Когда они поднялись на гору, Христос объяснил им истинный смысл события, которое должно совершиться. Он сказал: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после этого будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли... Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных, и они будут здоровы».
В IV и V веках праздник Вознесение Господне был уже всеобщим в Христианской Церкви. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник: она состоит из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу святому Иоанну Дамаскину. В древности с праздником Вознесения связывались разные обычаи и обряды, на Западе в некоторых римско-католических церквах совершалось поднятие статуи Христа до потолка храма, сопровождаемое церемониями и песнопениями.
Народ в память Вознесения Господня на небо пек большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Эти пироги назывались лесенками, лестовками, лествицами. Часто лестнички делались с семью перекладинами, что указывало на семь небес. По народному объяснению, лесенки пекли для того, чтобы Христу легче было подняться, вознестись на небо. Эти пироги приносили в церковь и служили над ними молебны. Кое-где пекли также блины — «Христу на онучи».
У русских на Вознесение женщины шли в поле и, поев там яичницу, бросали вверх ложки и яйца, чтобы рожь или лен были такими же высокими. А народ приметил: «Птицы стихают на сороковой день после Пасхи», «Вознесение — отцветают сады», «На Вознесение завивают березку: если она не завянет до дня Пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет еще год, а девка выйдет замуж». И еще: «На Вознесение в поле не работают. С Вознесения запахивают». На Вознесение пекли пироги с зеленым луком — лесенки — и угощали друг друга.
Троицко-семицкая неделя. Из многих забытых обычаев возрождается троицко-семицкая неделя, неделя после Вознесения перед Троицей, на седьмой неделе после Пасхи. Она получила такое народное название от семика (четверг), в старину ее еще называли «Русальной неделей» или «Зеленые святки».
Дни семицкой недели народ называл: вторник — задуши ы ми поминками, четверг — семиком, субботу — клечальным днем, а семицкие ночи называли воробьиными.
На семицкой неделе крестьяне украшали дома и крыльцо дома зеленью, цветами, а чаще — березовыми ветвями.
Задуши ые поминки — вторник. Говорили, будто покойники в этот день вспоминают о старой своей жизни и бродят по кладбищам. Поэтому в этот день несли на кладбище венки и березовые ветки и справляли на их могилах задушные поминки: ели и выпивали прямо на могиле или возле нее, оставляли на могилах разбитые яйца и блины с уверенностью, что эти приношения будут съедены покойниками. Здесь же на кладбище от горьких воспоминаний постепенно переходили к веселью.
Семик — четверг. Обычно в начале семицкой недели две-три девушки шли в лес выбирать березки для обряда, а в четверг целой толпой шли их завивать. Березка у русского народа с древних времен олицетворяла собой весеннюю природу. Девушки завивали ветви в венок у одной березы, сплетали макушки или ветви берез попарно, а потом «кумились» — целовались через венок и обменивались какими-нибудь вещами: нательными крестиками, платками, кольцами.
Затем одну березу украшали лентами, а угощение, которое они приносили с собой, раскладывали под березкой и водили вокруг нее хороводы с песнями. Угощение состояло чаще всего из желтых яиц, каравая, сдобников, яичницы.
Клечальная суббота. Это старое верование в русалок. Считали, что в этот день русалки бегали по полю, пели песни, а могли поймать человека и защекотать его насмерть. Поэтому вечером поселяне тоже собирались на полях, тоже пели песни, а с наступлением ночи, бегая с помелом, прогоняли русалок. После чего на рассвете купались в реке, не боясь русалок. В некоторых местах «провожали русалку»: девушку, наряженную русалкой, вели в поле, толкали в жито и старались поскорее убежать от нее в деревню.
В этот день усмиряли и водяного дедушку, который, встревоженный и огорченный появлением русалок, в полночь начинал поднимать воду из берегов так высоко, как будто бы гора вырастала из воды. Суеверные поселяне раскладывали по берегам огни и пели песни, тогда водяной смирялся, и вода входила в свои берега. Говорили, что там, где не предпринимали таких мер, случалось несчастье. Семик — девичий праздник, до шедший к нам из глубины веков. Он посвящался языческому богу Перуну, держателю гроз и молний, обладателю животворных сил, одевающему леса листьями, луга — муравой.