности на землю. Древнейшие дошедшие до нашего времени грамоты князей, говорящие об иммунитете феодального землевладения, относятся к началу XII в.
Наряду с передаваемыми по наследству и отчуждаемыми вотчинами в Киевской Руси, по-видимому, существовала и другая форма феодальной собственности: земли давались князьями своим слугам во временное держание.
После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. В отличие от боярских и княжеских имений, нередко дробившихся при переходе по наследству и мельчавших, монастырские вотчины, принадлежавшие коллективному владельцу, не делились. Поэтому наблюдается их непрерывное возрастание. Многие монастыри (особенно в городах) были ростовщиками-«лихоимцами».

Сопротивление крестьян феодальному закабалению

С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян против господствующего класса. Как видно из договоров Киевской Руси с Византией X в., распространенной формой сопротивления зависимой «челяди» были побеги от своих господ. Обложение киевскими князьями данью населения новых земель и увеличение размеров дани вызывали массовые движения. Так, в Х в. произошло восстание в Древлянской земле против князя Игоря и его дружины.
Согласно данным летописи, в 996 г. (при князе Владимире Святославиче) «умножились разбои». Термином «разбой» представители господствующего класса часто называли вооруженные выступления крестьян против своих господ.
Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская Правда»-сборник норм феодального права XI — XII вв., сохранившийся в двух редакциях - Краткой и Пространной. В «Русской Правде» говорится о нарушении границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийстве представителей вотчинной администрации, массовых хищениях имущества феодалов и т.д. Под этими правонарушениями часто имеются в виду формы антифеодального протеста закабаляемого крестьянства.

Город

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли, административный центр и средоточие богатств и запасов наиболее крупных феодалов, имевших обычно в городе свои «хоромы».
В летописях для времени до XIII в., упоминаются 924 города. Русские летописцы и иностранцы, посещавшие Русь, не всегда различали собственно город и феодальный замок. Смешать их было тем легче, что многие замки при благоприятных условиях превращались в города с обширными ремесленно-торговыми посадами у их стен. Являясь показателем степени общественного разделения труда, города были наиболее передовым явлением в жизни феодального общества. Крупными городами были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и др. Но горожане сохраняли тесную связь с сельским хозяйством, занимались земледелием и животноводством .
Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «градов», часть развивалась из феодальных дворов и замков, а часть была заново построена феодалами. Основанные князьями города сохраняли имена этих князей: Ярославль (т.е. город Ярослава), Изяславль, Владимир, Константинов и т. д. Впоследствии вокруг городов возникали посады.
Вблизи городов феодалы обычно основывали особые села, куда отовсюду приглашали людей, и давали им ряд льгот — свобод, отчего и сами села назывались «свободами», или «слободами». Льготы давались и горожанам тех городов, в развитии которых были заинтересованы князья. Эти льготы привлекали население. О Киеве в XI в. говорили, что туда стекались беглые рабы. В дальнейшем феодалы вместе с купеческо-ростовщической верxyшкoй эксплуатировали массу горожан. В городах достигло высокого уровня мастерство кузнецов, оружейников, кольчужников, золотых и серебряных дел мастеров, стекловаров, каменщиков, кожевников, гончаров и многих других специалистов. Известно свыше 60 ремесленных специальностей. Археологические раскопки вскрывают высокую технику городских мастерских. Русское ремесло стояло на одном уровне с ремеслом передовых стран Западной Европы и получило высокую оценку современников как на Востоке, так и на Западе, где восхищались русскими стальными клинками, кольчугами, золотыми изделиями с эмалью и резьбой по кости.
В городах возникали ремесленные объединения (плотников, кузнецов и др.). Окрепнув, горожане начинали вести борьбу за городские вольности.

Торговля

В условиях господства натурального хозяйства внутренняя торговля была развита очень слабо. В деревню проникали лишь мелкие торговцы (типа позднейших коробейников). Продукция городских ремесленников, как правило, не получала значительного распространения на рынках внутри страны. Преобладала работа на заказ.
В конце IX и в первой половине X в. расширялись внешнеторговые связи Руси. Русские дружины с оружием в руках осваивали пути в наиболее передовые страны того времени — в Византию, Закавказье и Среднюю Азию. Русских купцов, ходивших вооруженными караванами, знали в Хорезме, Багдаде, Александрии, Константинополе, Регенсбурге, на Дунае и в славянских городах южной Прибалтики. Русские корабли постоянно плавали по «Русскому» (Черному) и «Хазарскому» или «Хорезмийскому» (Каспийскому) морям. Хорошо был известен морской путь по «Варяжскому» (Балтийскому) морю и далее вокруг Европы в Средиземное море, в Африку, в Рим и Константинополь.
Преодолевая сопротивление степных кочевников, таможенные рогатки византийских императоров и опасности далеких морских походов, русские дружины и купцы шли по путям, впервые проложенным ими еще в IV в., и привозили в Европу восточные шелковые ткани (называвшиеся во франции «русскими»), пряности и различное «узорочье».
Отделенное от стран Востока значительными пространствами и барьерами, которые создали кочевые орды (венгров, печенегов, половцев и т. д.), западноевропейское рыцарство охотно покупало русские изделия и другие товары, привезенные русскими купцами.
В Чехии и ряде других стран Центральной Европы оказывали большое внимание русским купцам, представляя им различные льготы. Предметами вывоза из Руси служили дорогие меха (русские названия которых вошли в языки других народов), воск, рабы. Вывозились также изделия русских «златокузнецов», хорошо известные в Европе, и оружейников (стальные клинки и кольчуги).
Несмотря на развитие внешней торговли, полностью сохранялся натуральный характер экономики страны. Громадная часть предметов вывоза не производилась как товар. Так, меха взимались господствующим классом с зависимого населения в виде дани или натурального оброка. Предметы ввоза не попадали в деревню, они шли лишь на удовлетворение потребностей господствующего класса феодалов и верхушки городского населения.
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.