СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Структура Съезда народных депутатов России
Территориальный и национально-территориальный принципы формирования Съезда народных депутатов
Съезды народных депутатов России
Первый: 16 мая - 22 июня 1990 года
Второй (внеочередной): 27 ноября - 15 декабря 1990 года
Третий (внеочередной): 28 марта - 5 апреля 1991 года
Четвертый: 21 - 25 мая 1991 года
Пятый (внеочередной): первый этап - 10 - 17 июля 1991 года, второй этап 28 октября - 2 ноября 1991 года
Шестой: 6 - 21 апреля 1992 года
Седьмой: 1 - 14 декабря 1992 года
Восьмой (внеочередной): 10 - 13 марта 1993 года
Девятый (внеочередной): 26 - 29 марта 1993 года
Десятый чрезвычайный (внеочередной): 23 сентября - 4 октября 1993 года
К исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации относилось:
принятие Конституции (Основного Закона), внесение в нее изменений и дополнений;
определение внутренней и внешней политики государства;
ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения или дополнения Основного Закона;
принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Российской Федерации;
определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства;
решение вопросов об изменении государственных границ;
утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития, военного строительства;
формирование Верховного Совета Российской Федерации;
избрание Председателя Верховного Совета;
избрание Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета;
утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации;
утверждение Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда;
избрание судей Конституционного Суда Российской Федерации;
принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации;
отмена актов, принятых Верховным Советом, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Законы и постановления Съезда принимались большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации, если иное не было установлено Конституцией. Его прерогативой, в частности, являлось решение о проведении республиканского народного голосования (референдума). Депутатский корпус формировался следующим образом (всего 1068 мест): 900 - от территориальных избирательных округов; 168 - от национально-территориальных избирательных округов по нормам: четыре депутата от каждой республики, два депутата от автономной области, один депутат от каждого автономного округа и 84 депутата от краев и областей (исключая автономные образования), Москвы и Санкт-Петербурга.
Когда территориальные и национально-территориальные избирательные округа образовывались в основном с равной численностью избирателей, соответственно территориальные - на всем пространстве Российской Федерации, национально-территориальные - в пределах республики, края, области, автономной области, автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга. На 1 декабря 1992 года общее число народных депутатов России составляло 1041 человек, 27 депутатских мандатов оставались свободными. Съезд народных депутатов Российской Федерации созывался на первое заседание не позже, чем через два месяца после завершения выборов. Его открывал и вел Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов России, а после избрания Председателя Верховного Совета Российской Федерации и его заместителей - один из этих руководителей парламента. По представлению избираемой Съездом Мандатной комиссии принималось решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов недействительными. Очередные заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации проводились один раз в год. Внеочередные заседания Съезда собирались по инициативе Верховного Совета Российской Федерации, по предложению одной из его палат, Президиума, Председателя, не менее одной пятой членов Верховного Совета, Президента либо по инициативе республики в составе Российской Федерации в лице Совета народных депутатов, высшего органа государственной власти, края, области, автономной области и автономного округа. Более чем за три года функционирования новых высших представительных органов таких случаев было пять. Поводом для этого послужили: проблемы возрождения российской деревни (Второй Съезд, ноябрь - декабрь 1990 года); социально-экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации, учреждение поста Президента (Третий Съезд, март - апрель 1991 года); приведение к присяге Президента и выборы нового Председателя Верховного Совета (Пятый Съезд, первый этап - июль 1991 года, второй - октябрь - ноябрь 1991 года); инициирование процедуры отрешения Президента Российской Федерации в связи с его попыткой введения особого порядка управления страной 21 марта 1993 года (Девятый Съезд, март 1993 года); противодействие попытке государственного переворота, предпринятой Президентом в связи с его Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 (Десятый Съезд, сентябрь - октябрь 1993 года).
Созывы Съезда народных депутатов знаменовали собой важные этапы общественно-политической жизни страны.
Органами, непосредственно подотчетными Съезду народных депутатов и постоянно действующими в период между съездами, были:
Конституционная комиссия;
Мандатная комиссия;
Комиссия по вопросам депутатской этики;
Комиссия по соблюдению Регламентов Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
Конституционная комиссия Съезда народных депутатов Российской Федерации Председатель: ЕЛЬЦИН Борис Николаевич
Заместитель Председателя: ХАСБУЛАТОВ Руслан Имранович
Ответственный секретарь: РУМЯНЦЕВ Олег Германович
Мандатная комиссия Съезда народных депутатов Российской Федерации Председатель: ВЯТКИН Герман Платонович
Комиссия по этике Съезда народных депутатов Российской Федерации Председатель: СИДОРЕНКО Юрий Сергеевич
Комиссия по соблюдению Регламентов Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации Председатель: ДОРОФЕЕВ Григорий Петрович.